Обзор рынка детских товаров на 2019 г.
Секция: Экономика
XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Обзор рынка детских товаров на 2019 г.
Индустрия детских товаров представляет собой динамично развивающийся сектор экономики для реализации различной продукции, который ориентирован сразу на несколько групп потребителей — детей и взрослых.
Рынок детских товаров состоит из отдельных сегментов, которые, в свою очередь, являются самостоятельными рынками со своей структурой и ориентиром на разные целевые группы.
Основная целевая группа рынка детских товаров делится на несколько возрастных подгрупп.
Выделяют рынок товаров для новорожденных (дети от 0-3 лет), рынок товаров для дошкольников (4-7 лет), рынок товаров для школьников и подростков (от 7 лет и до 18).
При этом, каждый возрастной сегмент по разному оказывает влияние на решение о покупке, поскольку покупают родители, а «используют» приобретенные товары по назначению уже дети.
Так, например, дети от 0-3 лет практически не участвуют в принятии решения, но чем выше возрастной диапазон, тем больше ребенок включается в процесс покупки и выбора товаров.
Значительными факторами развития рынка детских товаров являются рождаемость, доходы населения и культура потребления товаров для детей. На сегодняшний день по данным «Росстата» в России детей от 0-4 лет насчитывается 9347000 человек, от 5-9 лет — 8873000, от 10-14 лет — 7598000 и от 15-18 — 6816000 [3], таким образом, можно заметить, что количество новорожденных и детей до 4 лет превышает все остальные возрастные группы, а значит и спрос на товары для данного возрастного сегмента превышает спрос на все остальные.
Данный рынок включает в себя такие категории товаров, как:
- детская одежда и обувь;
- детское питание;
- игрушки и развивающие игры;
- товары для детского творчества;
- школьные принадлежности;
- детская мебель;
- детский транспорт ( коляски, самокаты, ходунки и т.д.);
- техника для детей (радио-няни, ингаляторы, стерилизаторы и т.д.);
- предметы детской гигиены и бытовая химия (подгузники, зубные пасты и щетки, гипоаллергенные шампуни и т.д.);
- товары для детей с проблемами здоровья;
- детская косметика.
По данным департамента развития промышленности и социально-значимых товаров минпромторга, общий объем рынка детских товаров составляет 780,2 миллиарда рублей, при этом 208 миллиардов из них приходятся на отечественную продукцию [1].
Доля российских игр, игрушек и робототехники от общего объема рынка детских товаров составила 24 %.
В то же время в сегменте экспорта детских товаров категория "Игры, игрушки и робототехника" составляет 25 % [1].
Но многие крупные торговые сети устанавливают порой непроходимые входные барьеры для малого бизнеса [1]. Некоторые из них скупают предприятия по производству детских товаров и продают их в своих магазинах по оптовым ценам, тем самым лишая конкурентоспособности другие магазины.
Структура рынка детских товаров распределяется таким образом, что 43% — занимает одежда и обувь, 24% — игры и игрушки, 14% — косметические средства и средства по уходу за детьми, 8% — школьные принадлежности, 3% — детская мебель и 8% — прочие товары.
Наблюдается высокая степень насыщенности рынка – большое количество игроков, большое количество разнообразных товаров в магазинах [2]. На фоне этого многие сети провели сокращение ассортимента, оставив на полках только самые оборачиваемые позиции [2].
Интересной тенденцией является повышение спроса на развивающие и образовательные игрушки – потребитель хочет получить от игрушки больше функций [2].
Вследствие активного импортозамещения растет доля детских товаров российского производства [2], так же выросло производство долговечных и экономичных игрушек.
В сегментах детской одежды и обуви наблюдается стагнация, как и на всем фешн-рынке [2].
Если рынки одежды для взрослых в последние годы демонстрируют стабильное падение, то прирост рынка детской одежды составил 0,63% за последний год.
Предпочтение отдается более долговечным и качественным товарам при желании сократить траты на частое обновление гардероба [2]. Растет объем сегмента товаров для новорожденных. Здесь прогнозируется и дальнейшее сохранение значительных темпов роста [2].
Но, несмотря на рост объемов рынка детских товаров, потребительские предпочтения и ожидания с 2018 года остаются неизменными. Сберегательная модель потребления и стремление экономить занимает лидирующие позиции у населения. По данным исследований, около 15% денежных средств распределены на дополнительные траты, в то время как 85% уходит на продукты первой необходимости.
Покупатель все чаще ищет низкие цены и приемлемое качество, охотится на различные акции и промо.
Растет тенденция на снижение времени нахождения в магазинах, потребители хотят побыстрее совершить привычную покупку. Стоит отметить, что среди потребителей растет приверженность к магазинным сетям и онлайн покупкам с доставкой на дом. Повышается значимость программ лояльности [2]. Если ранее они традиционно заключались в предоставлении покупателям скидочных или накопительных карт, и не позволяли информировать клиента о событиях бренда, то новые технологии, увеличение роли мобильных устройств требуют и увеличение мобильных приложений, которые бы поспособствовали улучшения коммуникаций с брендом [2].
Таким образом, можно сделать вывод, что рынок детских товаров, несмотря на снижение доходов населения и на преобладающую сберегательную модель поведения, стремительно развивается, учитывает современные тенденции и подстраивается под желания конечного потребителя.
Объем данного рынка растет благодаря товарам для новорождённых и детей до 3-х лет. Так же стоит отметить, что покупатели стали больше доверять отечественным товарам, они считают их более безопасными и надежными.