Статья:

Дистанционное обучение в системе повышения квалификации педагогических работников

Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Кабелькова А.С. Дистанционное обучение в системе повышения квалификации педагогических работников // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(1).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Дистанционное обучение в системе повышения квалификации педагогических работников

Кабелькова Анна Сергеевна
студент, Оренбурский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург

 

В настоящее время, активное введение информационно-коммуникационных технологий во все, без исключения, области деятельности, увеличение значимости информаци­онной сферы в существовании индивидуальной личности и общества в целом привели к развитию общественного заказа на специальный уровень инфор­мационной подготовки, который даст возможность удовлетворять всё растущие и регулярно меняющиеся информационные потребности социальной среды.

Значительная степень информационной культуры становится важным показате­лем как профессиональной компетентности, так и социальной благополучия гражданина.

Происходит замена ценно­стей, в состав которых теперь вступают способности функционировать с информацией, независимо приобретать знания и повысить собственную квали­фикацию в течении всей трудовой деятельности. Образовывается новая точка зрения о системе образования. Увеличиваются социальные надежды по взаимоотношению к педагогическим работникам.

Поэтому преподаватели в силу собственного положения непосредственно задей­ствованы в ходе передачи от поколения к поколению достижений человеческой куль­туры, им следует быть носите­лями культуры информационного общества.

Работник образования с высокой степенью информационной культу­ры на личном примере представляет модель безупречно эффективной, мобильной, креативной, общественно энергичной личности, способной не только приспособится к реальным событиям прогрессивного информационного общества, но и правильно их изменять.

На профессиональном уровне это про­является в практическом применении ин­новационных образовательных технологий, основная часть из которых формируется на основе средств информационно-коммуникационных технологий, в активном применении и создании информационно-образовательного пространства, в конструктивном информа­ционном содействии с абсолютно всеми соучастни­ками образовательного процесса.

Изменение требований к современному уровню информационной культуры работни­ков образования привели к поиску и внедре­нию новых форм и методов информационной подготовки.

Примером взаимодействия обра­зовательных и информационнных технологий считается дистанционная форма обучения, ко­торая способна разрешить актуаль­ную задачу массового повышения уровня информационной культуры профессионалов сферы образования.

Под дистанционным подразумевается фор­ма обучения, при которой взаимодействие педагога и учащегося, а также обу­чающихся между собой, осуществляется на определенном расстоянии и отображает все без исключения свойственные учеб­ному процессу составляющие компоненты (миссии, сущности, способы, координационные формы, сред­ства обучения), реализуемые характерными средствами интернет-технологий либо другими средствами, учитывающими инте­рактивность. [6]

Создание дистанционного обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий первоначально предполагает отработку в процессе преподавания и обучения навыков работы по обме­ну данными с помощью компьютерных средств и телекоммуника­ций, имеющихся в наличии, а именно предполагает формирование информационно коммуникативных технологий. [1]

В системе использования дистанционной формы обучения в системе повышения квалификации педагогических работников присутствуют типичные ошибки и затруднения:

1. На начальном этапе развития дистанционные курсы для преподавателей предполагаются в основном не институтами повышения квалификации, а различными общественными фондами, некоммерческими организациями. Тем не менее, дистанционное обучение педагогических работников обязано осуществляться при учреждениях системы повышения квалификации, так как информация учреждения обладает практикой работы с педагогическими кадрами и соответственно должны предоставлять государственные сертификаты, которые подтверждают повышение профессионального уровня педагогов.

2. Цель дистанционного обучения представляет собой повышение информационно-коммуникативной компетентности педагогических работников. Данная задача, безусловно, считается приоритетной, тем не менее, посредством дистанционной формой обучения в первую очередь необходимо удовлетворять информационные потребности преподавателей в актуальных задачах нововведений в воспитании, образовании, затребованных модернизацией современного образования.

3. Для системы дополнительного педагогического образования крайне важным является создание общего информационного образовательного пространства, так как одно из главных преимуществ дистанционного обучения –дистанционная доступность.

Создание аналогичного пространства позволило бы преподавателям пройти дистанционное обучение не только в региональном институте повышения квалификации, но и в любом учреждении системы повышения педагогических кадров Российской Федерации или даже за рубежом, а педагогам  системы дополнительного педагогического образования – увеличить аудиторию обучающихся, а кроме того создать педагогическое сообщество преподавателей дистанционного обучения в системе повышения квалификации работников образования в целях приобретения практического навыка и обмена опытом.

4. На сегодняшний день фактически отсутствуют дистанционные курсы для преподавателей специальной предметной области, содержанием которых включали в себя актуальные вопросы методики преподавания предмета .

