Статья:

СОВРЕМЕННЫЙ ЛОГИСТ 2025: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ НА СТЫКЕ ДАННЫХ, УСТОЙЧИВОСТИ И СЕРВИСА — ВЗГЛЯД СТУДЕНТОВ И ПРАКТИКОВ

Конференция: CCCXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Чичкова К.Е. СОВРЕМЕННЫЙ ЛОГИСТ 2025: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ НА СТЫКЕ ДАННЫХ, УСТОЙЧИВОСТИ И СЕРВИСА — ВЗГЛЯД СТУДЕНТОВ И ПРАКТИКОВ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 42(321). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/42(321).pdf (дата обращения: 18.12.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВРЕМЕННЫЙ ЛОГИСТ 2025: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ НА СТЫКЕ ДАННЫХ, УСТОЙЧИВОСТИ И СЕРВИСА — ВЗГЛЯД СТУДЕНТОВ И ПРАКТИКОВ

Чичкова Ксения Евгеньевна
студент, ОГАПОУ Ульяновский Авиационный Колледж- Межрегиональный Центр Компетенций, РФ, г. Ульяновск
Пронина Наталья Михайловна
научный руководитель, д-р мед. наук, ОГАПОУ Ульяновский Авиационный Колледж- Межрегиональный Центр Компетенций, РФ, г. Ульяновск

 

Аннотация. Статья представляет аналитический обзор эволюции роли современного логиста с сопоставлением ожиданий двух ключевых групп стейкхолдеров — студентов (молодых специалистов) и практиков отрасли. На основе международных и российских публикаций, отраслевых отчетов и профессиональных стандартов разработана концептуальная модель компетенций современного логиста (4D: Data, Design, Delivery, Development), включающая цифровую грамотность и аналитику данных; процессное проектирование и интеграцию цепей поставок.

 

Ключевые слова: логистика; управление цепями поставок; компетенции; цифровизация; устойчивость; риск-менеджмент

 

Введение

Логистика переживает системную трансформацию под влиянием e-commerce, сервиса «последней мили», автоматизации, данных реального времени и ужесточения требований к устойчивости. Роль логиста смещается от оператора отдельных звеньев к архитектору сквозных процессов, интегрирующему технологии (WMS/TMS, ERP, APS, IoT, цифровые двойники), людей и поставщиков в единую систему с управлением рисками и сервисом. На этом фоне встает вопрос: каким должен быть современный логист и как различаются ожидания студентов и действующих профессионалов? Ответ на него важен для выравнивания образовательных программ и практик работы с талантами с реальными потребностями бизнеса.

Актуальность исследования

  • Растущая волатильность спроса и поставок требует от логистов компетенций в устойчивости, стресс-тестировании и управлении рисками.
  • Регуляторные и рыночные запросы на декарбонизацию повышают значимость метрик углеродного следа, оптимизации маршрутов и упаковки, выбора устойчивых модов транспорта.
  • Цифровизация (аналитика, платформенные экосистемы, автоматизация складов) меняет профиль навыков — от «ручного» управления к data-driven принятию решений.

Цель исследования: сформировать актуальный профиль компетенций «современного логиста», сопоставив ожидания студентов и практиков, и предложить рекомендации для образования и бизнеса по их выравниванию.

Задачи исследования

1) Выполнить аналитический обзор литературы и отраслевых отчетов по компетенциям логиста.

2) Описать ключевые тренды, изменяющие профессию (цифровизация, устойчивость, риск-менеджмент, омниканальность).

3) Сформулировать модель компетенций 4D и карту метрик эффективности.

4) Предложить инструменты сокращения разрывов: учебные форматы, сертификации, партнерства.

Методологическая основа

Работа носит концептуально-аналитический характер и опирается на:

  • академические труды по логистике и цепям поставок;
  • международные отчеты (LPI Всемирного банка, DHL Trend Radar, State of Logistics, отчеты консалтинговых и профессиональных организаций);
  • анализ типовых учебных планов и практик дуального обучения.

Эмпирические опросы автором не проводились; выводы носят синтетический характер с опорой на вторичные источники.

1. Тренды, формирующие профиль современного логиста

  • Устойчивость к сбоям: стресс-тесты, мультисорсинг, буферные стратегии, nearshoring, синхронизация планирования и исполнения.
  • Клиентоцентричность: ускорение и вариативность сервиса (SLAs, time windows, last-mile), управление cost-to-serve.
  • Автоматизация и ИИ: роботизированные комплексы, ML-прогнозирование, цифровые двойники, решение «человек-в-петле» для ответственных решений.

2. Модель компетенций 4D

  • Data (данные и аналитика): сбор/качественность данных, визуализация (BI), SQL/Excel/Python на прикладном уровне, метрики OTIF, fill rate, inventory turns, CO2e/отправление.
  • Design (процессное проектирование): сквозное моделирование AS-IS/TO-BE, SCOR, Lean/Kaizen, slotting и layout, выбор модов перевозки, make-or-buy, SOP/IBP.
  • Delivery (исполнение и устойчивость): диспетчирование, управление исключениями, риск-менеджмент, обеспечение качества сервиса, комплаенс (включая безопасности цепи поставок).

