Статья:

Разработка политики управления рисками на предприятии

Конференция: XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Шепелева М.В. Разработка политики управления рисками на предприятии // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(44). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(44).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Разработка политики управления рисками на предприятии

Шепелева Мария Валерьевна
студент, Российский новый университет, РФ, г. Москва

 

Каждая организация несет риски, которые связаны с ее коммерческой, производственной и другой деятельностью, каждый предприниматель несет ответственность за последствия принимаемых управленческих решений. Фактор риска заставляет предпринимателя экономить материальные и финансовые ресурсы, обращать особое внимание на расчеты эффективности новых коммерческих сделок, проектов и т.д.

Риск – это вероятность того, что предприятие понесет потери или убытки, в том случае, когда намеченное мероприятие (управленческое решение) не осуществится, а также, если при принятии управленческих решений были допущены ошибки или просчеты. На рисунке 1 отображены виды существующих рисков на предприятии [2, с.215].

 

Рисунок 1. Виды рисков

 

Можно выделить следующие причины, которые приводят к появлению рисков на предприятии:

·     экономический кризис;

·     рост криминализации общества;

·     высокие темпы инфляции;

·     политическая нестабильность;

·     необязательность и безответственность хозяйствующих субъектов;

·     отсутствие в значительной части предпринимателей персональной ответственности за результаты своей деятельности, что увеличивает «моральный» риск любой сделки;

·     зависимость предпринимателя от уголовного мира;

·     чрезмерное вмешательство политиков в экономику;

·     увеличение аппарата управления на федеральном и региональном уровнях;

·     неустойчивое налоговое законодательство;

·     недобросовестная конкуренция;

·     низкий уровень образования предпринимателей по проблемам рынка и предпринимательства и др. [3, с.48].

Культура риска определяется организационной структурой управления, которая включает в себя четкое разделение задач, полномочий и ответственности, а также:

· Безусловную и полную поддержку развития корпоративной культуры управления и контроля риска со стороны Руководства (всех уровней);

· Организованный процесс обучения и регулярного информирования всего персонала о результатах функционирования системы управления и контроля банковских рисков;

· Понимание ответственности за последствия реализации рисков, и как следствие необходимость проведения самоконтроля собственной работы, а также обязательность информирования о событиях реализованного риска заинтересованных подразделений Риск-менеджмента;

· Информированность работников об уровне банковских рисков риска и эффективность принятых мер для его минимизации в общих консолидированных отчетах;

·  Постоянный мониторинг риска функциональными подразделениями Риск-менеджмента;

·  Налаженная система контроля и отчетности перед Руководством для обеспечения оперативного управления рисками [5, с.99].

Политика управления рисками – это часть общей финансовой стратегии предприятия, обеспечивающая оценку уровня отдельных видов рисков и минимизацию связанных с ними финансовых потерь.

По сути, управление рисками позволяет ограничить негативное воздействие действий по развитию, одновременно максимально увеличивая ожидаемые результаты. Как таковое, управление рисками является решающим и жизненно важным в процессе управления для результатов развития.

Управление рисками предоставляет руководителю предприятия информацию про:

· имеющиеся риски, влияющие на деятельность предприятия, их взаимосвязи, возможность появления новых видов рисков;

· вероятность наступления рисковых событий, величину убытков в результате их воздействия, допустимый уровень рисков, возможности уменьшения рисков;

· потребность увеличения определенного вида ресурсов – информационных, трудовых, финансовых, материальных вследствие влияния рисков на деятельность предприятия.

Политика управления рисками включает:

·     Выявление и категоризацию рисков;

·     Оценку их вероятности и потенциального воздействия;

·     Количественную оценку рисков (не обязательно финансовую);

·     Принятие решений по рискам;

·     Планирование реагирования на риск;

·     Осуществление решений по рискам;

·     Оценку эффективности управления рисками;

·     Коммуникации рисков;

·     Участие заинтересованных сторон в процессе.

Процесс управления рисками осуществляется в пять этапов:

·     выявление ожидаемых рисков, возникающих в связи с осуществлением данной деятельности;

·     анализ факторов риска и определение источников и объемов информации, необходимых для оценки уровня риска;

·     выбор критериев и методов для оценки вероятности реализации риска;

·     выбор и реализация способа минимизации риска;

·     ретроспективный анализ результатов управления рисками.

