ВЛИЯНИЕ КРИМИНОГЕННОЙ ОБСТАНОВКИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Конференция: CCCXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов


участников



CCCXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ВЛИЯНИЕ КРИМИНОГЕННОЙ ОБСТАНОВКИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
THE INFLUENCE OF THE CRIMINAL SITUATION IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS ON A PERSON'S PERSONALITY
Savko Daria Pavlovna
Student, Belarusian state Economic University, Republic of Belarus, Minsk
Levitskih Ekaterina Aleksandrovna
Student, Belarusian state Economic University, Republic of Belarus, Minsk
Shemet Vadim Sergeevich
Scientific supervisor, Candidate of legal sciences, associate Professor, Belarusian state Economic University, Republic of Belarus, Minsk
В отечественной науке криминогенная обстановка рассматривается в рамках учения о механизме преступного поведения, под которым понимается связь и взаимодействие субъективных психических процессов и объективных факторов действительности, которые детерминируют решение совершить преступление, направляют и контролируют исполнение этого решения [1, с. 38].
Криминогенная обстановка представляет собой совокупность объективных условий совершения преступления, выступая промежуточным звеном между личностью и преступным деянием [2, с. 1]. Она служит катализатором криминогенной мотивации или облегчающим фактором, формируя условия для повышения вероятности противоправного акта [3].
В отечественных исследованиях акцент делается на том, что сама среда мест лишения свободы формирует устойчивые криминальные установки и способствует рецидиву. В контексте исправительных учреждений криминогенная обстановка проявляется через субкультуру заключённых, переполненность камер, дефицит позитивных социальных связей и наличие неформальных норм, которые зачастую противоречат правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений [4, с. 12].
Изучение влияния исправительных учреждений на личность человека требует комплексного рассмотрения психологических и социологических факторов. Психологический подход акцентирует внимание на том, что лишение свободы вызывает у осуждённых стресс, тревожность, агрессию и депрессивные состояния. Как отмечает Е.В. Саввина, пребывание в условиях социальной изоляции формирует у человека «синдром лишённого свободы», который проявляется в дезадаптации и снижении способности к самореализации после освобождения. Важным аспектом является феномен адаптации: часть заключённых формирует защитные механизмы и копинг-стратегии, позволяющие снизить негативное воздействие среды, однако у многих наблюдается деформация личности – утрата социальных навыков, апатия и институционализация [5].
Социологический подход рассматривает исправительное учреждение как особую социальную общность, где формируется специфическая субкультура заключённых.
В субкультуре заключённых формируется жёсткая неформальная иерархия со своими символами (жаргон, татуировки) и нормами, противостоящими официальным, в следствии которой возникает реакция на изоляцию и регламентацию. В колониях для несовершеннолетних проявление такой иерархии часто более жестоки, что усиливает необходимость государственной ресоциализации, направленной на восстановление социальных связей и правомерного поведения заключенных.
Ключевым ядром тюремной субкультуры выступает система неформальных норм («тюремных законов»), требующая быть лояльным к «сообществам», не доносить, поддерживать автономию от официальных регламентов и не сотрудничать с администрацией [6, с. 7].
Источники конфликтов лежат в ролевых противоречиях, деформирующем влиянии субкультуры, эмоциональном выгорании и профессиональной деформации сотрудников, а также в процессах дегуманизации, которые подрывают доверие и коммуникацию. Оптимизация взаимодействий требует медиации, соблюдения законности, психологической подготовки и управленческих резервов на уровне отрядов и администрации [7, с.28]. Однако, качество отношений персонала и осуждённых – критический фактор эффективности пенитенциарной системы и успешности ресоциализации.
Наряду с этим важным фактором становится развитие программ ресоциализации и психологической поддержки. Важным направлением является обучение сотрудников методам медиации, стрессоустойчивости и профилактики профессионального выгорания.
Завершающим элементом ресоциализации становится внедрение международного опыта, в частности рекомендации Управления ООН по наркотикам и преступности (UNODC), которое задаёт ориентиры для национальных пенитенциарных реформ. Ключевыми становятся принципы прав человека, гендерной чувствительности и верховенства закона, реализуемые через внедрение пробации, электронного мониторинга, гуманизацию условий содержания и программы социальной интеграции.
Таким образом, преобразование пенитенциарной системы из фактора, воспроизводящего преступность, в инструмент ресоциализации требует смены карательной парадигмы на восстановительную. Это является необходимым условием гуманизации общества в целом.

