Статья:

Информационное обеспечение органов ФНС Российской Федерации в области налогового администрирования и контроля

Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Новожилова Ю.В. Информационное обеспечение органов ФНС Российской Федерации в области налогового администрирования и контроля // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(1).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 5 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Информационное обеспечение органов ФНС Российской Федерации в области налогового администрирования и контроля

Новожилова Юлия Вадимовна
студент, Новосибирский государственный университет экономики и управления, РФ, г. Новосибирск
Выжитович Александр Михайлович
научный руководитель, канд. экон. наук., Новосибирский государственный университет экономики и управления, РФ, г. Новосибирск

 

В современном мире на первое место выходит необходимость быстрого и эффективного взаимодействия между людьми, организациями, государственными органами, различными службами и т.д. Но каждый день мы встречаемся с бюрократией и сильной зависимостью абсолютно всех от бумажной работы, такова наша внутренняя система взаимодействия в стране различных служб, от которых мы зависим: здравоохранение, налоговые органы, органы власти, образования и др.

В частности, в сфере налогового учета и контроля, мною будут рассмотрены информационные системы, позволяющие выводить на новый уровень не только процесс взаимодействия между налогоплательщиком (налоговым агентом) и ФНС, но и саму внутреннюю систему контроля в налоговых органах.

В Российской Федерации законодательно закреплено за ФНС РФ, межрегиональными инспекциями ФНР РФ и инспекциями ФНС РФ (по району, району в городе, городу без районного деления и ИФНС межрайонного уровня) ведение учета и ответственность за контроль поступления налогов, сборов и других обязательных платежей, взымаемых в соответствии с налоговым законодательством.

От правильного ведения учета поступлений в бюджет, контроля поступлений и выявления ошибок и проблем в данной деятельности во многом зависит эффективность функционирования всей налоговой системы Российской Федерации. В частности, постоянное увеличение числа налогоплательщиков, а также постоянное изменение действующего налогового законодательства, в том числе, с введение новых налогов провоцирует рост нагрузки на служащих налоговых органов, ответственных за учет и контроль налоговых поступлений - налоговых инспекторов.

В целях повышения эффективности, скорости и снижения рисков (повреждения информации, потери документов и др.) деятельность налоговой службы почти полностью переходит на автоматизацию и информатизацию повседневной работы, примерами таких введений можно считать:

· обязательность представления деклараций по налогам в электронном виде;

· возможность общения между налогоплательщиком и налоговым органом по средствам электронной почты

· возможность пользования налогоплательщиком, как физическим, так и юридическим лицом личного кабинета налогоплательщика, непосредственно лично не контактируя с налоговым органом и др.

При содействии данных и других изменений, уже с помощью технологий достигается четкий, своевременный и повсеместный контроль за соблюдением налогового законодательства и учет налоговых поступлений.

Так же, помимо учета налоговых поступлений в бюджет, налоговые органы ведут учет всех категорий налогоплательщиков (организаций, филиалов и иных обособленных подразделений организации, представительств организаций, налоговых агентов, физических лиц), а также поступающих документов, в частности, деклараций.

От совокупной правильности ведения учета во всех вышеперечисленных аспектах, складывается и результирующая эффективность учета налоговых поступлений в органы ФНС.

Разберем подробнее существующую систему учета налоговых поступлений и из чего она состоит.

Налоговой службой по каждому налогоплательщику ведется учет налогов, сборов и иных обязательных платежей, в соответствии с “Классификацией доходов бюджетов Российской Федерации”. Открываются карточки лицевых счетов, не только индивидуально по каждому налогоплательщику, но и по конкретным налогам, и по каждому месту учета налогоплательщика, т. е. по месту нахождения организации, по месту нахождения ее филиала или представительства, по месту жительства физического лица, по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Ведением реестров, книг и журналов учета, карточек лицевых счетов плательщиков занимаются работники отделов по учету налогов и других обязательных платежей (отделы по учету и отчетности), которые также составляют отчетность на каждый отчетный год. Работник отдела по учету и отчетности ответственен за правильность ведения учета и составления отчетности, за осуществление контроля за обоснованностью возвратов (или зачетов) средств из бюджета, а также за сохранность первичных документов.

Также ведется классификация поступлений платежей в неденежной форме, по видам оплаты: зачет, соглашение, вексель, т.п. и дополнительно фиксируются в отдельной отчетности. Ведение учета неденежных форм оплаты необходимо для правильного начисления пеней по соответствующим бюджетам.

