ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУТОВ ТРУДА И ОБРАЗОВАНИЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Конференция: CCCXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика

CCCXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУТОВ ТРУДА И ОБРАЗОВАНИЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
TRANSFORMATION OF LABOR AND EDUCATION INSTITUTIONS UNDER THE INFLUENCE OF INFORMATION TECHNOLOGY
Haichuk Valeryia Nikolaevna
Student, Department of Management, Belarusian state University of Informatics and Radioelectronics, Republic of Belarus, Minsk
Pleshak Alexander Nicolaevich
Student, Department of Management, Belarusian state University of Informatics and Radioelectronics, Republic of Belarus, Minsk
Zabrodskaya Natalia Georgiyevna
PhD (Economics), Associate Professor, Belarusian State University of Informatics and Radioelectronics, Republic of Belarus, Minsk
Аннотация. Цифровизация, являясь важным фактором экономического роста и автоматизации, выдвигает новые требования к высшему образованию. На фоне «производительностного парадокса» и роста цифрового неравенства становится очевидной необходимость системных изменений в деятельности вузов. Трансформация высшей школы должна включать не только обновление технологий, но и пересмотр содержания образования, развитие человеческого капитала и модернизацию управленческих механизмов.
Abstract. Digitization, being an important factor of economic growth and automation, imposes new demands on higher education. Against the background of «productivity paradox» and growing digital inequality, the need for systemic changes in the activities of universities becomes evident. The transformation of higher education should include not only updating technology, but also rethinking the content of education, developing human capital, and modernizing governance mechanisms.
Ключевые слова: цифровая трансформация; электронное обучение; цифровые компетенции; управление вузом; дистанционные технологии; человеческий капитал.
Keywords: digital transformation; e-learning; digital competencies; university management; distance learning technologies; human capital.
Современная система высшего образования быстро меняется под влиянием цифровизации и новых требований к подготовке специалистов. Как и в других сферах, технологии становятся необходимым инструментом повышения эффективности и качества взаимодействия. Государственная политика поддерживает переход к электронному обучению: обновлённый Кодекс об образовании (Закон от 14.01.2022 № 154-З) закрепляет использование дистанционных технологий и электронных платформ, формируя правовую основу для цифровой модернизации высшей школы.
Изменения профессиональной среды и требования работодателей показывают нехватку у молодых специалистов навыков командной работы, предпринимательского мышления и аналитики, что делает необходимым обновление содержания и методов обучения. Поколение Z, выросшее в цифровой среде, ожидает интерактивных форм и гибких цифровых решений. Вузы активно внедряют системы дистанционного обучения, например LMS Moodle, обеспечивающие удобный доступ к материалам и контроль активности студентов.
Цифровизация также предполагает внедрение специализированного программного обеспечения и адаптацию дисциплин к цифровой среде. В условиях ограниченного доступа к зарубежным продуктам возрастает необходимость использования отечественных решений, что связано с курсом на технологическую независимость. Параллельно меняется роль преподавателя и структура учебного процесса, формируются новые модели взаимодействия в цифровом образовательном пространстве.
В итоге цифровая трансформация высшего образования объединяет традиционные и современные подходы, расширяет электронную образовательную среду и развивает онлайн-курсы и цифровые компетенции студентов. Изменения охватывают и учебный процесс, и управление вузами, повышая требования к технической поддержке и созданию электронных материалов. Такая модернизация формирует специалистов, готовых работать в условиях цифровой экономики и востребованных на современном рынке труда.





