К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ОТМЕНЫ МОРАТОРИЯ НА ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конференция: CCCXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов


участников



CCCXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ОТМЕНЫ МОРАТОРИЯ НА ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопрос применения смертной казни в Российской Федерации долгие годы вызывает острые научные, правовые и общественные дискуссии. В настоящее время в Российской Федерации действует фактический мораторий на исполнение данного вида наказания, который был установлен в рамках движения к построению правового государства и внедрения международных стандартов в области защиты прав человека. Однако несмотря на то, что, согласно официальной статистике МВД России, наблюдается снижение числа тяжких и особо тяжких преступлений против личности, происходит изменение общественного сознания, что актуализирует проблему восстановления возможности применения высшей меры наказания. В этой связи возникает вопрос, является ли данная мера наказания точкой баланса между гуманистическими принципами, правами человека и требованиями обеспечения общественной безопасности?
Исторически смертная казнь применялась в России как крайняя мера наказания за преступления, посягающие на основы общественной безопасности. Институт смертной казни прошёл длительную эволюцию: от широкого применения в дореволюционный период до постепенного ограничения в XX веке. Однако не было в истории России периода, когда данная мера наказания была бы отменена совсем. Следовательно, российским законодателем не исключается возможность её применения в будущем, что отражает понимание её потенциальной необходимости.
Смертная казнь как уголовно-правовая категория закреплена в Уголовном кодексе Российской Федерации и по-прежнему составляет часть санкций за наиболее опасные преступления, такие как убийство при отягчающих обстоятельствах, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, судьи, сотрудника правоохранительного органа. Однако с момента вынесения Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. [1], Постановление КС РФ от 19 ноября 2009 г. [2] её исполнение было фактически приостановлено, что породило поистине уникальную юридическую ситуацию: наказание предусмотрено на законодательном уровне, но его применение невозможно.
Ключевым элементом анализа выступает оценка эффективности уголовного законодательства в части защиты жизни и безопасности граждан. Отмена смертной казни обосновывалась концепцией гуманизации уголовной политики, взятой Российской Федерацией в рамках вступления в Совет Европы в 1996 году. Однако, как отмечают отдельные исследователи, гуманизация не должна вступать в конфронтацию с конституционной обязанностью государства обеспечивать безопасность личности. Выделяется несколько ключевых аргументов в пользу отмены моратория. Во-первых, традиционные меры наказания, включая пожизненное лишение свободы, не воспринимаются частью населения как достаточные для обеспечения справедливости и предупреждения наиболее опасных деяний [3]. Во-вторых, смертная казнь выступает, по мнению ряда исследователей, как особая мера защиты общества от лиц, чьё дальнейшее существование представляет устойчивую угрозу. Несмотря на гуманистические ограничения, уголовное право по своей природе направлено на защиту личности и государства [4].
Говоря о целесообразности отмены моратория, следует отметить, что важную роль в дискуссии играет общественное мнение. Согласно данным социологических исследований последних лет, существенная часть граждан поддерживает идею восстановления смертной казни за особо жестокие преступления, прежде всего связанные с убийством детей, серийными убийствами, терактами. Это свидетельствует о снижении доверия к существующей системе наказаний и о запросе на повышение степени защищенности общества. С правовой точки зрения одним из основных аргументов в пользу отмены моратория является проблема невозможности соразмерного возмещения ущерба, причиненного преступлением, и необходимость возмездия. Представители общественности руководствуются принципом «око за око». Преступления, посягающие на жизнь нескольких лиц, отличающиеся особой жестокостью, социально опасной направленностью, требуют применения соразмерных санкций. Пожизненное лишение свободы не всегда воспринимается обществом как справедливое и достаточное наказание, учитывая, что, согласно ч.5. ст.79 Уголовного Кодекса РФ, лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно.
При этом следует учитывать и международно-правовой аспект. Россия сохраняет членство в ряде международных договоров, допускающих смертную казнь при соблюдении процессуальных гарантий. Хотя Россия в 2022 году прекратила участие в Совете Европы, постановления Конституционного Суда РФ продолжают действовать. Следовательно, возобновление смертной казни потребует нового решения КС РФ или изменения конституционно-правовых положений[5]. Отказ страны от признания юрисдикции Европейского суда по правам человека также снял значительную часть ограничений, связанных с обязательствами по защите прав осуждённых. Вопрос судебных ошибок также остаётся актуальным, однако развитие криминалистической техники и усиление прокурорского надзора значительно уменьшают риски необоснованного осуждения[6].
Необходимо рассмотреть и организационно-правовые условия возможной отмены моратория. Прежде всего требуется создание максимально надёжных процессуальных гарантий — совершенствование судебной экспертизы, внедрение новых технологий доказывания, исключение влияния процессуальных ошибок, пересмотр системы апелляционного контроля. Только при наличии безупречных процедур отправления правосудия применение высшей меры наказания может считаться допустимым.
Отдельный интерес представляет сравнительный анализ. Исторический опыт Казахстана (смертная казнь отменена в конце 2021 года), Беларуси (является единственной страной в Европе и СНГ, в которой применяется смертная казнь), США (высшая мера наказания легализована в 27 штатах), Китая и ряда арабских государств показывает, что смертная казнь применяется при наличии достаточных юридических гарантий для осуждённого. При этом данные стран, сохранивших институт смертной казни, свидетельствуют о её высоком превентивном потенциале в отношении тяжких и особо тяжких преступлений против личности [7].
Таким образом, вопрос об отмене моратория на смертную казнь в Российской Федерации является многогранным, затрагивающим конституционные, уголовно-правовые, социальные и международные аспекты. Несмотря на значимые достижения гуманистической концепции уголовной политики, современная криминальная реальность требует пересмотра действующих подходов. Восстановление возможности исполнения смертной казни представляется оправданным в современных условиях при создании эффективных процессуальных механизмов и усилении гарантий справедливого судебного разбирательства. Данный шаг может стать значимым элементом укрепления безопасности общества и реализации конституционной обязанности государства по защите жизни своих граждан.

