«ЗЕЛЁНАЯ СТЕНА» КИТАЯ: ОСМЫСЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРУ И ИСТОРИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА
Конференция: CCCXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Филология
лауреатов
участников
лауреатов


участников



CCCXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
«ЗЕЛЁНАЯ СТЕНА» КИТАЯ: ОСМЫСЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРУ И ИСТОРИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема опустынивания в Китае и проект «Зелёная Китайская стена» через призму литературных источников и исторических хроник. Цель работы — показать, как поэтические описания и свидетельства прошлого не только фиксируют истоки экологической деградации, но и формируют культурный контекст для осмысления масштабных природоохранных инициатив. На основе анализа текстов династии Сун и Тан, записей Марко Поло и современных отчетов оценивается эффективность проекта, его экологические последствия и перспективы.
Ключевые слова: опустынивание, «Зелёная Китайская стена», литература, экология.
Опустынивание – одна из самых серьёзных экологических проблем, ведущая к деградации земель и угрожающая жизни миллионов людей. Особенно остро она проявилась в 1968–1973 гг., когда засуха в Сахаре привела к гибели тысяч людей. Сегодня опустынивание продолжает сокращать сельскохозяйственные ресурсы, что особенно заметно в Китае: если в середине XX века пустыни занимали 10% его территории, то сейчас – уже 27%.
Для борьбы с этой проблемой в 1978 году Китай запустил проект «Зелёная Китайская стена», направленный на восстановление 350 тыс. км² земель за счёт посадки засухоустойчивых растений. Исторические и литературные источники служат уникальным свидетельством постепенной деградации некогда цветущих ландшафтов Китая. Поэт Су Ши эпохи династии Сун в своём сборнике «Лес записей Дун-по» запечатлел красоту природы, которая уже была под угрозой: «Под горой ростки орхидей ручеек омывает неспешно. //Песчаная тропа меж сосен- чистая, без грязи- вьется...». [4]
Однако за этими идиллическими картинами скрывалась суровая реальность. Тот же Су Ши с горечью констатировал: «Бог смотрел на горы и холмы, //Где дубы и деревья «и» были повырублены». [4]
В предисловии к сборнику «Ванчуань цзи» Ван Вэй отмечал, что нет ничего дороже, чем единство человека с природой: «Мое убежище в долине реки Ван, остановитесь и осмотрите ров Мэнчэн, холм Хуацзыган, перевал, где рубили бамбук, беседку Вэньсин, Оленью рощу, рощу Мулань...». [2] Для китайской литературы каждая деталь в произведении имеет свое скрытое значение, а природные объекты являются активными участниками повествования, отражающий не столько материальное состояние персонажа, сколько его внутренний мир. Глубина понимания природы, столь важная для писателя, становится невозможной, когда природа сама оказывается на грани уничтожения.
Эти тексты являются не просто описаниями, а документами экологического кризиса, корни которого уходят вглубь веков. Марко Поло в XIII веке отмечал практику выжигания лесов, что привело к долговременной эрозии почв. [1] Даже воспетое озеро Сиху, место вдохновения философов и писателей, начало превращаться в болото, о чем предупреждали современники: вода в Западном озере мелеет, трава растёт посреди него, если не принять необходимые меры, то через несколько десяток лет водоем исчезнет. Осознание масштабов катастрофы, впервые столь ярко описанной литераторами, побудило власти к действию. В 1978 году был запущен проект «Зелёная Китайская стена». Его методы включали как традиционную посадку деревьев (тополь, лиственница), так и инновации — например, авиационный посев («сидбомбинг»). Важным шагом стала земельная реформа 2003 года, которая сделала крестьян собственниками посадок, а также введение «Праздника посадки деревьев» 12 марта. [3] Результаты впечатляют: к 2024 году создан 3000-километровый зелёный пояс, лесистость выросла до 25%, а песчаные бури сократились на 70%. Данные NASA подтверждают значительный вклад проекта в глобальное озеленение и борьбу с опустыниванием. [5] Таким образом, литературные свидетельства прошлого позволяют глубже понять историческую глубину экологических проблем Китая. Проект «Зелёная Китайская стена» предстает не только как технологический и административный ответ на опустынивание, но и как попытка вернуть стране утраченные ландшафты, воспетые поэтами. Синтез масштабных посадок, альтернативных методов и современных технологий, вдохновленный в том числе и культурной памятью о «зеленом» прошлом, позволяет смотреть в будущее проекта с оптимизмом.