ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Конференция: CCXCI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция

CCXCI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
В настоящее время проблема противодействия коррупционным преступлениям в РФ приобрела широкомасштабный и комплексный характер. Государственное противодействие коррупции должно реализовываться в разных сферах жизни общества, на разных уровнях и с применением различных правовых средств и организационных форм.
Приступим к рассмотрению понятия противодействия коррупции в рамках реализуемой антикоррупционной политики. В разных источниках даются совершенно разные определения рассматриваемого понятия. К примеру, Н.В. Мамитова предлагает понимать под антикоррупционной политикой «научно обоснованную, последовательную и системную деятельность институтов государства и гражданского общества, связанную с профилактикой и сокращением негативного влияния коррупции, а также с устранением причин и условий, способствующих ее возникновению» [4, с. 67].
Задачами антикоррупционной деятельности являются:
1) снижение уровня коррупции;
2) обеспечение интересов личности, общества и государства на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина и защита их от угрозы, исходящей от коррупционных правонарушений;
3) предупреждение совершения коррупционных правонарушений;
4) привлечение к ответственности лиц, совершивших коррупционные правонарушения, в соответствии с нормативными правовыми актами, предусматривающими один или два вида ответственности за коррупционные правонарушения;
5) компенсация ущерба, понесенного в результате коррупционных правонарушений;
6) обеспечение доступа общественности к информации о коррупции и свободное освещение коррупционных правонарушений в средствах массовой информации;
7) прогнозирование увеличения или уменьшения факторов коррупционного риска и оценивание эффективности мер антикоррупционной политики;
8) развитие правовой культуры общества и информированности населения о противодействии коррупции.
В целенаправленном аспекте антикоррупционные меры в органах государственной власти включают следующие меры:
1) меры в области уголовного законодательства. К ним относятся, например, восстановление конфискации имущества в случаях коррупционных преступлений и ужесточение санкций в отношении взяточников.
2) меры в области административного права. К ним относятся, например, модернизация деятельности правоохранительных органов и обеспечение правовой системы гарантий для государственных служащих.
3) меры в области трудового законодательства. Сюда можно отнести разработку мер антикоррупционного воздействия в отношении работников сферы социального обслуживания.
4) меры, применяемые в иных областях. Сюда отнесем, например, проверку доходов и расходов должностных лиц.
В статье 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» закреплены основные принципы противодействия коррупции, проводимого в России в настоящее время. Итак, противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах [1]:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Теперь перейдем к рассмотрению направлений противодействия коррупции в органах государственной власти в РФ. Направление – это область той или иной деятельности, связанная с ее целями и задачами. Изучение направлений антикоррупционной политики является очень важным в контексте исследования нашей основной темы, поскольку само формирование антикоррупционной политики, а также возможность в полной мере оценить правильность действий государства в отношении коррупции зависит именно от правильного определения направлений антикоррупционной политики [2, с. 299].
Основными направлениями противодействия коррупции в рамках антикоррупционной политики в РФ являются следующие направления:
1) коррекция нормативных правовых актов, как в целом, так и в области, касающейся процесса осуществления противодействия коррупции;
2) изменение принципов прохождения государственной службы;
3) построение более сбалансированной системы сдержек и противовесов между институтами власти;
4) осуществление жесткого контроля за материальным положением представителей властных структур;
5) создание четкой и структурированной систематизации функций органов исполнительной власти;
6) создание необходимых условий для осуществления эффективного контроля за расходованием, а также распределением денежных средств из бюджета;
7) укрепление принципа независимости судебной системы;
8) усовершенствование органов правоохранительной системы;
9) осуществление координации антикоррупционной системы.
Нормативное правовое регулирование антикоррупционной деятельности является базовой составляющей антикоррупционной политики. В настоящее время в отечественной правовой системе не создано единой отрасли законодательства, которая смогла бы четко регламентировать процесс осуществления в РФ антикоррупционной политики. Правовые нормы, регулирующие процесс противодействия коррупции хаотично разбросаны по всем отраслям права и находятся в нормативных правовых актах совершенно различного уровня.
Подводя итог, необходимо сказать, что были рассмотрены наиболее популярные в науке определения понятия антикоррупционной политики, рассмотрели содержание антикорупционной политики, а именно исследовали задачи и цели антикоррупционной политики, направления мер антикоррупционной политики.
