Зарубежный опыт реализации амортизационной политики организаций
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Зарубежный опыт реализации амортизационной политики организаций
В настоящее время одной из активно разрабатываемых направлений экономики является теория самофинансирования, согласно которой основным источником инвестиций являются чистая нераспределенная прибыль и амортизационные отчисления.
В научных источниках предлагаются различные подходы к разработке амортизационной политики предприятий как значимого элемента в финансовой политике предприятия, с целью увеличение финансирования инвестиций в основной капитал за счет своих собственных денежных средств. Можно выделить следующие пути формирования амортизационной политики предприятий:
Амортизационная политика и отбор источников финансирования. Амортизационная политика должна заключатся в теснейшей взаимосвязанности с финансовой политикой, а если быть точнее с политикой формирования капитала в вопросе отбора источника финансирования. Все источники финансирования инвестиций делятся на внутренние и внешние, и, как правило, совместное их использование также возможно. Какие именно источники выберет предприятие, уже полностью зависит от сферы деятельности организации, финансового положения, ее возможностей финансирования за счет своих собственных денежных средств, а именно чистой прибыли и амортизации. На сегодняшний день на предприятиях используется в большинстве случаев смешанное финансирование, то есть за счет собственного капитала и заемных ресурсов. Связь амортизационной политики с политикой формирования денежного капитала состоит в выборе источников финансирования инвестиций. При этом менее предпочтительным является использование заемных средств. Лучше всего использовать собственные средства, не исключая использование и амортизационных отчислений. Как преимущество амортизации, как источника финансирования инвестиций в капитал, можно обозначить следующие факторы:
· степень доступности для организации;
· уровень стоимости (амортизационные отчисления – инвестиционный ресурс, который не имеет стоимости и является «бесплатным» для предприятий).
Амортизационная политика и планирование инвестиций. В процессе разработки амортизационной политики основным условием должно быть включение процессов, связанных с планированием и управлением амортизационными отчислениями, их превращения в источник инвестирования в основной капитал, а значит, в амортизационные ресурсы для увеличения денежных потоков предприятия. Данный подход предполагает, что амортизационная политика будет разработана в теснейшей связи с элементом финансовой политики, а именно, инвестиционная политика, а значит, в составлении финансовых потоков инвестиционного проекта при учете всевозможных источников финансирования, методов начисления амортизации, а также определение сроков эксплуатации объектов основных средств. Данная взаимосвязь заключается в создании инвестиционных проектов планируемых в дальнейшем капиталовложений. Данный подход предполагает разрешение следующих, поставленных задач перед предприятием:
· обозначение жизненного цикла проекта, который будет полностью совпадать со сроком использования объекта основных средств;
· обозначение источников финансирования инвестиций;
· обозначение методов исчисления амортизации.
Из этого следует, что наиболее актуальным, с точки зрения повышения уровня инвестиционного потенциала организации, есть выбор минимального срока использования объекта основного средства и в преимущественном применении ускоренных методов начисления амортизации.
Амортизационная политика и политика формирования и распределения прибыли. Формирование амортизационной политики должно осуществляться в очень тесной взаимосвязи с политикой формирования прибыли и ее распределения. Связь амортизационной политики и политики формирования прибыли обусловлена обозначением приемлемых показателей прибыли и рентабельности предприятия. Общепризнанным фактом является тот факт, что амортизационные отчисления, которые включаются в себестоимость производимой продукции, оказывают непосредственно прямое воздействие на показатели прибыльности предприятия. Следовательно, ускоренные методы амортизации наиболее выгодны с инвестиционной точки зрения, они позволяют списывать значительно большую часть активов в первоначальном периоде их эксплуатации, в этот же момент увеличивают себестоимость продукции, а значит, оказывают негативное воздействие на показатели прибыльности, а в первую очередь, на показатель валовой прибыли, и как впоследствии, на заключительный финансовый результат – чистую прибыль. Понижение абсолютных показателей прибыли может привести, в свою очередь, и к понижению показателей рентабельности предприятия.
Таким образом, связь амортизационной политики с политикой распределения прибыли базируется на выборе возможных путей понижения налоговой нагрузки на предприятии. А значит, снижение величины прибыли предполагает снижение уровня налога на прибыль. Ускоренное списание основного средства в свою очередь предусматривает понижение налога на имущество организации. Следует отметить, что осуществление формирования амортизационной политики во взаимосвязанности с политикой формирования и политикой распределения прибыли должно основываться на выборе оптимальных показателей, которые достоверно характеризуют финансовое положение предприятия. А это значит, что формирование амортизационной политики предприятия необходимо осуществлять в максимально тесной связи с его финансовой политикой.
