Разработка политики управления рисками на предприятии
Секция: Экономика
XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Разработка политики управления рисками на предприятии
Каждая организация несет риски, которые связаны с ее коммерческой, производственной и другой деятельностью, каждый предприниматель несет ответственность за последствия принимаемых управленческих решений. Фактор риска заставляет предпринимателя экономить материальные и финансовые ресурсы, обращать особое внимание на расчеты эффективности новых коммерческих сделок, проектов и т.д.
Риск – это вероятность того, что предприятие понесет потери или убытки, в том случае, когда намеченное мероприятие (управленческое решение) не осуществится, а также, если при принятии управленческих решений были допущены ошибки или просчеты. На рисунке 1 отображены виды существующих рисков на предприятии [2, с.215].
Рисунок 1. Виды рисков
Можно выделить следующие причины, которые приводят к появлению рисков на предприятии:
· экономический кризис;
· рост криминализации общества;
· высокие темпы инфляции;
· политическая нестабильность;
· необязательность и безответственность хозяйствующих субъектов;
· отсутствие в значительной части предпринимателей персональной ответственности за результаты своей деятельности, что увеличивает «моральный» риск любой сделки;
· зависимость предпринимателя от уголовного мира;
· чрезмерное вмешательство политиков в экономику;
· увеличение аппарата управления на федеральном и региональном уровнях;
· неустойчивое налоговое законодательство;
· недобросовестная конкуренция;
· низкий уровень образования предпринимателей по проблемам рынка и предпринимательства и др. [3, с.48].
Культура риска определяется организационной структурой управления, которая включает в себя четкое разделение задач, полномочий и ответственности, а также:
· Безусловную и полную поддержку развития корпоративной культуры управления и контроля риска со стороны Руководства (всех уровней);
· Организованный процесс обучения и регулярного информирования всего персонала о результатах функционирования системы управления и контроля банковских рисков;
· Понимание ответственности за последствия реализации рисков, и как следствие необходимость проведения самоконтроля собственной работы, а также обязательность информирования о событиях реализованного риска заинтересованных подразделений Риск-менеджмента;
· Информированность работников об уровне банковских рисков риска и эффективность принятых мер для его минимизации в общих консолидированных отчетах;
· Постоянный мониторинг риска функциональными подразделениями Риск-менеджмента;
· Налаженная система контроля и отчетности перед Руководством для обеспечения оперативного управления рисками [5, с.99].
Политика управления рисками – это часть общей финансовой стратегии предприятия, обеспечивающая оценку уровня отдельных видов рисков и минимизацию связанных с ними финансовых потерь.
По сути, управление рисками позволяет ограничить негативное воздействие действий по развитию, одновременно максимально увеличивая ожидаемые результаты. Как таковое, управление рисками является решающим и жизненно важным в процессе управления для результатов развития.
Управление рисками предоставляет руководителю предприятия информацию про:
· имеющиеся риски, влияющие на деятельность предприятия, их взаимосвязи, возможность появления новых видов рисков;
· вероятность наступления рисковых событий, величину убытков в результате их воздействия, допустимый уровень рисков, возможности уменьшения рисков;
· потребность увеличения определенного вида ресурсов – информационных, трудовых, финансовых, материальных вследствие влияния рисков на деятельность предприятия.
Политика управления рисками включает:
· Выявление и категоризацию рисков;
· Оценку их вероятности и потенциального воздействия;
· Количественную оценку рисков (не обязательно финансовую);
· Принятие решений по рискам;
· Планирование реагирования на риск;
· Осуществление решений по рискам;
· Оценку эффективности управления рисками;
· Коммуникации рисков;
· Участие заинтересованных сторон в процессе.
Процесс управления рисками осуществляется в пять этапов:
· выявление ожидаемых рисков, возникающих в связи с осуществлением данной деятельности;
· анализ факторов риска и определение источников и объемов информации, необходимых для оценки уровня риска;
· выбор критериев и методов для оценки вероятности реализации риска;
· выбор и реализация способа минимизации риска;
· ретроспективный анализ результатов управления рисками.
Основными способами снижения рыночных рисков является страхование, резервирование, хеджирование, распределение, диверсификация, минимизация (управление активами и пассивами) и избегания (отказ от операции).
Политика управления рисками банка должна быть направлена на 5 основных групп рисков:
· Бизнес-риск (стратегический риск, риск развития бизнеса и юридический риск);
· Кредитный риск (индивидуальный кредитный риск на 1 заемщика, риск кредитного портфеля, управление рисками непогашения кредитной задолженности, межбанковский кредитный риск);
· Рыночные риски, включают в себя: процентный риск, валютный риск, ценовые риски и риск ликвидности;
· Операционный риск;
· Комплаенс-риск [1, с.124].
К примеру, политика ПАО «Сбербанк» направлена на разработку способов защиты от рыночных рисков, среди которых можно отделить внутренние и внешние:
1) Внешние методы оптимизации (значительно снижают уровень доходности проекта)
· распределение риска – переложение некоторой части риска на другого субъекта который способен обеспечить снижение риска (примером может служить получение различного рода гарантий и поручительств);
· страхование – плата за уменьшение уровня риска и т.д. (в этом случае необходимо учитывать риски, связанные с финансовой устойчивостью и вероятностью банкротства страховых компаний).
2) Внутренние методы оптимизации (незначительно снижают прибыльность проекта):
· лимитирование – ограничение финансовых потоков, направленных во внешнюю среду;
· метод хеджирования – позволяет уменьшить или нейтрализовать риск на основе применения противоположных по отношению к определенному фактору риска, позиций. Хеджирования предполагает включение в банковский портфель активов и внебалансовых обязательств таких финансовых инструментов, на результативность которых определенные факторы риска оказывают диаметрально противоположное влияние. С помощью метода хеджирования осуществляется минимизация валютного, процентного, рыночного и других видов финансовых рисков. Основное назначение метода хеджирования заключается в страховании валютного риска путем создания встречных требований и обязательств в иностранной валюте;
· анализ перспектив развития рынков (валютного, ссудного, рынка ценных бумаг и других) предусматривает анализ изменения стоимости финансовых активов и прогнозирования возможного влияния изменения стоимости активов на прибыль / убытки Банка. Важное место при этом отводится анализу сценариев – альтернативных вариантов, по которым могут развиваться события в будущем. Анализ сценариев является важным инструментом при управлении рыночными рисками и основан на оценке вероятности благоприятного неблагоприятного развития событий на финансовых рынках (валютном, заемном, рынка ценных бумаг и т.п.) и степени влияния риска на состояние банковских активов и обязательств, а также на объемы ожидаемой прибыльности. По результатам данного анализа могут приниматься решения о проведении или не проведение той или иной сделки.
· создания резервов – предусматривает формирование резервов для покрытия возможных убытков в будущем периоде.
· получения дополнительной информации – наиболее распространенный метод снижения риска [4, с. 87].
Хочу подчеркнуть, что в коммерческой деятельности риск неизбежен. Следовательно, предприятию необходимо осуществить выработку определенной политики в области риска. Основные направления политики риска: политика принятия риска; политика избежания риска; политика снижения степени риска.