Статья:

Место и роль стратегического планирования в процессе управления современным предприятием

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Патрахина Т.Н. Место и роль стратегического планирования в процессе управления современным предприятием // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(41).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Место и роль стратегического планирования в процессе управления современным предприятием

Патрахина Татьяна Николаевна
магистрант, Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

Тема стратегического планирования завоевывает все большую популярность среди теоретиков и практиков, о чем свидетельствуют многочисленные публикации российских и зарубежных авторов за последние 40 лет.

Данный факт обусловлен рядом объективных причин:

·     во-первых, процесс управления предприятием в современных условиях достаточно сложен и динамичен;

·     во-вторых, современное предприятие – это открытая социально-техническая система, и главные источники успеха, в большей степени, находятся за пределами внутренней среды;

·     в-третьих, в условиях жесткой конкуренции наличие четкого представления о перспективах развития предприятия – это залог выживания и роста;

·     в-четвертых, современные реалии диктуют необходимость использовать сценарный и ситуационный подходы в управлении, а они являются идеологической основой стратегического планирования;

·     в-пятых, стратегическое планирование – это гибкий инструмент, позволяющий предприятию мобильно и адекватно реагировать на все изменения.

Отметим, что в общем смысле управление – это планомерный процесс создания порядка и повышения его степени, в результате которого неопределенность системы (предприятия), ее энтропия уменьшается [3, с. 69].

Под процессом управления предприятием традиционно понимают циклическую последовательность ряда взаимосвязанных этапов, так называемой «петли управления» [5, с. 13] рис. 1.

 

Рисунок 1. «Петля управления» предприятием

 

Особое место в этом процессе занимает функция планирования. Планирование представляет собой процесс проектирования желаемого будущего и эффективных путей его достижения [1, с. 5]. Конечным результатом данного процесса являются плановые решения, служащие основой целенаправленной деятельности предприятия. Следствием многоуровневости и многоаспектности процесса управления стало наличие разных видов и форм планирования на предприятии.

Важную роль в постановке перспективных целей предприятия и выработке средств их достижения играет стратегическое планирование.

В современной рыночной экономике предприятия функционирует в условиях усиленной турбулентности внешней среды, все это приводит к повышению степени неопределенности при принятии управленческих решений, и как следствие – повышение хозяйственных рисков при достижении поставленных целей.

По мнению российского исследователя Боргардт Е.А., стратегические интересы современных организаций заключаются в адаптации к воздействию внешнего окружения и сохранения устойчивости развития [2, с. 55]. Чем выше неопределенность и динамика факторов внешней среды, тем актуальнее для предприятия проблема разработки и реализации стратегического плана.

Стоит отметить, что несмотря на явную необходимость разработки стратегических планов, распространение данного вида планирования в мировой практике управления связано не только с успехами, но и с отторжением данного процесса. Среди основных причин неприятия можно выделить следующие:

·     нарушение баланса влияния между линейными руководителями и плановыми отделами;

·     несовершенство механизма практической реализации долгосрочных решений;

·     необходимость реорганизации процесса принятия решений с ориентацией на стратегию развития предприятия;

·     недостаточный уровень профессиональных знаний по вопросам стратегического планирования;

·     приоритетность текущей деятельности предприятия;

·     неясная формулировка долгосрочных целей [1, с. 49–50].

Как считают отечественные исследователи, российская действительность также во многом затрудняет реализацию процесса стратегического планирования деятельности современных предприятий, это обусловлено объективными и субъективными причинами.

К объективным причинам относят:

·     повышенную динамику факторов внешней среды;

·     достаточно низкий уровень финансовой культуры предприятий;

·     высокий уровень зависимости предприятий от государства (госзаказ, финансирование, контроль и т.д.).

Среди субъективных причин можно выделить:

·     приоритет текущей деятельности, цейтнот;

·     убежденность, что стратегическое планирование не оказывает влияние на результаты деятельности предприятия;

·     недостаточный уровень квалификации и профессионализма менеджеров в области стратегического планирования;

·     несовершенство методической базы (особенно учитывающей отраслевую специфику предприятий);

·     преобладание негативного отношения к стратегическому планированию, как результату деятельности высшего уровня управления предприятием [6, с. 16].

Статистика показывает, что половина российских предприятий не эффективно использует инструмент стратегического планирования. К неэффективным системам традиционно относят те, в которых отклонения фактических результатов от запланированных составляет более 20–30%. Данный факт говорит о серьезности сложившейся ситуации, потому что стратегический план – это фундаментальная основа управленческой деятельности любого предприятия.

Традиционно принято считать, что стратегическое планирование – это зона ответственности высшего руководства, однако, мировая практика доказала, что важно реализовывать принцип открытости и привлекать к процессу планирования специалистов, руководителей подразделений, представителей поставщиков, партнеров и потребителей – данный подход усиливает эффективность процесса планирования.

Необходимо понимать, что сегодня в условиях повышенной динамичности внешней среды, выбрать единую (неизменную) долгосрочную стратегию для работы на рынке практически невозможно, можно разработать и предложить лишь «ситуационно лучшую» или временно оптимальную стратегию развития [4, с. 114].

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что стратегическое планирование в современных политико-экономических условиях является значимым базовым элементом процесса управления предприятием. Недопонимание важности и сущности стратегического планирования может привести к ухудшению экономических показателей предприятия, усилению рисков и снижению его конкурентоспособности в условиях рыночных отношений. При этом стоит понимать, что стратегический план не только дает четкое представление о возможных направлениях развития предприятия, но и позволяет гибко и своевременно реагировать на изменения внешней среды. Не вызывает сомнения, что отсутствие стратегического плана, либо формальный подход к этому процессу лишает предприятие возможности быть адаптированным к внешней среде и провоцирует ряд серьезных проблем в перспективе.

 

Список литературы: 
1. Анискин Ю.П., Павлова А.М. Планирование и контроллинг: учеб. по специальности «Менеджмент орг.» – 3-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2007. – 280 с.
2. Боргардт Е.А. Стратегическое управление устойчивым развитием предприятия // ктуальные проблемы экономики и права. – № 1(25), 2013. – С. 55–61.
3. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: учебник для бакалавров. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 696 с.
4. Ковалев А.И., Козлова О.А. Управляй будущим! От амбиций к стратегиям // Креативная экономика. – № 5, 2009. – С. 114–118.
5. Петров А.Ю., Шлимович Е.Л., Ирюпин Е.В. Комплексная автоматизация управления предприятием. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 160 с.
6. Стрелкова Л.В., Макушева Ю.А. Внутрифирменное планирование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающимся по специальностям «Экономка труда», «Экономика и управление на предприятия (по отраслям)». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 367 с.