Статья:

К ВОПРОСУ О ВОЗРАСТЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Конференция: CCCXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Кудёлко Д.А. К ВОПРОСУ О ВОЗРАСТЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 43(322). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/43(322).pdf (дата обращения: 22.12.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ О ВОЗРАСТЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Кудёлко Диана Андреевна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Рамазанова Наталья Олеговна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доц., Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Аннотация. В статье исследуется возраст административной ответственности как элемент административно-правового статуса несовершеннолетнего. Проводится сравнительный анализ императивно-профилактической модели Беларуси и восстановительно-социальной модели стран Западной Европы. На основе выявленных различий формулируются предложения по совершенствованию белорусского законодательства через закрепление принципа приоритета воспитательных мер, введение института медиации в качестве факультативной стадии административного процесса и расширение критериев дифференциации применения мер задержания и привода.

 

Ключевые слова: административно-правовой статус; несовершеннолетние лица; возраст административной ответственности; комиссия по делам несовершеннолетних; восстановительное правосудие.

 

Установление возраста привлечения к административной ответственности традиционно рассматривается как элемент состава правонарушения, что существенно ограничивает понимание данного правового института. По нашему мнению, возрастной ценз представляет собой фундаментальный публично-правовой инструмент, определяющий границы взаимодействия государства и личности в зависимости от возраста ее формирования.

В Республике Беларусь общий возраст административной ответственности установлен на отметке 16 лет, при этом за отдельные правонарушения ответственность может наступать с 14 лет. С позиций административного права данная норма формирует специальный административно-правовой статус несовершеннолетнего, характеризующийся ограниченной дееспособностью в отношениях с публичной властью, наличием дополнительных процессуальных гарантий, обязательным участием законных представителей и подчинением специализированным юрисдикционным органам. Следовательно, возрастной ценз определяет всю систему административно-правового воздействия на несовершеннолетнего, балансируя между императивным управлением и защитой прав ребенка.

Сравнительный анализ позволяет выделить контрастирующие модели регулирования. Для Республики Беларусь и Российской Федерации характерна императивно-профилактическая модель. Ключевую роль здесь играют комиссии по делам несовершеннолетних (далее – КДН), сочетающие функции административной юрисдикции и профилактики. В противоположность этому восстановительно-социальная модель Германии предусматривает доминирование воспитательных мер [1, с. 107]. В данной модели административное взыскание применяется по принципу субсидиарности, а многие функции правоохранительных органов делегируются социальным службам, что выдвигает на первый план социально-правовую защиту ребенка.

Ключевым звеном реализации государственной политики в Республике Беларусь выступают комиссии по делам несовершеннолетних, являющиеся специальными органами административной юрисдикции. Эффективность и справедливость всей системы определяются соответствующими административными процедурами. На наш взгляд, процедуры задержания и привода требуют адаптации с учетом психологического состояния несовершеннолетнего, а рассмотрение дел в КДН должно носить более индивидуализированный характер. В связи с этим мы полагаем, что необходимо расширить критерии дифференциации применения данных мер в зависимости от возрастного критерия.  Опыт зарубежных стран демонстрирует, что именно на процедурном уровне проявляются основные различия между диалоговым подходом восстановительной модели и формализованным производством императивно-профилактической системы.

Перспективным для Беларуси представляется движение в сторону гибридной модели, интегрирующей лучшие черты восстановительного подхода. В качестве конкретных мер предлагается закрепить в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях принцип приоритета воспитательных мер над административным взысканием в отношении несовершеннолетних, ввести институт медиации в качестве факультативной стадии административного процесса, а также усилить эффективность КДН через расширение критериев дифференциации применения мер задержания и привода в зависимости от возрастного критерия. Таким образом, реформирование института возраста административной ответственности должно стать частью комплексной административной реформы, направленной на построение современной и модернизированной системы защиты прав несовершеннолетнего.

 

Список литературы:
1. Голубева, К. С. Система наказаний для несовершеннолетних в уголовном праве Российской Федерации и Федеративной Республики Германии: сравнительный анализ / К. С. Голубева // Актуальные проблемы публичного права : Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, Владимир, 19–20 декабря 2019 года / Редколлегия: О.Н. Дядькин (пред.) [и др.]. Том Выпуск 11. – Владимир: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Шерлок-Пресс", 2020. – С. 105–108.