ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА, СИСТЕМНЫЙ «ВЕКТОР», НАПРАВЛЕННЫЙ НА ДОСТИЖЕНИЕ ПУБЛИЧНОГО ИНТЕРЕСА
Конференция: CCCXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Технические науки

CCCXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА, СИСТЕМНЫЙ «ВЕКТОР», НАПРАВЛЕННЫЙ НА ДОСТИЖЕНИЕ ПУБЛИЧНОГО ИНТЕРЕСА
PRINCIPLES OF PUBLIC AUDIT, A SYSTEMIC “VECTOR” AIMED AT ACHIEVING THE PUBLIC INTEREST
Elfimov Ilya Mikhailovich
Master's Student, Tyumen Industrial University, Russia, Tyumen
Sirotkin Mark Olegovich
Master's Student, Tyumen Industrial University, Russia, Tyumen
Аннотация. В статье раскрывается роль основополагающих начал государственного аудита как целостной системы, формирующей целевой «вектор» деятельности. Доказывается, что синергия нормативно закрепленных принципов направляет работу органов финансового контроля в сторону обеспечения верховенства закона, повышения эффективности и достижения общественно значимых результатов. Особое внимание уделяется аудиту эффективности как практической реализации данного вектора.
Abstract. The article explores the role of the fundamental principles of public audit as a holistic system that shapes the target "vector" of activity. It demonstrates that the synergy of normatively enshrined principles guides the work of financial control bodies toward ensuring the rule of law, improving efficiency, and achieving socially significant results. Particular attention is paid to performance auditing as the practical implementation of this vector.
Ключевые слова: государственный аудит, принципы государственного аудита, системный вектор, публичный интерес, верховенство права, эффективность, государственный финансовый контроль, аудит эффективности, общественное доверие, синергия принципов.
Keywords: public audit, principles of public audit, systemic vector, public interest, rule of law, efficiency, public financial control, performance audit, public trust, synergy of principles.
Ключевые начала, лежащие в основе государственного аудита, представляют собой не просто набор формальных требований. Они выполняют роль несущей конструкции, которая определяет архитектонику, внутреннюю организацию и функциональную направленность всей системы государственного финансового контроля. Именно от их четкости, непротиворечивости и практической реализуемости зависит способность государства обеспечивать прозрачное и ответственное управление публичными ресурсами. Эти принципы трансформируют аудит из технической процедуры проверки в стратегический инструмент управления, нацеленный на создание публичной ценности.
Правовое поле, регулирующее аудиторскую деятельность в Российской Федерации, формируется в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (далее – закон об аудиторской деятельности) и "Кодексом профессиональной этики аудиторов (утв. решением Правления СРО ААС от 14.03.2025, протокол N 725) (далее – Кодекс). Напрямую принципы в законе об аудиторской деятельности не указаны, однако в части 3 статьи 7 указанного нормативно-правового акта, говорится о наличии принципов, правилах поведения профессиональной этики, содержащейся в кодексе. Анализ указанного акта позволяет вычленить систему взаимосвязанных принципов, которые составляют методологический каркас контроля.
Следующая таблица систематизирует эти фундаментальные начала:
Таблица 1.
Систематизация. Фундаментальные начала
|
Принцип: |
Содержательное наполнение и нормативное обоснование: |
|
Честность |
Прямодушия и правдивости во всех профессиональных и деловых взаимоотношениях. Аудитор обязан действовать открыто и добросовестно, его заключения и действия не должны быть связаны с каким-либо мошенничеством или обманом. |
|
Объективность |
Принцип, обязывающий аудитора сохранять непредвзятость, беспристрастность и независимость суждений. Его профессиональные выводы не должны подвергаться влиянию конфликта интересов, предубеждений, давления со стороны проверяемых организаций или иных заинтересованных лиц. |
|
Профессиональная компетенция и должная тщательность |
Обязательство поддерживать профессиональные знания и навыки на уровне, обеспечивающем качественное оказание услуг. Аудитор должен действовать в соответствии с действующими стандартами, прилагая все необходимые усилия для обеспечения точности и надежности выводов. |
|
Конфиденциальность |
Обязательство не разглашать информацию, полученную в ходе профессиональной деятельности, третьим лицам без надлежащих полномочий, за исключением случаев, когда раскрытие информации прямо предусмотрено законодательством. |
|
Профессиональное поведение |
Требование соответствовать действующему законодательству и избегать любых действий, которые могли бы опорочить профессию аудитора. Аудитор должен демонстрировать ответственность, надежность и добросовестность, что укрепляет репутацию всей системы государственного финансового контроля в глазах общества. |
Рассмотренные принципы обретают свою полную значимость не изолированно, а в своей системной взаимосвязи. Их совокупность образует целостный механизм, создающий мощный направляющий импульс — системный «вектор». Этот вектор ориентирует всю аудиторскую деятельность на достижение стратегических целей: верховенства права, роста эффективности государственных расходов и, как следствие, увеличения публичной ценности для общества.
Эффект синергии, при котором совместное действие принципов превосходит простую сумму их отдельных воздействий, удачно иллюстрируется метафорой. Как отмечает госпожа Сперанская в контексте педагогического проектирования, «Само проектирование индивидуального образовательного маршрута студента...» носит векторный характер, то есть задает общее направление движения. Эта аналогия в полной мере применима и к системе принципов аудита. Они не просто регламентируют отдельные действия, а именно «задают общее направление движения», сообщая деятельности свойства целенаправленности и осмысленности, «неся» ее к заданным ориентирам. Так, принцип честности создает пространство и для объективности, а профессиональная компетентность наполняет это пространство качественным содержанием, что в итоге и служит укреплению доверия.
Среди разнообразных форм контроля именно аудит является наиболее рельефным воплощением описанного системного вектора. Если традиционный финансовый контроль в основном сфокусирован на прошлом, а именно соблюдение правильности уже совершенных операций, то аудит эффективности обращен в будущее. Его главная задача — оценить, насколько достигнуты цели государственных и иных программ, и насколько оптимально были использованы ресурсы для их реализации. Таким образом, данный вид аудита является практической манифестацией направленности на результат. Он отвечает на ключевой вопрос с позиции публичного интереса: «Что получило общество от вложенных государственных средств?».
Государственного аудита имеет прямое следствие в виде укрепления доверия граждан к институтам власти. Когда общество видит, что контрольная деятельность осуществляется независимо, профессионально и нацелена на оценку реальной отдачи от бюджетных расходов, это формирует убежденность в добросовестности и эффективности государства.
Следовательно, принципы, выступая в роли единого системного вектора, выполняют не только внутреннюю организационную функцию, но и важнейшую внешнюю коммуникативную роль. Они служат мостом между государством и обществом, укрепляя легитимность власти через демонстрацию прозрачности, подотчетности и ориентации на достижение публичного блага.