Основными способами снижения рыночных рисков является страхование, резервирование, хеджирование, распределение, диверсификация, минимизация (управление активами и пассивами) и избегания (отказ от операции).

Политика управления рисками банка должна быть направлена на 5 основных групп рисков:

·     Бизнес-риск (стратегический риск, риск развития бизнеса и юридический риск);

·     Кредитный риск (индивидуальный кредитный риск на 1 заемщика, риск кредитного портфеля, управление рисками непогашения кредитной задолженности, межбанковский кредитный риск);

·     Рыночные риски, включают в себя: процентный риск, валютный риск, ценовые риски и риск ликвидности;

·     Операционный риск;

·     Комплаенс-риск [1, с.124].

К примеру, политика ПАО «Сбербанк» направлена на разработку способов защиты от рыночных рисков, среди которых можно отделить внутренние и внешние:

1)  Внешние методы оптимизации (значительно снижают уровень доходности проекта)

·     распределение риска – переложение некоторой части риска на другого субъекта который способен обеспечить снижение риска (примером может служить получение различного рода гарантий и поручительств);

·     страхование – плата за уменьшение уровня риска и т.д. (в этом случае необходимо учитывать риски, связанные с финансовой устойчивостью и вероятностью банкротства страховых компаний).

2)  Внутренние методы оптимизации (незначительно снижают прибыльность проекта):

·     лимитирование – ограничение финансовых потоков, направленных во внешнюю среду;

·     метод хеджирования – позволяет уменьшить или нейтрализовать риск на основе применения противоположных по отношению к определенному фактору риска, позиций. Хеджирования предполагает включение в банковский портфель активов и внебалансовых обязательств таких финансовых инструментов, на результативность которых определенные факторы риска оказывают диаметрально противоположное влияние. С помощью метода хеджирования осуществляется минимизация валютного, процентного, рыночного и других видов финансовых рисков. Основное назначение метода хеджирования заключается в страховании валютного риска путем создания встречных требований и обязательств в иностранной валюте;

·     анализ перспектив развития рынков (валютного, ссудного, рынка ценных бумаг и других) предусматривает анализ изменения стоимости финансовых активов и прогнозирования возможного влияния изменения стоимости активов на прибыль / убытки Банка. Важное место при этом отводится анализу сценариев – альтернативных вариантов, по которым могут развиваться события в будущем. Анализ сценариев является важным инструментом при управлении рыночными рисками и основан на оценке вероятности благоприятного неблагоприятного развития событий на финансовых рынках (валютном, заемном, рынка ценных бумаг и т.п.) и степени влияния риска на состояние банковских активов и обязательств, а также на объемы ожидаемой прибыльности. По результатам данного анализа могут приниматься решения о проведении или не проведение той или иной сделки.

·     создания резервов – предусматривает формирование резервов для покрытия возможных убытков в будущем периоде.

·     получения дополнительной информации – наиболее распространенный метод снижения риска [4, с. 87].

Хочу подчеркнуть, что в коммерческой деятельности риск неизбежен. Следовательно, предприятию необходимо осуществить выработку определенной политики в области риска. Основные направления политики риска: политика принятия риска; политика избежания риска; политика снижения степени риска.

 

Список литературы:
1. Артеменко В.Г. Финансовый анализ: учебное пособие / В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир. – М.: ДИС; НГАЭ и У, 2013. – 385 с.
2. Бублик Н.Д., Попенов С.В., Секерин А.Б., Управление финансовыми и банковскими рисками. – Уфа – 2012. – 254с.
3. Ковалев Л.О. Анализ экономического состояния предприятия. Определение и признание предприятия банкротом / Л. Ковалев [Текст] // Консультант Плюс: версия Проф. Технология 3000 – [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2011. – 295 с.
4. Финансовый менеджмент: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2014. – 518 с.
5. Токаренко Г.С. Прогонозирование рисков в компании // Финансовый менеджмент. – 2012. – №3. – С. 132.