Статья:

Понятие «Охраны труда» в различных аспектах

Конференция: LXXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Полищук А.А. Понятие «Охраны труда» в различных аспектах // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(88). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(88).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Понятие «Охраны труда» в различных аспектах

Полищук Артур Александрович
магистрант, Российский государственный университет правосудия, Крымский филиал, РФ, Республика Крым, г. Симферополь

 

Аннотация. Статья посвящена изучению темы охраны труда в Российской Федерации. Актуальность данной темы позволяет определить новые подходы к исследованию охраны труда в процессе формирования трудового законодательства в данной исследуемой области. Целью данной работы является  раскрытие понятийного аппарата института охраны труда, исследование основных направлений государственной политики в области охраны труда. Данный вопрос рассматривается посредствам использования общих и специальных методов теоретического исследования. В представленной статье, раскрываются актуальные проблемы определения понятия охраны труда и его основных признаков.

 

Ключевые слова: охрана труда, техника безопасности, условия труда.

 

Охрана труда является одним из важнейших институтов трудового права, обеспечивающий безопасные и здоровые условия работы. Необходимо отметить, что охрану труда подразумевают в узком и широком смысле. В широком смысле охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально – экономические, организационно – технические, санитарно – гигиенические, лечебно – профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Данное широкое понятие охраны труда как обеспечение безопасных и здоровых условий труда всеми средствами, т. е. правовыми, экономическими, медицинскими, организационно – техническими и другими, закреплено в Трудовом кодексе РФ. На практике под охраной труда нередко подразумевают технику безопасности, производственную санитарию. Такая позиция ошибочна. Охрана труда – это система мероприятий, где техника безопасности и гигиена труда являются ее составляющими. [1, с. 743] Лишь охрана труда в широком ее понимании способна обеспечить здоровые и безопасные условия труда. В случае плохого обеспечения, какого – то ее механизма (правового, медицинского, технического или экономического) вся охрана труда не обеспечивается.

В юридической литературе существует огромное количество определений термина «охрана труда». Можно выделить толкование и оценку понятия «охраны труда» авторского коллектива – О.В. Смирнова, М.О. Буянова, И.А. Костяна. В трудовом праве под охраной труда, по мнению авторского коллектива, понимается совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Этими нормами предусмотрены права (а также гарантии этих прав) и обязанности работников и работодателей по вопросам охраны труда. Сюда входят также технические и санитарно – гигиенические нормы безопасности труда (правила по технике безопасности и производственной санитарии). По их мнению, определение охраны труда, данное в ст. 209 ТК РФ, дается в широком, социально – экономическом смысле. Однако в этом определении не уточняется, что все перечисленные в нем мероприятия могут проводиться при условии, если они юридически закреплены, т. е. предусмотрены тем или иным правовым актом, в связи с чем они становятся обязательными для работодателей, работников, государственных органов. За неисполнение правовых норм, которые обязывают проводить мероприятия, предусмотренные в ст. 209 ТК РФ, соблюдать технические и технологические правила безопасности труда, санитарно – гигиенические нормы и т. д., виновные привлекаются к юридической ответственности.  [2, с. 459]

В узком смысле понятие охраны труда в трудовом праве – это система правовых мероприятий и средств обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности на производстве, в том числе и правовых норм по оздоровлению и улучшению условий труда. Вся система таких правовых мероприятий представляет собой институт охраны труда трудового права.

В юридической литературе выделяется и третий аспект охраны труда – обеспечение права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Данный аспект охраны труда – как один из основных принципов трудового права, закрепленного в ч. 4 ст. 2 ТК РФ. В обеспечение здоровых и безопасных условий труда важная роль принадлежит законодательству об охране труда. Исходные положения законодательства об охране труда закреплены в Конституции РФ. В ч. 2 ст. 7 Конституции записано, что в РФ охраняются труд и здоровье людей; в ч. 3 ст. 37 закреплено право каждого гражданина на труд в условиях, отвечающим требованиям безопасности и гигиены. Основные правовые нормы об охране труда закреплены в разделе Х ТК РФ.

Необходимо отметить, что до принятия Федерального закона № 90 – ФЗ от 30 июня 2006 года «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ, признании недействительными на территории РФ некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ» к числу основных актов по охране труда, помимо ТК РФ, относился Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 года № 181 – ФЗ. Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 90 – ФЗ Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» признается утратившим силу, поскольку его основные положения отражены в ТК РФ. Однако не все его нормы нашли закрепление в действующей редакции ТК РФ. В связи с необходимостью повысить государственные гарантии в данной сфере раздел Х ТК РФ также существенно изменяется и дополняется. [3, с. 33-36]

Нормы, касающиеся охраны труда, могут находиться в других федеральных законах (например, ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» 1998 г.) и законах субъектов РФ (например, Закон Республики Татарстан «Об охране труда в Республике Татарстан» 1997 г.), постановлениях Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» 2000 г).

