Анализ результатов контрольной работы налоговых органов Республики Бурятия по УСН
Конференция: XVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
XVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Анализ результатов контрольной работы налоговых органов Республики Бурятия по УСН
ANALYSIS OF RESULTS OF CONTROL WORK OF TAX BODIES OF THE REPUBLIC OF BURYATIA UNDER THE SIMPLIFIED SYSTEM OF TAXATION
Ecatherine Buholtseva
undergraduate, Department of Accounting, Analysis, Audit and Taxation. East Siberian State University of Technology and Management, Russia, Ulan-Ude,
Аннотация: В статье проанализированы результаты контрольной работы налоговых органов Республики Бурятия по УСН. Изучены суммы начисленных и фактически уплаченных платежей по УСН в бюджет Республики Бурятия. Перечислены основные ошибки, выявленные налоговыми органами в ходе проверок по УСН. Предложены пути совершенствования налогового контроля.
Аbstract. The article analyzes the results of the control work of the tax authorities of the Republic of Buryatia on a simplified taxation system. The amounts of accrued and actually paid payments under the simplified system of taxation to the budget of the Republic of Buryatia were studied. The main errors identified by the tax authorities in the course of inspections under the simplified taxation system are listed. Ways of improving tax control are suggested.
Ключевые слова: упрощенная система налогообложения (УСН), налоговое
Keywords: simplified taxation system (USN), tax administration, tax control, exit and cameral tax inspections.
В современных экономических условиях на развитие малого и среднего бизнеса оказывают влияние внешние и внутренние факторы. Существенное влияние оказывают внешние факторы, среди которых можно выделить экономические, правовые и организационные (налоговое администрирование и контроль).
По мнению И.А. Перенко, В.А. Красницкого, налоговое администрирование - это система управления государством налоговыми отношениями [2]. Налоговый контроль является одним из основных элементов налогового администрирования.
Существующие противоречия норм гл.26.2 НК РФ, а также факторы, связанные с правовым регулированием налогового контроля, затрудняют администрирование налога, взимаемого по упрощенной системе, что неблагоприятно отражается на налоговых поступлениях в бюджетную систему России.
Рассмотрим суммы начисленных и фактически уплаченных платежей по УСН в бюджет Республики Бурятия за период 2015 - 2017 гг., которые показаны в таблице 1[3].
Из таблицы видно, что количество налогоплательщиков, применяющих УСН, с каждым годом неуклонно растет. Темпы уплаты данного налога также увеличиваются. Так, в 2017 году сумма поступлений составила 1 264.9 млн.руб., что на 122.3 млн.руб. больше, чем в 2016 г. Положительная динамика также наблюдалась в 2016 г., поступления увеличились на 32.9 млн.руб. по сравнению с 2015 г.
Таблица 1.
Количество налогоплательщиков и поступления налогов, взимаемых в связи с применением УСН в Республике Бурятия, млн.руб.
2015 год |
2016 год |
2017 год |
||||||
Кол-во тыс.ед. |
Начислено |
Уплачено |
Кол-во тыс.ед. |
Начислено |
Уплачено |
Кол-во тыс.ед. |
Начислено |
Уплачено |
16,1 |
1 210,0 |
1 109,7 |
16,4 |
1 118, 6
|
1 142,6 |
17,2 |
1 211, 4 |
1 264,9 |
Следует отметить, что процент выполнения плана с каждым годом увеличивается, так в 2015г. он составил - 91,71 %, в 2016 г. -102,15%, в 2017 г. - 104,41%. Это говорит о повышении эффективности налогового администрирования по данному налогу.
Для выявления нарушений в части налогового законодательства налоговые органы применяют камеральные и выездные налоговые проверки.
Основным отличием камеральной налоговой проверки от выездной это то, что она проводится по месту нахождения налогового органа. Чаще всего КНП проводятся по определенным основаниям, так как проведение проверки не представляется возможным в отношении всех деклараций, поданных налогоплательщиками. Срок проведения камеральной проверки составляет 3 месяца со дня представления налоговой декларации в налоговый орган.
В соответствии с п. 1. ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Если налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения ВНП, в данном случае проверка будет осуществляться по месту нахождения налогового органа. Данная проверка проводится в течение 2 месяцев. В случае необходимости срок проверки может быть продлен до 4 месяцев, а в некоторых случаях до 6 месяцев.
Основаниями для включения в план выездных налоговых проверок налогоплательщиков, применяющих УСН, могут служить:
– при определении налоговой базы с объектом обложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», расходы превышают более чем на 90 % доходы на протяжении одного или нескольких периодов;
– отражение убытка в декларации с объектом обложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» ан протяжении нескольких налоговых периодов;
– в случае превышения, законодательно уставленной для применения УСН, предельной средней численности работников.
Ограничивающим фактором развития предпринимательства является частые проверки со стороны налоговых органов. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть общее количество налоговых проверок, проводимых налоговыми органами за период 2015-2017 гг. (табл. 2) [3].
Таблица 2.
Количество проведенных камеральных и налоговых проверок за период 2015 - 2017 гг.,ед.
Наименование показателей |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||
КНП |
ВНП |
КНП |
ВНП |
КНП |
ВНП |
|
Российская Федерация |
31 943 004 |
30 663 |
39 977 882 |
26 043 |
55 859 332 |
20 162 |
Сибирский федеральный округ |
3 917 505 |
3 755 |
4 949 594 |
3 199 |
6 937 550 |
2 602 |
Республика Бурятия |
171 456 |
142 |
196 307 |
111 |
281 902 |
100 |
Представленные результаты, говорят об общем увеличении проводимых камеральных проверок налоговыми органами как в целом по России, так и в СФО. Так, количество камеральных проверок в России в 2017 году увеличилось на 39,72 % и составило 55,9 млн.ед. Количество выездных проверок, напротив, с каждым годом неуклонно сокращается, так количество ВНП в 2017 г. уменьшилось на 22,6 %.
