Статья:

Развитие промышленности России в период с 2000 по 2019 годы и особенности ее законодательного регулирования

Конференция: XCVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Алифанова О.В. Развитие промышленности России в период с 2000 по 2019 годы и особенности ее законодательного регулирования // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XCVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 29(98). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/29(98).pdf (дата обращения: 28.11.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие промышленности России в период с 2000 по 2019 годы и особенности ее законодательного регулирования

Алифанова Оксана Вадимовна
студент, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, РФ, г. Нижний Новгород
Рыбакова Ирина Викторовна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц. кафедры гражданского права и процесса юридического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского, РФ, г. Нижний Новгород

 

Промышленность — отрасль российской экономики, которая является важнейшим показателем уровня развития производительных сил и конкурентоспособности конкретной территории либо страны в целом. Развитие промышленности в государстве обеспечивается, в том числе и комплексом мер воздействия на конкретные отрасли, разрабатываемые Правительством. Такой рычаг воздействия является основой промышленной политики государства.

В разные временные периоды, начиная от СССР и заканчивая настоящим временем, в промышленности произошли масштабные изменения, связанные с политическими настроениями как внутри страны, так и за ее пределами. На сегодняшний день Россия является одной из самых сильных держав мира, промышленность которой представлена многочисленными отраслями и предприятиями, способными произвести практически любой товар.

Путь к развитой и привлекательной для зарубежных инвесторов экономике был очень тяжелым, государство пережило два сильнейших кризиса. Опыт работы Правительства позволил разработать пути выхода из сложных ситуаций и благодаря планированию, выработке и поэтапному выполнению мероприятий стратегии развития, страна была выведена на рельсы стабильности в экономике.

На рубеже 2000 г. государство пребывало в сильнейшем упадке. Международное сообщество относилось с недоверием к России. Все это обуславливалось огромным внешним долгом, который составлял примерно 60% ВВП страны.

В условиях глубокого кризиса требовалась корректировка всего курса развития страны, в том числе и всех отраслей промышленности, от военной до сельскохозяйственной. Были проведены реформы, связанные как с политической системой, так и с экономикой России. Мировое сообщество сомневалось, что Россия сможет выйти из кризиса, так как доходы почти 30% населения находились ниже прожиточного уровня и разрыв между социальными слоями был слишком велик. Однако, благодаря деятельности Министерства экономического развития и торговли, созданного в 2000г, была разработана и внедрена «Стратегия развития России до 2010 года». Ее целью было создание рыночных отношений на основе частных вложений.

Планировалось освободить экономику от излишнего вмешательства государства, создать равные условия для конкуренции, снизить налоговое бремя и расходы бюджета. Главным приоритетом развития страны стало повышение уровня жизни Россиян, рост и стабильное развитие экономики.

Одним из инструментов достижения целей явилась налоговая реформа, с 2001 года был введен 13% налог, взимаемый с физических лиц. Благодаря этому доходы населения вышли из «тени». Также был снижен единый социальный налог и налог на прибыль предприятий и организаций. Были отменены налоги с продаж и оборотный налог, введены новые экспортные пошлины и налог на добычу полезных ископаемых. Это позволило добиться сокращения дефицита в бюджете. В 2001 году был принят первый бездефицитный бюджет, а уже в 2002 году он стал профицитным.

Таким образом, в России улучшился деловой климат. В промышленности шел процесс денационализации за счет продажи акций государственных предприятий. Сформировались крупные монополи в газовой, нефтяной отрасли и электроэнергетики. Закон о приватизации государственного и муниципального имущества от 2001 г., позволил осуществлять планирование и управление процедурой перехода имущества в частные руки, появилась необходимая законодательная «база», позволяющая определять законность сделок.

В 2000 г. ВВП страны вырос на 9%, инфляция составила 20%, а в дальнейшем снизилась до прогнозируемых размеров. Рост доходов населения составил в среднем 32%, значительно снизился уровень безработицы.

С 2000 г. во многих отраслях стали проводиться реформы, углубились рыночные отношения.

На этапе становления упор делался на добывающие компании. Для развития нефтяной отрасли требовалось улучшение способов добычи и качества нефтепродуктов. Проведение разведывательных компаний дали хорошие результаты, так было открыто новое крупное Ванкорское нефтяное месторождение в Красноярском крае и несколько месторождений в других регионах. Благодаря высоким ценам на нефть государству удалось быстро расплатиться с внешними долгами.

В тяжелом положении находилось сельское хозяйство - аграрный сектор развивался очень медленно. Трудности возникали не только на этапе производства, но и на этапе сбыта готовой продукции. Для решения проблем в этом секторе была предложена и удачно реализована правительственная программа по развитию сельского хозяйства 2008-2012 гг.