М.М. Соколов, рассматривая эволюцию амортизации с древних времен до наших дней, справедливо указывает «о самом важном изменении, произошедшим с ней, – изменении ее функциональной сути. Если до середины прошлого века амортизация повсеместно трактовалась как выражение стоимости износа основных фондов, то сегодня, под влиянием постоянно нарастающего ускорения сроков списания основных фондов от одной амортизационной реформы к другой, ее начисляемый объем существенно оторвался от стоимостной величины износа основных фондов. Объем начисляемой амортизации стал гораздо больше, чем это необходимо для их обновления согласно первоначальной стоимости. Эту разницу можно назвать излишком амортизационных отчислений над фактическими затратами по обновлению основных фондов, он стал активно использоваться в качестве чистых инвестиций на расширенное воспроизводство. Постепенно грань между чистыми инвестициями и инвестициями на восполнение износа фондов стерлась. Амортизационные отчисления стали активно замещать собой в инвестиционной деятельности прибыль после налогообложения, банковские кредиты и другие источники» [5, с. 12]. Действительно, в последние годы среди методов исчисления амортизации наибольшее распространение получили ускоренные методы, так как именно они позволяют одновременно быстро увеличить долю амортизационных накоплений в источниках финансирования капитальных вложений, расширить воспроизводство и восполнять износ основных фондов.
Среди плюсов ускоренных методов амортизации необходимо выделить следующие:
· по экономическому эффекту эти методы можно сравнить с беспроцентной ссудой, так как свободные денежные средства в виде недоначисленного корпоративного подоходного налога в первые годы эксплуатации основных средств остаются в распоряжении предприятия;
· высокий процент амортизационных отчислений способствует росту инвестиций и ускоряет процесс обновления основных средств;
· метод ускоренной амортизации больше соответствует уровню износа оборудования, нежели другие методы исчисления. Другими словами, основные средства морально устаревают быстрее, чем изнашиваются физически и применение методов ускоренной амортизации позволяет скорее создавать резерв для замены основных средств.
Впервые ускоренная амортизация была применена в США во время Второй мировой войны. Использование ускоренного списания стоимости основных средств позволило в короткий срок повысить техническую оснащенность предприятий, а также стремительно поднять объемы их выпуска [6, с. 22].
В последующие годы американское правительство активно использовало методы ускоренной амортизации, что привело страну к первенству по показателю производительности труда и подняло ее на более высокий технический, технологический и информационный уровень развития. В США начиная со второй половины XX века систематически, примерно один раз в 10 лет, осуществлялись крупные амортизационные реформы в целях снижения сроков обновления основных фондов. Результатом таких реформ стало повышение доли амортизационных отчислений в общих инвестициях с 18% в 1950 году до 70% в 2010 году. Амортизационные реформы проводились каждый раз, когда наступал очередной циклический спад в развитии экономики или необходимо было устранить отставание страны в научно-техническом развитии от других развитых государств [7, с. 41].
Интересен в этом отношении также закон США о восстановлении и реинвестициях, принятый в 2009 году. Нормы названного закона позволяли корпорациям в первый год ввода в эксплуатацию основных средств списывать в виде амортизации 50% их стоимости, а малым и средним предприятиям до 100% стоимости основных средств. Результатом закона 2009 года было повышение объема инвестиций в основной капитал, который стал равен объему начисленной амортизации [4, с. 5].
Сотрудники Института США и Канады В.А. Федорович и А.П. Патрон, анализируя амортизационную политику США, пришли к выводу, что «промышленные корпорации США уже давно списали как «износ» свои заводы (основной капитал), их материально-техническую и научно-техническую базы. И в XXI веке они, по существу, работают на бесплатном, т.е «списанном», но все еще успешно эксплуатируемом оборудовании и научно-технической базе – таков экономический парадокс хозяйственной жизни США» [9, с. 53]. Вряд ли это надо считать парадоксом – это, прежде всего, результат экономической политики США на создание с помощью амортизационной политики конкурентных преимуществ для своей промышленности и завоевание превосходства над остальным миром в научно-технической сфере.
Рассматривая ускоренные методы амортизации как эффективнейший источник инвестиций, нельзя не сказать еще об одном аспекте, существенно оказывающем давление на развитие НТП в государствах, активно использующих методы ускоренной амортизации. Применение ускоренных методов амортизации имеют целью улучшение инвестиционного климата и стимулирование инвестиций в основные фонды. Предприятия, пользуясь налоговыми льготами в виде освобождения списанной стоимости основных средств, от корпоративного подоходного налога получают реальные денежные средства в первые годы использования оборудования. Высвободившие средства используются предпринимателями на замену устаревших машин и оборудования на более новые и современные только на первоначальном этапе. Со временем, когда уровень технического оснащения предприятия отвечает последними достижениями науки и техники, бизнес поневоле должен тратить налоговую льготу не на приобретение имеющихся в продаже средств, а на создание новых и более производительных, т.е. на НИОКР.