Весомым для осуществления учета налоговыми органами послужило внедрение в 2016 году Приказом ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-12/134@ автоматизированной информационной системы «Налог-3» (далее – АИС «Налог-3») представляющую собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям.

Задачи, выполняемые АИС «Налог-3» подробно указаны в Приказе ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-12/134@, вот главные из них:

· снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки сведений, поступающих в налоговые органы;

· обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику, в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;

· повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации;

· снижение трудозатрат налоговых органов на проведение расчетов, включая начисление налогов и контроль налоговой отчетности;

· переход от количественного к качественному анализу налогов, налоговой базы, в том числе в рамках совершенствования контрольной работы. [4]

Кроме данной АИС, в данный момент в тестовом режиме в ИФНС работает программа АСК НДС-3. Это сервис ФНС, являющийся обновлением системы АСК НДС-2 для поиска незаконных вычетов НДС.

В мае 2015 года ФНС открыла Единый центр обработки данных в Дубне (Московская область), а уже в декабре 2015 года открыт в Городце (Нижегородская область).

ЦОД в Дубне и в Городце работают одновременно в зеркальном режиме и администрируют полный блок данных Минфина и подведомственных служб для исключения возможности потери информации. [2]

Суть работы системы АСК НДС-2: вместе с декларациями налогоплательщик сдает книги покупок и продаж. ЦОД в течение 5-7 дней эту информацию обрабатывает («человеческий фактор» исключен), далее в результате этой работы налоговая служба видит все выставленные поставщиками счета и как они учтены потребителями.

Таким образом, покупки и продажи отображаются «зеркально» у поставщика и у потребителя, если кто-то их не отразил — это разрыв. И все поставщики, которые не уплатили НДС, там видны. В итоге ФНС уже пристально проверяет не абсолютно всех, а обращает пристальное внимание именно на места разрывов в данной цепочке. [1]

Теперь рассмотрим более конкретно работу АСК НДС-3. Программа анализирует налоговые декларации всех налогоплательщиков и проверяет, чтобы данные контрагентов были идентичными. При обнаружении расхождения автоматически формируется требование о представлении пояснений и к поставщику, и к покупателю. АСК НДС-3 устанавливает расхождение 2 видов:

1. «НДС» - ситуация, когда оба налогоплательщика отразили сделки в декларациях, но суммы НДС указаны разные

2. «Разрыв» - ситуация, когда один из контрагентов не отчитался, сдал нулевую декларацию или его нет в ЕГРЮЛ.

Но при любом исходе в адрес налогоплательщика будет направлено требование о пояснениях.

Далее, получая от компании пояснения, налоговый инспектор делает отметку в программе, и камеральная проверка продолжается.

На данный момент известно только о тестовом режиме работы программы в некоторых регионах, в частности, в Москве, и нет точной даты повсеместного обновления программы до версии АСК НДС-3, так как налоговые органы не могут распространять информацию об этом, видимо, исходя из того, что программа является инструментом внутреннего пользования и при если информация о полном функционале и возможностях сервиса станут общедоступными, это может повлечь за собой появление новых незаконных путей обхождения налоговой системы.

В данный момент ФНС АСК НДС-2 для камеральной налоговой проверки декларации по НДС. Программа сверяет все имеющиеся у нее данные между декларациями, книгами покупок и книгами продаж разных налогоплательщиков, выявляя цепочки контрагентов. Если есть расхождения, как уже было сказано выше, она автоматически формирует требование о пояснениях. Таким способом налоговая борется с фирмами-однодневками.

Так какие обновления ждут АСК НДС-2 в новом обновлении:

·  в базу добавится информация из банков;

· программа будет анализировать не только денежные потоки между компаниями и ИП, но и между компаниями и физическими лицами;

· добавлена обработка данных кассовых аппаратов и сверка их с книгами продаж.

Что ожидается от обновления сервиса до АСК НДС-3? После запуска сервиса ФНС выйдет на новый уровень борьбы с фирмами-однодневками и различными способами теневого вывода денежных средств. В то же время, законопослушные фирмы смогут попасть под угрозу отказа в вычете из-за содействия с недобросовестными контрагентами, что в свою очередь снизит данные контакты и поставит под угрозу существование самих фирм-неплательщиков.