Развитие железнодорожного транспорта к 2000 году остановилось. В этой отрасли отмечался сильный износ основных фондов, тарифная система была трудно прогнозируемой, уровень обслуживания сильно снижен. В ходе реализации реформы была достигнута эффективная система управления, качественная координация и взаимодействие между советом директоров и правлением компании «РЖД». Благодаря инвестициям в РЖД появился рынок подвижного состава. Создано совместное предприятие «РЖД» и пригородные пассажирские компании «ППК».

В 2008 Правительство России утвердило Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года, в которой описан комплекс мероприятий по строительству и модернизации железных дорог, модернизации и введению новых стандартов подвижного состава, инфраструктуры дорог.

Модернизация и реконструкции оборонно-промышленного комплекса позволили в последующем занять лидирующие позиции на мировом рынке. Так в 2002 году, путем слияния двух концернов «Антей» и НПО «Алмаз», был создан российский оружейный холдинг АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», занимающийся разработкой и производством ракетных комплексов противовоздушной и противоракетной обороны. В него вошли 57 предприятий, научно-исследовательских центров и промышленных производств. Основным доходом предприятий является экспорт вооружения.

4 ноября 2000 года президент России В.В. Путин подписал указ № 1834 о создании на базе ФГУП «Промэкспорт» и компании ФГУП «Росвооружение» ФГУП «Рособоронэкспорт». Компания являлась единым оружейным посредником, а с 2007 года права на экспорт вооружения и военной техники указом В.В. Путина были полностью переданы АО «Рособоронэкспорт».

С 2004 года инициативу перехватили отрасли, ориентированные на внутренний спрос. Пересматривались стандарты потребления, увеличивалось благосостояние населения. Все это привело к динамичному развитию сферы услуг, материального производства, работавших на внутренний спрос.

Проведенные реформы дали положительный эффект и к 2007 году Россия вошла в семерку сильнейших экономик мира.

Однако отечественный товар все еще имел более низкую конкурентоспособность по сравнению с импортом. Это было особенно очевидно в таких отраслях как автомобиле- и авиастроение, приборо- и судостроение, химическая и пищевая промышленности. Стало понятно, что решение этих проблем лежит в инновационном развитии экономики, науки и техники. Таким образом, в 2007 г. была создана Российская корпорация нанотехнологий, целью которой стали реализация государственной политики в сфере развития инновационной инфраструктуры, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрий. Поэтому 4 мая 2008 г. Правительством России была принята Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года.

2008 год стал неоднозначным для развития нашей страны. Произошедший в этом году мировой экономический кризис затронул и Россию. Были предприняты антикризисные меры, которые потребовали больших затрат государства. Выход из кризиса был достигнут благодаря Стабилизационному Фонду РФ, сформированному в 2004 году.

Однако по итогам антикризисной программы Министерством был зафиксирован рост во всех отраслях промышленности.  Были сформулированы несколько программных документов по долгосрочному планированию развития отраслей.

Так, приказами Минпромторга России от 24 сентября 2009 г., была утверждена Стратегия развития легкой промышленности на период до 2020 года. Приказом от 23 октября 2009 года была утверждена Стратегия развития фармацевтической промышленности на период до 2020 года. Приказом Минпромторга России от 23 апреля 2010 г. утверждена Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года.

Кроме того, в 2009 году был принят ряд важных нормативных актов Правительства Российской Федерации в сфере управления промышленным комплексом. Например, Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1194 «О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств» [2]. Было утверждено Постановление Правительства РФ от 14 января 2009 г. № 24 «О мерах государственной поддержки российских организаций - экспортеров промышленной продукции, организаций автомобилестроения и транспортного машиностроения» [3].

Очень важным направлением стали поддержка инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов, создание льгот и преимуществ.

По итогам 2010 года Россия вышла на второе место среди стран «Большой восьмёрки», рост ВВП составил 2,9%, а рост промышленного производства 5,8%.

В 2012 было создано Единое экономическое пространство, в которое вошли Россия, Казахстан и Белоруссия. Тогда же страна вступила во всемирную торговую организацию. Рост экономики стал замедляться, а уже в 2013 году произошло снижение инвестиционной активности, ВВП и роста промышленности.

В 2014 году на фоне нестабильной политической обстановки в связи с событиями на Украине, произошло резкое ослабление рубля по отношению к иностранным валютам, стали падать мировые цены на нефть, были введены экономические санкции в отношении России. Все это отрицательно отразилось на экономике нашей страны: снизились доходы населения, стал падать потребительский спрос, произошел рост инфляции и уровня бедности.