Такой закон экономики является ответом на вопрос о том, по какой причине в индустриально развитых станах расходы на НИОКР в десятки, а иногда и в тысячи раз превышают расходы в странах с развивающейся экономикой. В этой же связи в странах с развитой рыночной экономикой методы ускоренной амортизации широко применяются для основных средств, используемых в инновационной деятельности. Так в США основные средства, используемые для НИОКР и имеющие срок службы от 4 до 10 лет, амортизируются в течение 5 лет, при этом в первые 2 года разрешается списывать за затраты до 64% от первоначальной стоимости [1, с. 19].
Приведем опыт Великобритании, где компаниям предоставляются льготы в виде:
· 100% ставки амортизации в отношении основных средств, используемых в инновационной деятельности таких сфер, как: информационнокоммуникационные технологии (программное обеспечение, компьютеры, мобильная связь, интернет-технологии), энергосберегающие оборудование и технологии, оборудование по экономии воды;
· 40% ставки амортизации в отношении основных средств, используемых в инновационной деятельности заводов, инвестиций в машинное оборудование для малых и средних предприятий. Активно используются методы ускоренной амортизации в Японии. В этой стране максимальный процент списания составляет 50, а минимальный 10. Применение ускоренного списания стоимости основных фондов предусмотрено только для компаний, применяющих энергосберегающее оборудование или оборудование, которое способствует эффективному использованию ресурсов и не вредит окружающей среде [1, с. 21].
Франция законодательно утвердила ускоренные методы амортизации с середины 50-х годов ХХ века, но ввела только для отдельных отраслей промышленности. В настоящее время практика ускоренного списания стоимости основных средств применяется только для инновационной деятельности компаний, причем инновации должны привести к энергосбережению, сохранению окружающей среды или к внедрению высоких информационных технологий [8, с. 241–242]. Французская амортизационная политика имеет в своем арсенале также методы дигрессивной амортизации. Они вменяются с целью стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике. Амортизационные отчисления по дигрессивной системе применимы для основных средств, приобретенных после 1960 года и имеющих срок полезной службы более 3 лет. Регрессивные методы используются для основных средств с даты ввода основного средства в эксплуатацию [3, с. 12].
Показателен также опыт Канады. В этой стране ускоренная амортизация действует в рамках системы границ (ограничений). Особенность системы в том, что предприятия самостоятельно определяют срок использования основного средства, но этот срок не должен выходить за рамки законодательно установленных норм амортизации. Все основные средства подразделяются на 17 видов (групп), для каждой группы предусмотрены свои нормы, колеблющиеся от 4 до 100% [2, с. 242].
В настоящее время ускоренные методы амортизации применяют в таких странах, как:
· Германия, где 40% стоимости основных средств, используемых для НИОКР, могут быть списаны в первый год эксплуатации;
· Швеция, где списывается 100% стоимости основного средства в первый год эксплуатации, в случае если срок службы такого основного средства не превышает 3 лет;
· Италия, где максимальный годовой процент списания по ускоренным методам не должен быть выше 15.
Приведенный опыт функционирования методов ускоренного списания стоимости основных средств относится, безусловно, к странам с развитой рыночной экономикой. Действительно в этих государствах «амортизационные отчисления занимают доминирующее положение в финансировании инвестиций и составляют основу инвестиционного потенциала предприятий. Так, доля амортизации в общих инвестициях колеблется в большинстве индустриально развитых стран в пределах 65–70%» [10, с. 21].
В Казахстане ускоренная амортизация представлена в виде инвестиционных налоговых преференций, предусмотренных налоговым кодексом. Несмотря на некоторые изъятия, механизм ускоренной амортизации действует, и предприниматели получают выгоды путем экономии на корпоративном подоходном налоге. Но существуют два существенных аспекта, подлежащих, на наш взгляд, дальнейшему совершенствованию.
Во-первых, амортизационные отчисления не являются основным источником финансирования основного капитала. Так, в 2014 году в стране было инвестировано 6574689,0 млн. тенге в основной капитал, более 50% инвестиций или 3806440,6 млн. тенге составили собственные средства предприятий. Из собственных средств только 2,2% или 83741,0 млн. тенге – это амортизационные отчисления.
Во-вторых, государство до настоящего времени не имеет механизм контроля или механизм стимулирования использования предприятиями амортизационных отчислений в инвестиционную деятельность. То есть, высвободившиеся средства расходуются предпринимателями не на укрепление материально-технической базы, а на финансовые вложения – приобретение ценных бумаг, предоставление займов и другие операции. Таким образом, амортизационная политика государства является основополагающей в инвестиционном, инновационном процессе, а также одним из важнейших механизмов продвижения политики самофинансирования. В развитых странах государственная политика в части ускоренной амортизации стала главным инструментом экономического роста.