АСК НДС-3 будет анализировать большой объем информации и вероятность нахождения расхождений в борьбе с недобросовестными вычетами возрастет в разы, что в свою очередь вызовет меньший отток бюджета на вычеты по НДС

Теперь ФНС сможет и вовсе отказать компании в предоставлении вычета на основании того, что его контрагент имеет признаки фирмы однодневки. И факт того, что право на вычет у покупателя не связано с обязанностью поставщика по оплате НДС, придется доказывать в суде. [2]

В свою очередь, добросовестная компания может сама заранее предпринять несколько шагов для снижения угрозы и количества требований, получаемых от налоговой о пояснениях по НДС, к примеру, с помощью сверки реквизитов в электронной декларации и оригиналов счетов-фактур; проверки контрагентов по ЕГРЮЛ и проверки банка судебных приставов.

Каковы оценки уже введенного информационного обеспечения ФНС РФ?

На очередном заседании коллегии ФНС глава ведомства Михаил Мишустин заявил об увеличении на 1% (по сравнению с 2015 годом (9,3 трлн руб.)) поступлений в консолидированный бюджет РФ за январь-август 2016 года (поступило налогов на сумму около 9,4 трлн руб.).

Глава ФНС отметил, что в данный момент налоговая служба делает акцент на аналитику и инновации в налоговом администрировании: "В результате за последние 5 лет налоговые поступления в реальном выражении выросли на 16% и по темпам роста опережали на 10 процентных пунктов экономику, которая выросла на 6%. В этом году службе удалось сохранить этот тренд".

Кроме того, работы по созданию кабинета контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) на сайте ФНС подходят к концу, данная функция обеспечит пользователям онлайн-касс регистрацию, а поставщикам ККТ – формирование необходимых реестров. Также глава ведомства отметил, что 1 февраля 2017 года начнется онлайн передача данных о расчетах с ККТ в налоговые органы.

Кроме того, налоговая служба реализует пилотный проект по введению маркировки товаров. Так, с 1 апреля 2016 года на сайте Налоговой службы открыт информационный ресурс "Система маркировки изделий из натурального меха". В нем зарегистрировались 5 тыс. организаций, подано 8 тысяч заявок на изготовление 5,7 млн контрольных (идентификационных) знаков.

В результате работы автоматизированной системы контроля "АСК НДС" (о которой говорилось выше), по словам Михаила Мишустина, в 9 раз снизилось количество заявлений о возмещении НДС компаниями с высокой степенью риска, в результате свыше 9 тыс. налогоплательщиков уточнили свои декларации. За первое полугодие 2016 года суммы взысканных платежей по камеральным проверкам деклараций по НДС выросли в 1,4 раза и составили 11 млрд рублей.

Количество выездных проверок налоговых органов в первом полугодии снизилось на 10%, отметил глава ФНС, эффективность одной проверки выросла в 1,4 раза - до 13,6 млн руб. Количество судебных споров с бизнесом за это время сократилось на 3,2%. Относительно процедур банкротства он сообщил, что число решений о признании должника банкротом снизилось в январе-июне в 2,6 раза, сумма погашенной задолженности в ходе дел о несостоятельности выросла в 2 раза - до 31 млрд рублей. [3]

Таким образом, нельзя не согласиться с главой ФНС РФ, о том, что внедрение информационных ресурсов положительно влияет на процессы налогового администрирования и налогового контроля. В связи с этим, можно сделать вывод, что на данном этапе средства бюджета, которые государство направляет на информационное обеспечение деятельности налоговых органов, считаются абсолютно оправданными и действующими эффективно в рамках требуемых функций по контролю сфере налогообложения.

 

Список литературы:
1. Еженедельная профессиональная газета «Учет. Налоги. Право» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.gazeta-unp.ru/articles/51901-ask-nds-2-kak-proveryayut-deklaratsii-po-nds-qqq-17-m05 (дата обращения 10.11.2017)
2. Журнал «Российский налоговый курьер. Для бухгалтеров и налоговых консультантов» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rnk.ru/article/215558-ask-nds-3-kak-rabotaet (дата обращения 10.11.2017)
3. Интерфакс [Электронный ресурс]. – URL: http://www.interfax.ru/business/529497 (дата обращения: 10.11.2017)
4. Положение об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3») [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_195780 (дата обращения: 10.11.2017)