Статья:

ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОШЕННИЧЕСТВА

Конференция: CCCXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Рукаль П.О. ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОШЕННИЧЕСТВА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 44(323). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/44(323).pdf (дата обращения: 24.12.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОШЕННИЧЕСТВА

Рукаль Павел Олегович
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Шемет Вадим Сергеевич
научный руководитель, канд. юрид. наук, доц., Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Среди всех преступлений против собственности особое место занимает мошенничество. Согласно ч. 1 ст. 209 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) мошенничество – это завладение имуществом либо приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием [1]. Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь в 2024 году от мошенничества пострадали 14 435 чел., это больше любой другой категории, даже от такого распространенного преступления как кража пострадало меньше (13 680 чел.) [2]. Эти данные свидетельствуют о том, что мошенничество заслуживает повышенного внимания при его изучении, а в особенности – изучение жертвы мошенничества.  Именно потерпевшие являются ключевым источником информации о механизмах совершения преступления, его последствиях и социальных рисках. Анализ их личностей позволяет не только выявить наиболее уязвимые группы населения, но и разработать эффективные меры профилактики, направленные на снижение уровня мошенничества и повышение правовой защищённости граждан.

Прежде всего, нужно обратиться к тем субъективным признакам, которые присущи жертвам мошенничества. По мнению Т. С. Калиновской, потерпевшим от мошенничества в целом присущи беспечность, невнимательность, ослабленный самоконтроль, импульсивность, подверженность влиянию случая, необязательность.

При этом у одних наблюдается излишняя самоуверенность, у других, – наоборот, заниженная самооценка, эмоциональная неустойчивость. Зачастую мошенничество совершается лишь потому, что сами потерпевшие ведут себя неправильно. Иногда они чрезмерно доверчивы, излишне простодушны. В отдельных случаях их поступки противоречат моральным нормам: они проявляют алчность, стремление приобрести различные блага незаконным путем [3, с. 84].

Например, гражданин, желая «быстро разбогатеть», соглашается вложить деньги в сомнительную «инвестиционную компанию», обещающую невероятно высокие проценты за короткий срок. Он не проверяет ни юридический статус организации, ни отзывы, ни документы, полагаясь лишь на красивые обещания и уверенный тон «менеджера». В основе его поведения лежит сочетание доверчивости и алчности: с одной стороны – вера в добросовестность незнакомых людей, с другой – стремление получить выгоду незаконным или нереалистичным способом. В результате он становится жертвой классической финансовой пирамиды, лишаясь значительной суммы денег.

Помимо этих качеств, жертвы мошенничества также зачастую не знают технологий работы банков, правоохранительных или иных госструктур, у них отсутствуют знания в сфере инвестирования, а также для них очень часто характерна боязнь потери большого количества денег, страх за жизнь, здоровье и репутацию близких [4, с. 94]. Последнее отнюдь не является отрицательным, однако таким людям всегда следует проверять информацию, а не моментально поддаваться воздействию мошенников.

По мнению судьи Гомельского областного суда В. С. Бобырева, чаще всего жертвами мошенничества становятся люди пожилого возраста [5]. Они в силу возраста теряют скорость реакции, у них зачастую появляется чрезмерная доверчивость, отчего они регулярно теряют денежные суммы, доверяясь «социальным службам», «сотрудникам банка» или «сотрудникам органов», сообщающим, что их родственник попал в больницу и им нужна срочная дорогостоящая операция и т. д.

Второй по популярности категорией жертв мошенничества являются несовершеннолетние. В современном мире у подростков довольно рано появляются мобильные телефоны, они часто проводят много времени в социальных сетях, где зачастую можно наткнуться на мошеннические сайты, предлагающие якобы заработок путем отдельных вложений, покупку новой игры или нечто подобное.

При этом важно отметить, что данные две категории являются самыми уязвимыми, но при этом жертвами мошенничества могут стать фактически любые лица, независимо от пола, образования и иных факторов. Вышеуказанные признаки также применимы лишь в большинстве случаев. Иногда даже самые бдительные граждане, находясь в каком-то стрессовом или нестандартном положении, могут потерять осторожность и стать жертвами обмана.

Многие способы профилактики мошенничества уже широко применяются в общественной практике. Информационные сообщения по телевизору и иные меры, безусловно, способствуют повышению осторожности среди граждан, однако одних традиционных мер уже недостаточно, поскольку мошенники постоянно адаптируются к новым технологиям и социальным привычкам граждан. Целесообразно рассмотреть некоторые новые способы повышения осведомленности, которые на данный момент широко не реализуются в общественной жизни.

Во-первых, для неопытных пользователей интернета, таких как пенсионеры или дети, полезным введением были бы визуальные подсказки: браузер меняет цвет интерфейса при переходе на подозрительный сайт. Это создаёт мгновенный сигнал опасности и снижает риск ввода данных на фальшивых страницах. При этом, несмотря на то, что это само по себе будет тревожным сигналом и многих переубедит в том, чтобы не предпринимать никаких действий по оплате или вводу личной информации на данных сайтах, требуется все же предварительно объяснить людям, что это означает.

Во-вторых, для банковских пользователей целесообразно устраивать социальные эксперименты. Банки могут периодически запускать «тестовые звонки» своим клиентам, имитируя мошенников. Если клиент правильно реагирует (не сообщает данные), он получает бонусы или скидки. Если же реакция будет неверной, то банковские работники тотчас же могут объяснить пользователям, как следовало бы поступить в данной ситуации, чтобы не стать жертвой мошенничества.

Таким образом, жертвам мошенничества присущи как субъективные признаки, такие как чрезмерная доверчивость, алчность, неосторожность, так и объективные, такие как возраст. Современная ситуация требует введения новых профилактических мер против мошенничества, при этом следует использовать и уже внедренные способы ради обеспечения благополучия граждан и предупреждения преступлений.   

 

Cписок литературы:
1. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk9900275 (дата обращения: 15.11.2025).
2. Численность лиц, пострадавших от совершенных преступлений по территории Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dataportal.belstat.gov.by/osids/indicator-info/10108000011 (дата обращения: 22.11.2025).
3. Калиновская, Т. С. Характеристика личности жертв мошенничества. // Вестник магистратуры. – 2016. – № 3 (55). – С. 83-84. 
4. Ухина, Т. Г. Виктимологические признаки жертв интернет-мошенничества и пути совершенствования превентивных мер // Вестник Владимирского юридического института. – 2023. – № 3(68). – С. 92-97.
5. Вадим Бобырев: чаще всего жертвами мошенничества становятся люди пожилого возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.court.gov.by/ru/gomeljskij/oblastnoj/sud/press_sluzhba/soobscheniya/press_sluzhbi/4b5570a261bd469d.html (дата обращения: 27.11.2025).