5. Значительная часть дистанционных курсов направлена на самообразование и не рассчитана на взаимодействие преподавателя с обучающимися, не говоря уже о содействии обучающихся между собой. Максимально слабым звеном считается дефицит современных педагогических технологий в дистанционных курсах, недооценивание способностей дистанционного обучения как независимой, новой формы обучения . [8]

В целях осуществления задач, стоящих перед современным образованием, необходима результативная, гибкая, модульная система повышения квалификации преподавателей, опирающаяся на наиболее передовые технологии и средства обучения. Не посредственно по этой причине на сегодняшний день крайне актуальна проблема повышения квалификации педагогических кадров через ранее неизвестные, альтернативные формы обучения. Одной из таких форм считается дистанционное обучение.

Дистанционное обучение, в первую очередь, ориентировано на педагогических работников, которые не имеют возможность присутствовать на занятиях в различных учебных заведениях, но которые имеют практику, мотивацию и потребность в повышении квалификации. В традиционной системе профессионального образования обучающиеся приобретают обширный запас знаний в отсутствии конкретной связи с практикой. Дистанционное обучение подразумевает приобретение педагогами аналогичных знаний, умений и навыков, которые непременно и незамедлительно будут использоваться в практической деятельности. [3]

На сегодняшний день, учебный курс дистанционного обучения в сфере повышения квалификации работников образования содержит следующий ряд теоретических положений:

1) получение преподавателями запаса знаний и технологий обучения, используемых в профессиональной деятельности

2) значительный уровень независимой познавательной деятельности обучающихся

3) вероятность интенсивного взаимодействия среди абсолютно всеми соучастниками процесса образования (тьюторами и обучающимися, преподавателями, а также обучающихся друг с другом) [5]

Смысл учебного материала при разработке учебных курсов дистанционного обучения для системы повышения квалификации работников образования ориентирован на закрепление и систематизацию имеющихся у обучающихся знаний и сведений в предметной области, а также на освоение ими новых информационных технологий и последующее применение их в профессиональной деятельности.

Выделяют такие отличительные черты дистанционного курса как:

– текст необходимо структурировать посредством разделения на абзацы, выделения цветом или жирным шрифтом только значимых слов

– демонстрация большого количества информации должна быть представлена в виде иллюстраций, схем, графиков, диаграмм

– наличие иллюстраций, тесно взаимосвязанных по смыслу с текстом, целью которых является способность запоминать материал.

– возможность самостоятельно производить контроль за уровнем овладения темы.

– возможность сохранять материалы курса на персональный компьютер обучаемого и применять их в предстоящей деятельности

– использование в курсе ссылок на другие источники, которые дают дополнительную информацию по проходимой тематике.[7]

Характерной чертой системы повышения квалификации преподавателей считается именно то, что она не содержит в себе государственный стандарт, по этой причине составляющие системы дистанционного обучения педагогических работников в достаточной мере вариативны и полагаются на проекты дополнительного образования педагогов, которые были разработаны учреждениями дополнительного педагогического образования.

Дистанционное обучение в системе повышения квалификации педагогических работников, исключая другие формы обучения, предоставляет возможность достигнуть соответствующих требований к их образованию:

1) объединение обучения и профессиональной деятельности;

2) направленность на приобретение реальных профессиональные задачи;

3) учет особенностей профессионального обучения;

4) повтор пройденного материала по конкретной тематики.

Таким образом, дистанционная форма обучения в системе повышения квалификации педагогических работников имеет достаточные преимущества в развитии уровня современного образования. Дистанционное обучения позволяет осуществлять непрерывное образование преподавателей, не смотря на определенное количество затруднений в процессе его реализации.

 

Список литературы:
Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Пр"ο" фессиональное развитие кадров муниципальной системы образ"ο" вания. М., 2004.
Грабницкая Т.А. Развитие лидерского потенциала руководителей учреждений среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2010. 24 с. 
Денисова Л.Н. Методическая служба колледжа: цели, задачи, формы работы // Среднее профессиональное образование. 2004. №3. С. 68-82 
Довгань В.В. Создание и использование электронного образовательного ресурса в составе информационно-методического обеспечения учебного процесса (на примере подготовки преподавателей среднего профессионального образования строительных специальностей): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2012. 23 с.
Ерошенко Т.Л. Формирование педагогической компетентности преподавателей среднего профессионального образования на рабочем месте: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2012. 24 с. 
Ерошина В.И. Организация методической службы в учреждениях профессионального образования // Инновации в образовании. 2003.  №5. С. 19-33. 
Игнатенко Ж.В. Модернизация методической службы о образовательные учреждения на основе информационных технологий // Среднее профессиональное образование. 2004. №3. С. 11-14.
Шайхутдинова Г.А. Профессиональная подготовка преподавателей ссуз к воспитательной деятельности (в системе повышения квалификации): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Казань, 2004. 18 с.