Статья:

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДИАГНОСТИКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Конференция: CCCXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Климкович А.Д. РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДИАГНОСТИКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 43(322). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/43(322).pdf (дата обращения: 19.12.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДИАГНОСТИКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Климкович Александра Денисовна
студент, Липецкий Государственный Педагогический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, РФ, г. Липецк
Романова Юлия Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., Липецкий Государственный Педагогический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, РФ, г. Липецк

 

Аннотация. В статье рассматривается роль психологической методологии в процессе профориентационной диагностики старшеклассников. Раскрывается глубокая связь профориентации и психологии в помощи старшеклассникам. Рассматривается переход от простых тестов к целостному процессу, основанному на глубокой диагностике личности. Описываются ключевые психологические инструменты: «Большая пятерка», модель личностных адаптаций, МАК и рисуночные техники, которые позволяют учесть не только интересы, но и личностные качества для точного выбора профессии.

 

Ключевые слова: Психология, профориентация, выбор профессии, личностные качества, старшеклассник, обучающийся, методы, самоопределение.

 

Проблема выбора профессии стоит перед большинством старшеклассников особенно остро. Современная профориентация отошла от простых тестов и превратилась в сложный процесс, где ключевую роль играет психологическая диагностика. Глубокое понимание личности подростка — его ценностей, страхов, сильных сторон — становится необходимым условием для точного и осознанного выбора профессионального пути. Именно психология предоставляет методы и инструменты для такого всестороннего анализа, делая профориентацию не просто оценкой способностей, а целостным подходом к построению будущей карьеры.

Профориентация – это прикладная практика, представляющая собой систему мер, направленных на помощь человеку в выборе профессии, которая соответствует его интересам, способностям и личностным качествам, а также требованиям рынка труда.

Психология — это фундаментальная наука о поведении и психических процессах, которые включают в себя восприятие, мышление, эмоции, память и другие аспекты человеческого сознания. Она изучает, как эти процессы влияют на поведение человека и его взаимодействие с окружающим миром [2].

Профориентация, не является частью психологии. Тем не менее, связь между ними неразрывна. Не даром основными специалистами, проводящим профориентационные мероприятия в общеобразовательных школах. являются школьные психологи.

Профессия, выбранная в процессе профориентации, будет приносить своему обладателю удовлетворение и обезопасит его от профессионального выгорания только в том случае, если она будет не только соответствовать интересам и способностям человека, но и не будет противоречить качествам личности. Методологическую основу, позволяющую определить основные качества личности, предоставляет психология.

Вопрос о выборе будущей профессии для старшеклассников является актуальным и непростым. Это подтверждают исследования компании Maximum Education, проведенные в мае 2024 года.

В соответствии с ними:

- большинство (67%) старшеклассников не могут определиться с профессией;

- 27% ребят только примерно представляют, чем хотят заниматься в будущем;

- всего 5% респондентов точно знают, кем хотят стать.

Ошибки в выборе профессии обходятся очень дорого. Если подростку не помочь сделать осознанный выбор сегодня, он заплатит за это потерянным временем, деньгами и самооценкой завтра.

Современная профориентация – это не просто тест, который покажет, кто перед нами, технарь или гуманитарий[5].

Современная профориентация – это процесс, включающий в себя в первую очередь глубокий диагностический анализ. На данном этапе происходит сбор информации о подростке, проходящем профориентацию, его интересах, увлечениях, потребностях, ценностях.

Для проведения диагностики используются различные профориентационные инструменты, в частности, тесты, например, такие как:

- дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова [4];

- опросник профессиональных предпочтений Д. Холанда.

Данные опросники помогают выяснить, к какой именно профессиональной сфере испытывает склонность и проявляет интерес старшеклассник, но не дают понимания об основных качествах личности подростка, которые также необходимо учитывать при выборе профессии.

На помощь приходят инструменты из сферы психологии: тестовые и не тестовые методики, позволяющие определить тип личности подростка, выявить его основные личностные качества, а значит сделать диагностику более глубокой, а выбор профессии точным [6].

Знаменитая «Большая пятерка». Данная методика позволяет измерить степень выраженности у подростка таких важных личностных качеств как экстраверсия, обособленность, самоконтроль, практичность, эмоциональная устойчивость и другие.

Интересен психогеометрический тест С. Деллингера, в котором диагностика типа личности происходит на основании выбора одной из пяти геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник и зигзаг).

Также заслуживает внимания нетестовый инструмент – модель личностных адаптаций, созданная в середине 20 века учениками и последователями Эрика Берна Ианом Стюартом и Вэнном Джоинсом [3]. Данная модель разработана в рамках транзактного анализа и описывает 6 типов адаптивного поведения:

- творческий мечтатель;

- очаровательный манипулятор;

- блестящий скептик;

- игривый упрямец;

- ответственный работоголик;

- сверхреагирующий энтузиаст.

Используемые в процессе профориентации психологические теории личности позволяют не только глубже понять старшеклассника, а, следовательно, точнее подобрать путь его профессионального развития, но и помогают выстраивать с подростком более качественную коммуникацию, говорить с ним на его языке.

Еще один инструмент, пришедший в профориентацию из психологии – метафорические ассоциативные карты ( МАК).

Метафорические ассоциативные карты — это набор картинок с изображениями, используемые для стимулирования воображения, выявления скрытых эмоций и внутренних конфликтов, а также для самопознания и личностного роста.

МАК в профориентации используются для диагностики актуального состояния подростка, его представлений о будущей профессии, его желаниях, потребностях, мечтах, целях, имеющихся страхах, тревогах и т.п.

МАК помогают старшекласснику выразить свои чувства и мысли через образы, что особенно полезно в тех случаях, когда подростку сложно описать свои переживания словами.

Еще один ценный психологический инструмент, нашедший свое применение в профориентации – работа с образом, в частности, создание рисунка на заданную тему. Например, подросток создает рисунок на тему «Моя идеальная работа». А после объясняет, что он изобразил и почему. Рисование – это творческий акт, который помогает подростку понять самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от страхов и сильных переживаний, честно и свободно заявить о своих мечтах и надеждах [1].

Таким образом, психология, являясь наукой фундаментальной, предоставляет надежную методологическую базу для профориентационной работы с подростками. Психологические знания также необходимы для правильной интерпретации результатов профориентационной диагностики.

Профориентация и психология гармонично дополняют друг друга. Создают целостный подход к выбору профессионального вектора развития подростка, учитывающий как внешние факторы рынка труда, так и внутриличностные особенности старшеклассника.

 

Список литературы:
1. Бурно М.Е. "Терапия творческим самовыражением". — М.: Академический проект, 2006. — 487 с.
2. Выготский Л.С. «Основы психологии». – М.: Просвещение, 1982. – С.15.
3. Джоинс В., Стюарт И.. Личностные адаптации. Новое пособие по пониманию человека в психотерапии и консультировании / Вэнн Джоинс, Иан Стюарт; пер. с англ: Дмитрия Касьянова. - СПб.: Метанойя, 2019. - 464 с.
4. Климов Е.А. «Введение в психологию труда». – М.: Издательство Московского университета, 1980. – 350 с.
5. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8 – 11 классы). – М.:ВАКО, 2005. –288 с.
6. Райгородский Д. Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с.