Институт охраны труда включает следующие группы норм трудового права:

1) Нормы – принципы об основных направлениях государственной политики в области охраны труда и правила государственного управления охраной труда, поскольку охраной труда управляет государство.

2)  Нормы, касающиеся права работников на охрану труда и его гарантий.

3) Нормы по организации и обеспечению охраны труда работодателем, его администрацией.

4) Требования по охране труда, которые обязаны обеспечить работодатель и его администрация.

5) Правила особой охраны труда женщин и работников с семейными обязанностями.

6)  Правила особой охраны труда несовершеннолетних до 18 лет и лиц с пониженной трудоспособностью.

Надзор и контроль за охраной труда и ответственность за ее нарушение в ТК РФ выделены в самостоятельную гл. 57 в разд. ХIII «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров, ответственность за нарушение трудового законодательства».

Основным направлением государственной политики в области охраны труда в ст. 210 ТК РФ поставлено обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Это следует понимать как приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия. Следует отметить и закрепление в качестве одного из основных направлений государственного управления охраной труда, которое (вместе с ранее существовавшим государственным надзором и контролем) означает, что в условиях рыночной экономики государство оставляет за собой функцию управления в этой области.

В ФЗ от 30 июня 2006 года № 90 – ФЗ основные направления государственной политики в области охраны труда, перечисленные в ст. 210 ТК РФ, дополнены тремя новыми направлениями:

1) государственная экспертиза условий охраны труда.

2) установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

3) профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников.

Как считает Л.Н. Гайдукова, таким образом, уточняются полномочия и порядок деятельности федеральной инспекции труда, ее взаимодействия с другими государственными органами и органами местного самоуправления, порядок расследования и учета несчастных случаев. [4, с. 135-137]

В ст. 210 подчеркивается, что реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда должны обеспечиваться в рамках социального партнерства согласованными действиями органов государственной власти, органов местного самоуправления, работодателей и профсоюзов (или иных представителей работников).

Охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение. Социальное значение охраны труда в том, что она направлена на охрану жизни и здоровья работника от возможных производственных вредностей, сохранение работоспособности и трудового долголетия человека и

способствует его культурно – техническому росту, так как лишь не чрезмерно усталый от работы работник способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, развлекаться, заниматься спортом, развивать свою личность.

Экономическое значение охраны труда в состоит в том, что она способствует росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики.

Правовое значение охраны труда в том, что:

1) она способствует работе по способностям с учетом тяжести условий труда, физиологических особенностей женского организма, его материнской функции, семейных обязанностей работников, а также психофизиологических особенностей организма несовершеннолетних, уровня трудоспособности инвалидов.

2) правовой статус гражданина включает основное его право на охрану труда и юридические статутные гарантии этого права не только в процессе трудовой деятельности, но и при приеме на работу лиц, требующих особой защиты.

3) вопросы охраны труда являются объектом организационно – управленческих отношений коллектива работников и профсоюзного органа организации с администрацией, работодателем, а также социально – партнерских отношений на федеральном, отраслевом, региональном и территориальном уровнях.

4) она является важнейшим элементом трудового правоотношения работника с работодателем, по которому работодатель обязан обеспечить охрану труда на рабочем месте работника, а работник – соблюдать инструкции по охране труда. [5, с. 351] 

В заключении стоит сказать, что в трудовом праве под охраной труда понимается совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников.

Этими нормами предусмотрены права (а также гарантии этих прав) и обязанности работников и работодателей по вопросам охраны труда.

Вместе с этим в статье подчеркивается, что реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда должна обеспечиваться путем осуществления согласованных действий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда. В связи с этим можно предположить, что субъекты РФ должны активно проводить политику профилактики несчастных случаев на производстве, разрабатывать соответствующие программы и законы.

 

Список литературы:
1. Комментарий к Трудовому кодексу РФ./Под ред. Ю.Н. Коршунова, Т.Ю. Коршуновой, М.И. Кучма, Б.А. Шеломова. – СПАРК, 2003 год. Статья 209 ТК РФ. С. 743.
2. Комментарий к Трудовому кодексу РФ (постатейный)./Под ред. О.В. Смирнова, М.О. Буянова, И.А. Костяна. М.: КНОРУС, 2007 год. С. 459.
3. Российская юстиция", N 7, июль 2006 год. Г.К. Скачкова «Новое в трудовом законодательстве». С. 33-36.
4. Комментарий к изменениям в Трудовой кодекс РФ: практический комментарий к ФЗ от 30.06.06 № 90 – ФЗ. Под ред. Л.Н. Гайдуковой. «Гросс Медиа», 2006 год. С. 135-137.
5. К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова. Трудовое право России. М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2006 год. С. 351.