Место и роль стратегического планирования в процессе управления современным предприятием
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Место и роль стратегического планирования в процессе управления современным предприятием
Тема стратегического планирования завоевывает все большую популярность среди теоретиков и практиков, о чем свидетельствуют многочисленные публикации российских и зарубежных авторов за последние 40 лет.
Данный факт обусловлен рядом объективных причин:
· во-первых, процесс управления предприятием в современных условиях достаточно сложен и динамичен;
· во-вторых, современное предприятие – это открытая социально-техническая система, и главные источники успеха, в большей степени, находятся за пределами внутренней среды;
· в-третьих, в условиях жесткой конкуренции наличие четкого представления о перспективах развития предприятия – это залог выживания и роста;
· в-четвертых, современные реалии диктуют необходимость использовать сценарный и ситуационный подходы в управлении, а они являются идеологической основой стратегического планирования;
· в-пятых, стратегическое планирование – это гибкий инструмент, позволяющий предприятию мобильно и адекватно реагировать на все изменения.
Отметим, что в общем смысле управление – это планомерный процесс создания порядка и повышения его степени, в результате которого неопределенность системы (предприятия), ее энтропия уменьшается [3, с. 69].
Под процессом управления предприятием традиционно понимают циклическую последовательность ряда взаимосвязанных этапов, так называемой «петли управления» [5, с. 13] рис. 1.
Рисунок 1. «Петля управления» предприятием
Особое место в этом процессе занимает функция планирования. Планирование представляет собой процесс проектирования желаемого будущего и эффективных путей его достижения [1, с. 5]. Конечным результатом данного процесса являются плановые решения, служащие основой целенаправленной деятельности предприятия. Следствием многоуровневости и многоаспектности процесса управления стало наличие разных видов и форм планирования на предприятии.
Важную роль в постановке перспективных целей предприятия и выработке средств их достижения играет стратегическое планирование.
В современной рыночной экономике предприятия функционирует в условиях усиленной турбулентности внешней среды, все это приводит к повышению степени неопределенности при принятии управленческих решений, и как следствие – повышение хозяйственных рисков при достижении поставленных целей.
По мнению российского исследователя Боргардт Е.А., стратегические интересы современных организаций заключаются в адаптации к воздействию внешнего окружения и сохранения устойчивости развития [2, с. 55]. Чем выше неопределенность и динамика факторов внешней среды, тем актуальнее для предприятия проблема разработки и реализации стратегического плана.
Стоит отметить, что несмотря на явную необходимость разработки стратегических планов, распространение данного вида планирования в мировой практике управления связано не только с успехами, но и с отторжением данного процесса. Среди основных причин неприятия можно выделить следующие:
· нарушение баланса влияния между линейными руководителями и плановыми отделами;
· несовершенство механизма практической реализации долгосрочных решений;
· необходимость реорганизации процесса принятия решений с ориентацией на стратегию развития предприятия;
· недостаточный уровень профессиональных знаний по вопросам стратегического планирования;
· приоритетность текущей деятельности предприятия;
· неясная формулировка долгосрочных целей [1, с. 49–50].
Как считают отечественные исследователи, российская действительность также во многом затрудняет реализацию процесса стратегического планирования деятельности современных предприятий, это обусловлено объективными и субъективными причинами.
К объективным причинам относят:
· повышенную динамику факторов внешней среды;
· достаточно низкий уровень финансовой культуры предприятий;
· высокий уровень зависимости предприятий от государства (госзаказ, финансирование, контроль и т.д.).
Среди субъективных причин можно выделить:
· приоритет текущей деятельности, цейтнот;
· убежденность, что стратегическое планирование не оказывает влияние на результаты деятельности предприятия;
· недостаточный уровень квалификации и профессионализма менеджеров в области стратегического планирования;
· несовершенство методической базы (особенно учитывающей отраслевую специфику предприятий);
· преобладание негативного отношения к стратегическому планированию, как результату деятельности высшего уровня управления предприятием [6, с. 16].
Статистика показывает, что половина российских предприятий не эффективно использует инструмент стратегического планирования. К неэффективным системам традиционно относят те, в которых отклонения фактических результатов от запланированных составляет более 20–30%. Данный факт говорит о серьезности сложившейся ситуации, потому что стратегический план – это фундаментальная основа управленческой деятельности любого предприятия.
Традиционно принято считать, что стратегическое планирование – это зона ответственности высшего руководства, однако, мировая практика доказала, что важно реализовывать принцип открытости и привлекать к процессу планирования специалистов, руководителей подразделений, представителей поставщиков, партнеров и потребителей – данный подход усиливает эффективность процесса планирования.
Необходимо понимать, что сегодня в условиях повышенной динамичности внешней среды, выбрать единую (неизменную) долгосрочную стратегию для работы на рынке практически невозможно, можно разработать и предложить лишь «ситуационно лучшую» или временно оптимальную стратегию развития [4, с. 114].
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что стратегическое планирование в современных политико-экономических условиях является значимым базовым элементом процесса управления предприятием. Недопонимание важности и сущности стратегического планирования может привести к ухудшению экономических показателей предприятия, усилению рисков и снижению его конкурентоспособности в условиях рыночных отношений. При этом стоит понимать, что стратегический план не только дает четкое представление о возможных направлениях развития предприятия, но и позволяет гибко и своевременно реагировать на изменения внешней среды. Не вызывает сомнения, что отсутствие стратегического плана, либо формальный подход к этому процессу лишает предприятие возможности быть адаптированным к внешней среде и провоцирует ряд серьезных проблем в перспективе.