Статья:

Оптимизация в сфере медицинских услуг

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Шаймарданова К.Р., Касимова Ч.Р. Оптимизация в сфере медицинских услуг // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(39).pdf (дата обращения: 18.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Оптимизация в сфере медицинских услуг

Шаймарданова Кристина Ринатовна
студент, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа
Касимова Чулпан Ришатовна
студент, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа

 

Повышение качества обслуживания граждан в сфере здравоохранения является одной из первостепенных задач, решение которых послужило бы толчком к положительной динамике роста государства.

С этой целью, Государственной Думой в апреле 2010 года был подписан Федеральный закон №83 от 08.05.2010 «О коммерциализации бюджетных учреждений. Закон преследовал две основные цели: во-первых, реформировать сети бюджетных учреждений, путем повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг одновременно сокращая бюджетные расходы на их функционирование; во-вторых, повысить уровень заработной платы медицинского персонала за счет сокращения количества рабочих мест.

Был разработан соответствующий план мероприятий, согласно которому в 2014 году финансирование через Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) было увеличено на 31 млрд., а прямые бюджетное финансирование, наоборот, сократилось на 16 млрд.руб, т.е формально здравоохранение остается в плюсе. Однако в 2015 году соотношение меняется: бюджетная часть урезается на 17,3 млрд.рублей, а финасирование ФФОМС увеличивается лишь на 9,5 млрд.рублей. Но главная неприятность произошла позже, в 2016 году, когда сократилась и бюджетная часть (на 28,9 млрд.рублей), и финансирование ФФОМС, причем сразу на 329 млрд.рублей.

В соответствии методическим рекомендациям, был предусмотрен мониторинг реализации положений законопроекта Счетной палатой, которая проводила проверки по исполнению соглашений между Минздравом и высшими органами исполнительной власти регионов России по достижению показателей оптимизации сети государственных и муниципальных медицинских учреждений.

Согласно информации, которая была предоставлена различными регионами России, под оптимизационные мероприятия должны попасть 952 медицинских организации, почти половина которых (472 организации) попала в течение 2015 года. Согласно изначальному плану, за период 2014–2018 гг. планируется ликвидировать 41 медицинскую организацию и реорганизовать в качестве филиалов – 911. За 2014 год из 359 организаций, участвовавших в оптимизации, было ликвидировано 26 медицинских организаций, а перестали быть самостоятельными 330. До конца 2018 года запланированы на закрытие ещё 15 организаций, подлежат реорганизации – 581. В конечном итоге, к концу 2018 года численность больничных организаций должно быть сокращено на 11%, а амбулаторно-поликлинических– на 7,2%.

Согласно имеющейся статистике, в России в 2000 году насчитывалось 10704 больничных организаций, но уже в 2012 году их число составляло 6172, а к концу 2013 года сократилось до 4398.

Также по данным Минздрава России и органов исполнительной власти регионов, деньги, полученные в 2014 году от реорганизации неэффективных медицинских организаций (они составили около 0,5% от общего фонда оплаты труда сотрудников), были направлены на повышение заработной платы медицинских работников. Всего за период 2014–2018 планировалось высвободить более 150 млр.рублей. Однако эта сумма составляла менее 1% ежегодного объема средств территориальных программ. Отсюда можно сделать вывод, что заявления о повышении заработной платы за счет сокращения числа медицинских работников не была финансово обоснованной. Так как 0,5% в общем фонде труда сумма не значительная, все врачи отметили фактическое сокращение зарплат.

Приведенную выше статистику подтверждает и постоянно увеличивающееся количество обращений граждан и медицинских работников. В своих письмах они приводят примеры снижения доступности и ухудшения качества медицинской помощи, связывая это напрямую с сокращением численности медицинских организаций и, соответственно, персонала как в городах, так и в сельских поселениях.

В связи с динамично увеличивающимися финансовыми затратами в ходе реализации, был принят новый Федеральный закон 93-ФЗ от 05.04.2016 «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который был принят Государственной Думой 25 марта 2016 года.

По новому Федеральному Закону, все полномочия по лицензионному контролю были исключены из перечня полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и переданы территориальным органам Росздравнадзора. Росздравнадзор, в свою очередь, был наделен полномочиями по контролю всех имеющих лицензии медицинских и фармацевтических организаций, с использованием единого подхода в оценке качества оказания медицинской помощи и ведения фармацевтической деятельности. Планируется, что такой подходит позволит разделить разрешительные и контрольно-надзорные функции органов государственной власти.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что цели Федерального закона 83-ФЗ – уменьшение расходов на здравоохранение за счёт объединения мелких медицинских учреждений в крупные комплексы и сокращения рабочих мест - изначально не были корректны, финансово и социально обоснованы. Введенные изменения в Федеральный закон 83-ФЗ должны скорректировать те недостатки, которые были обнаружены в ходе реализации первоначальной программы и говорить о положительном или отрицательном влиянии Федерального закона 93-ФЗ говорить можно будет только после подведения ежегодных итогов.

 

Список литературы:
1. Оптимизация в сфере здравоохранения, культуры, образования и социального обслуживания – [Электронный ресурс] – URL http://www.ach.gov.ru/press_center/news/21297.
2. Оптимизация медицинских учреждений – [Электронный ресурс] – URL https://rg.ru/2015/04/08/isaev.html.
3. Текст Закона 83-ФЗ (закон о коммерциализации бюджетных учреждений) – [Электронный ресурс] – URL http://netreforme.org/tekst-zakona-83-fz/.
4. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона» «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 05.04.2016 № 93-ФЗ (действующая редакция, 2016) – [Электронный ресурс] – URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196287/.