3. Взгляд студентов и практиков: предполагаемые различия

Приоритеты студентов (типично):

  • высокий интерес к современным инструментам (BI, роботизация, цифровые двойники);
  • ожидание гибридного формата работы, гибкого графика, прозрачной траектории роста;

Приоритеты практиков (типично):

  • надежность сервиса и стабильность процессов важнее «инструментальной новизны»;
  • стандартизация, безопасность, комплаенс, отказоустойчивость и контроль TCO;

Зона разрыва:

  • ожидания скорого роста vs. потребность в глубокой операционной экспертизе;
  • фокус на «инструментах» vs. фокус на процессе, данных и метриках;

4. Как сокращать разрыв: предложения

  • Дуальное обучение: 2–3 дня на площадке партнера + 2–3 дня в вузе; четкие логистические роли в проектах.
  • Проектно-ориентированное обучение: кейс-спринты с реальными данными (псевдонимизированными), хакатоны по маршрутизации/прогнозированию.
  • Симуляции и цифровые двойники: тренажеры склада и транспорта, моделирование «что-если» с оценкой KPI и CO2e.

5. Карта метрик эффективности для современного логиста

  • Сервис: OTIF/OTD, fill rate, lead time variability.
  • Стоимость: cost per order/stop, total logistics cost %, cost-to-serve по сегментам.
  • Запасы: inventory turns, DIO, оборачиваемость по ABC/XYZ.

6. Практические импликации

  • Для образовательных программ: обновление учебных планов под 4D-модель; введение модулей по BI/данным, SOP/IBP, устойчивости; классы-симуляторы; проекты с компаниями; оценка по портфолио KPI.
  • Для компаний: карты ролей и компетенций, маршруты развития «операции → аналитика → архитектура процессов»; внутренние академии; совместные лаборатории с вузами; открытые датасеты/кейсы; внутренние сертификации и наставничество.

Ограничения и направления дальнейших исследований:

  • Работа основана на вторичных источниках; эмпирическая верификация различий в приоритетах студентов и практиков требует репрезентативных опросов и интервью.
  • Перспективно изучение отраслевых различий (FMCG, фарма, e-grocery, тяжелая промышленность), а также влияния автоматизации и ИИ на структуру занятости в логистике.
  • Полезны квазиэксперименты по эффективности учебных интервенций (симуляции, дуальные программы) с измеримыми KPI «входа в профессию».

Заключение

Современный логист — это T- и π-образный профессионал, сочетающий глубокую операционную экспертизу с цифровой и аналитической грамотностью, а также навыками устойчивости и управления изменениями. Сопоставление ожиданий студентов и практиков выявляет разрыв между ориентацией на инструменты и потребностью бизнеса в надежности, стандартах и метриках. Предложенная 4D-модель (Data, Design, Delivery, Development), карта KPI и набор образовательных и организационных практик служат основой для выравнивания подготовки кадров и требований рынка. Реализация рекомендаций — дуальное обучение, симуляции и цифровые двойники, микроквалификации, наставничество и стандартный словарь KPI — позволяет ускорить создание ценности, повысить устойчивость цепей поставок и улучшить экологические и экономические результаты

 

Список литературы:
1. Ассоциация по управлению цепями поставок. SCOR Digital Standard [Электронный ресурс] / ASCM. – URL: https://www.ascm.org/products-resources/publications-tools/scor-model/ (дата обращения: 18.11.2025).
2. Всемирный банк. Подключаясь к конкуренции 2023: Торговая логистика в эпоху устойчивых цепей поставок [Электронный ресурс] / Всемирный банк. – 2023. – URL: https://www.worldbank.org/en/topic/logistics/publication/connecting-to-compete-2023-trade-logistics-in-the-age-of-resilient-supply-chains (дата обращения: 18.11.2025).
3. Международная организация по стандартизации. ISO 28000:2022 Безопасность и устойчивость – Системы менеджмента безопасности – Требования [Электронный ресурс] / ISO. – Женева, 2022. – URL: https://www.iso.org/standard/83281.html (дата обращения: 18.11.2025).
4. Совет по управлению цепями поставок. 34-й ежегодный отчет о состоянии логистики [Электронный ресурс] / CSCMP. – 2023. – URL: https://cscmp.org/knowledge/state-of-logistics/ (дата обращения: 18.11.2025).
5. Deloitte. Будущее цепочек поставок: новые горизонты эффективности и устойчивости [Электронный ресурс] / Deloitte. – 2023. – URL: [указать актуальный URL соответствующего отчета на сайте Deloitte, например: https://www2.deloitte.com/us/en/insights/focus/supply-chain/future-of-supply-chain.html] (дата обращения: 18.11.2025).
6. DHL. Логистический радар трендов 2024 [Электронный ресурс] / DHL. – 2024. – URL: https://www.dhl.com/global-en/logistics-trend-radar (дата обращения: 18.11.2025).
7. Gartner. 25 лучших цепей поставок Gartner за 2023 год [Электронный ресурс] / Gartner. – 2023. – URL: https://www.gartner.com/en/supply-chain/insights/top-25-supply-chains (дата обращения: 18.11.2025).