Самое негативное влияние на российскую экономику оказали санкции, ограничивающие доступ к привлечению финансовых ресурсов. Закрытие внешних рынков капитала привело к сокращению инвестиционного объёма компаний во все отрасли экономики в целом.

В таких жестких условиях были выявлены слабые стороны экономики, стала очевидна сильная зависимость некоторых отраслей Российской промышленности от импорта. С одной стороны, кризис отбросил страну в плане развития на несколько лет назад, но с другой дал понять, что ставку надо делать на отечественного производителя. Таким образом, впервые в Российской истории был разработан и принят Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [1].

Согласно данному закону целью государства явилось стабильное и инновационное развитие промышленности, достижение и поддержание высокой конкурентоспособности национальной экономики, решение на этой основе социальных задач государства и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Этот документ создал правовую базу для регулирования отношений, возникающих между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере промышленности, позволил получить поддержку государственной власти федерального уровня и местного самоуправления при формировании и реализации промышленной политики.

С принятием нового закона распределяются сферы управления, каждому ведомству отводятся свои полномочия. Минэкономразвития России отвечает за общие вопросы, такие как лицензирование, контрольно-надзорная нагрузка, территориальная нагрузка. Минпромторг России занимается управлением сектора производства. Минфин отвечает за налоговую нагрузку и таможенно-тарифное регулирование. Минтруд России решает вопросы труда и занятости в промышленном секторе.

Предпринятые изменения были осуществлены с целью уменьшения энергоемкости промышленности за счет сокращения издержек обращения, создания оптимального налогового климата, заключения инвестиционных контрактов с неизменными условиями на долгосрочной основе, для привлекательности вложений в Российскую экономику.

С середины 2014 г. по 2015 г. отмечалось снижение ВВП России и рост инфляции, и только в 2016 году произошла стабилизация курса рубля, стал наблюдаться рост ВВП (за год на 0,3%), а индекс роста промышленности вырос на 1,3%.

На протяжении всего анализируемого периода с 2000 по 2019 год, в тяжелых экономико-политических условиях, Правительство разрабатывало и реализовывало программы становления, стабилизации и развития российской экономики. Проводимые реформы, в разное время, решали различные проблемы, которые зависели от экономической и политической ситуации как внутри страны, так и за ее пределами.

Проведенный анализ позволил выделить несколько этапов в развитии и регулировании промышленной политики:

2000 – 2003 гг. - выход из кризиса, проведение структурных реформ, для развития рыночных институтов, с помощью мягкой политики, снижением налоговой нагрузки, борьбы с коррупцией;

2004 – 2008 гг. – выход на международные рынки, укрупнение компаний и диверсификация;

2008 – 2009 гг. – экономический кризис, принятие антикризисных мер, стабилизация экономики, социальная поддержка;

2009 – 2014 гг. - ставка на инновации, развитие нано технологий, улучшение инвестиционного климата, создание дополнительных рабочих мест;

2014 - 2019 гг. - новый виток замещения импорта, создание законодательно-правовой базы в промышленной политике, распределение сфер управления отраслями, поддержка промышленных предприятий, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности отечественного продукта.

В настоящее время политика государства направлена на стабильный рост промышленного производства. В последние годы происходит активная адресная поддержка отечественного производителя для создания конкурентоспособного промышленного сектора, обеспеченного передовыми технологиями и современным оборудованием, поступают крупные инвестиции в развитие инфраструктуры, стимулируется развитие кадрового потенциала. Ставка делается не только на развитие сырьевых отраслей, но и на производственные предприятия, с помощью перераспределения потоков сырья и материалов для изготовления качественной конкурентоспособной конечной продукции.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (в ред. от 20 июля 2020 г. №225-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. - № 1. - ст. 41; 2020. - №31. – ст.5054
2. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1194 «О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств» // Информационно-правовой портал Гарант. - Режим доступа: https://base.garant.ru/12172196/ (дата обращения 07.09.2020)
3. Постановление Правительства РФ от 14 января 2009 г. № 24 «О мерах государственной поддержки российских организаций - экспортеров промышленной продукции, организаций автомобилестроения и транспортного машиностроения» // Информационно-правовой портал Гарант. - Режим доступа: https://base.garant.ru/12164558/ (дата обращения 07.09.2020)
4. Благосостояние нулевых: экономический рост и национализация Российский бизнес с точки зрения науки: проект «Медузы» и бизнес-школы СКОЛКОВО. 2000–2009 годы // Режим доступа: https://meduza.io/feature/2016/06/11/ekonomika-2000-h-ekonomicheskiy-rost-i-delo-yukosa (дата обращения 08.09.2020)
5. 2000-е годы в экономике России // Режим доступа: http://wiki-org.ru/wiki/2000-е_годы_в_экономике_России (дата обращения 08.09.2020)