ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Конференция: CCCXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция

CCCXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Прекращение существования компании, хотя и выглядит как простая формальность, на самом деле представляет собой комплексный юридический процесс, характеризующийся противоречиями и недоработками в законодательстве.
Действующее российское законодательство, которое регламентирует процесс ликвидации организаций, вызывает множество вопросов у юристов, что подчеркивает значимость данного исследования. Проблема осложняется тем, что ликвидация касается не только внутренних дел компании, но и её отношений с партнерами, кредиторами, государственными учреждениями и другими участниками экономических отношений.
Институт ликвидации юридических лиц в российском праве прошел существенный путь развития, отражая трансформации в экономике, политике и общественном сознании. Современные условия диктуют необходимость переосмысления этого института с учетом исторического опыта для повышения его эффективности.
История ликвидации юридических лиц в России тесно связана с развитием государства и его экономической системы. Историки права выделяют дореволюционный, советский и современный периоды. Мы поддерживаем эту периодизацию и считаем необходимым для дальнейшего исследования разделить развитие норм о прекращении деятельности на указанные этапы: дореволюционный (XVII в. – 1917 г.), советский (1917 – 1991 гг.) и постсоветский (с 1991 г. по настоящее время) [2].
В законодательстве дореволюционной эпохи ликвидация определялась как юридический процесс, начинающийся с принятия решения о прекращении деятельности. В то время активно использовался термин «ликвидация имущества» юридического лица. К началу XX века дореволюционная доктрина сформировала единообразный подход к термину «ликвидация», понимая под ней порядок завершения дел юридического лица после решения о прекращении деятельности, включающий завершение отношений с третьими лицами и подготовку имущества к разделу между участниками. Однако, оставались спорные вопросы о моменте «окончательного» прекращения товарищества и включении раздела имущества в определение ликвидации [1].
Дореволюционное законодательство в силу фрагментарности и отсутствия системности создавало правовую неопределенность. Правовое регулирование как единый механизм отсутствовало, а нормы, касающиеся прекращения деятельности, были разрозненными. Отсутствие единого определения и процедуры приводило к правовой неясности и произволу. Существующие нормы больше напоминали набор правил, регулирующих лишь отдельные аспекты процесса. Итак, ликвидация в дореволюционной России носила скорее описательный характер.
Советский период отмечен усилением государственного контроля над экономикой. Ликвидация предприятий происходила по решению государства в рамках плановой экономики. Процедура была формализована, но зависела от политической конъюнктуры. Переход к рыночной экономике в 1990-х годах привел к значительным изменениям. Были приняты новые законы, направленные на защиту прав кредиторов и обеспечение прозрачности [1].
В современной России вопросы прекращения существования компаний регулируются положениями Гражданского кодекса и другими нормативно-правовыми актами. Процесс закрытия бизнеса может реализовываться в различных формах, наиболее распространенной из которых является ликвидация. Хотя четкое определение ликвидации в законе отсутствует, статья 61 ГК РФ устанавливает, что она означает прекращение деятельности организации без передачи прав и обязанностей другим лицам в порядке правопреемства. Несмотря на прогресс, сохраняются определенные трудности. Сложность бюрократических процедур и неэффективное взаимодействие между государственными органами часто приводят к затяжным судебным процессам и неоправданным задержкам в ходе ликвидации. Даже при наличии соответствующих законов, обеспечение прав кредиторов на практике остается сложной задачей. Нередки случаи, когда активы ликвидируемой организации распределяются незаконно, нанося ущерб интересам кредиторов. Злоупотребления со стороны недобросовестных участников рынка, включая создание фиктивных компаний с целью уклонения от налогов и других обязательств, остаются актуальной проблемой. Необходимо усилить систему предупредительных мер, направленных на раннее выявление финансовых проблем и предотвращение несостоятельности предприятий. В заключение, изучение исторического опыта регулирования ликвидации юридических лиц позволяет проследить эволюцию этого института в российском праве. Путь от разрозненности и неопределенности к систематизации и формализации привел к созданию современного института ликвидации. На сегодняшний день институт ликвидации юридических лиц в России регулируется Гражданским кодексом РФ и рядом других нормативных актов. Несмотря на определенные улучшения, ряд проблем остается актуальными. Сложная бюрократическая процедура, несовершенство механизмов взаимодействия между различными органами власти, зачастую приводит к длительным судебным разбирательствам и неоправданным задержкам в процедуре ликвидации.