Руководитель ФНС России рассказал, что внедрение в работу инновационных технологий позволило концептуально поменять парадигму контрольной работы, планомерно снижать административную нагрузку на налогоплательщиков. «Выездные проверки стали крайне редкой мерой реагирования на нарушения налогового законодательства», - отметил Михаил Мишустин. По итогам 2017 года количество выездных налоговых проверок снизилось на 23% (с 26 до 20 тысяч), при этом их результативность выросла в 1,4 раза. Всего за 5 лет число выездных проверок снизилось более чем в 2 раза[4].
В Республике Бурятия в 2017 году общее количество ВНП составило 90,09 % от уровня 2016г. Напротив, количество КНП возросло на 43,6 %.
Налоговый контроль при применения УСН является разновидностью государственного налогового контроля, осуществляемый налоговыми органами в отношении субъектов УСН.
Механизм УСН предоставляет налогоплательщикам возможности для необоснованного занижения налоговых обязательств. Противоречия норм гл.26.2 НК РФ для целей налогового контроля затрудняют применение в отношении субъектов УСН существующих методик налоговых проверок, так как они не позволяют выявить неучтенные объекты налогообложения (доходы) [1, C.26].
Рассмотрим результаты налоговых проверок в РБ за период 2015 - 2017 гг., которые приведены в таблице 3 и 4 [3].
Таблица 3.
Результаты контрольной работы налоговых органов Республики Бурятия по налогу, взимаемому в связи с применением УСН, ед.
Наименование показателей |
Количество проведенных выездных проверок |
Количество проведенных камеральных проверок |
||
Всего |
из них, выявивших нарушения |
Всего |
из них, выявивших нарушения |
|
2015 год |
75 |
48 |
17 341 |
1 200 |
2016 год |
16 |
7 |
20 793 |
1 598 |
2017 год |
16 |
9 |
20 762 |
1 605 |
Таблица 4.
Результаты контроля за плательщиками, применяющих УСН, на территории РБ за период 2013 - 2015 гг., тыс.руб.
Год |
Всего |
по выездным налоговым проверкам |
по камеральным налоговым проверкам |
Дополнительно начислено по результатам прочих контрольных мероприятий и пени за несвоевременную уплату налогов |
||||
Налоги |
Пени |
штрафные санкции |
налоги |
Пени |
штрафные санкции |
|||
2015 |
54 175 |
27 873 |
4 621 |
2 843 |
2 098 |
130 |
2 013 |
14 597 |
2016 |
42 712 |
3 791 |
994 |
290 |
1 798 |
298 |
2 313 |
33 228 |
2017 |
57 265 |
7 083 |
1 545 |
817 |
4 883 |
561 |
2 341 |
40 035 |
В 2017 г. в Республике Бурятия было проведено 16 выездных налоговых проверок по УСН, что гораздо меньше уровня 2015 г. (21,33 %). Напротив, количество камеральных налоговых проверок по УСН увеличилось почти на 20 % по сравнению с 2015 г. Значительное сокращение ВНП говорит о смене приоритетов в контрольной работе налоговых органов - стремление к целенаправленному отбору налогоплательщиков.
Эффективность данной стратегии подтверждают показатели увеличения количества результативных проверок, а также сумм доначислений. Так, в 2017 г. эффективность ВНП возросла на 5,7 %. Наблюдается устойчивая тенденция увеличения размеров доначислений по итогам выездных и камеральных налоговых проверок
Основными ошибками, выявленными налоговыми органами в ходе проверок по УСН являются:
1. Нарушение условий для применения УСН.
2. Несвоевременное представление налоговых деклараций или предоставление деклараций по неустановленной форме.
3. Неправильное указание налоговых ставок. Данный критерий относится к налогоплательщикам, использующие объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» в тех регионах, где установлены дифференцированные ставки от 5% до 15%.
4. Неправомерное уменьшение суммы исчисленного налога.
5. Сокрытие объектов налогообложения.
6. Несвоевременная уплата налога в бюджет и др.
В целях профилактики налоговые органы информируют налогоплательщиков об изменениях законодательства о налогах и сборах по УСН, проводятся семинары с налогоплательщиками.
Для эффективности работы налоговых органов налоговые декларации по УСН, обрабатываются в автоматизированной системе.
В территориальных органах проводится работа по созданию информационной базы данных из источников, содержащей информацию, в том числе и о субъектах УСН.
С совершенствованием налогового законодательства по УСН несколько раз изменялись формы документов для применения УСН, формы декларации и книг учета доходов и расходов, являющихся важнейшим информационным ресурсом для налогового контроля. Также изменялись и расширялись направления налогового контроля по налогу, взимаемому с УСН, развивалась методика его осуществления.
Несмотря на проводимые профилактические работы налоговых органов в области консультирования налогоплательщиков, индивидуальные предприниматели страдают от недостаточности информации.
Особенно это касается подзаконных актов, разъяснительных документов, внутренних инструкций, которые практически недоступны или доступны за дополнительную плату.
В целом следует отметить, что основная деятельность ФНС направлена на контрольную работу по правильности исчисления и своевременности уплаты налогоплательщиками налоговых платежей в бюджетную систему РФ.
В приоритете Правительства РФ в налоговой сфере было установлено совершенствование налогового администрирования, разработка оптимальной модели взаимодействия налоговых органов с малым предпринимательством.
Изучение налогового контроля при применении УСН показало, что большое влияние на его организацию оказывают экономическая природа и особенности УСН как специального режима.
Вследствие этого процесс развития системы налогового контроля при применении УСН неразделимо связан с процессом развития упрощенной системы.