Статья:

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конференция: CCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Февралёва Е.И. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18(209). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/18(209).pdf (дата обращения: 21.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Февралёва Екатерина Игоревна
магистрант, кафедра публично-правовые науки, ОЧУВО Международный инновационный университет, РФ, г. Красноярск

 

В современных условиях формирования правового государства одним из важнейших направлений внутренней политики является правовая защищенность признанных законом прав, свобод и интересов человека и гражданина. Законодательно оно закреплено в статье 1 Конституции Российской Федерации, которая провозглашает Россию правовым государством, во 2 статье раскрываются его признаки: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Данная обязанность находит свое отражение в правоохранительной функции государства, которая, в свою очередь, осуществляется посредством правоохранительной деятельности через систему государственных и негосударственных органов.

Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что в качестве важнейшего условия становления правовой государственности выступает надежная правоохранительная система. Поддержание правопорядка в стране напрямую зависит от стабильности и эффективности ее функционирования.

На сегодняшний день законодатель не дал определение таких дефиниций как «правоохранительная деятельность», «правоохранительный орган», а также «правоохранительная система». Более того согласно статье Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ [2] в России существует три вида службы: государственная гражданская служба, военная служба и государственная служба иных видов. И если первые два вида государственной службы имеют свою четкую регламентацию на федеральном уровне, то единый нормативный акт, который бы раскрывал понятие «иные виды государственной службы» и приводил перечень субъектов, где такого рода служба осуществляется, отсутствует. Остается открытым вопрос и о том, что считать правоохранительным органом и какие государственные органы можно отнести к их числу.

Государство в своей деятельности охватывает регулирование общественных отношений в различных сферах социально-политической жизни. Содержание этой многоплановой и многообразной деятельности заключается в решении таких проблем, как обеспечение нормального функционирования экономики в целом, её отраслей, а также конкретных хозяйственных организаций; осуществление внешней политики; поддержание обороноспособности страны, охраны государственной безопасности; создание условий для развития в области науки, культуры, образования и ряда других.

На сегодняшний день в теории права сложилось неоднозначное мнение по отнесению правоохранительной функции к функции государства. На этот счет существует как минимум две точки зрения: одни ученые выделяют правоохранительную функцию как одну из основных функции государства, другие - не признают её в качестве самостоятельной.

К сторонникам первого положения можно отнести А.П. Рыжакова, Г.А. Туманова и Н.В. Черноголовкина, которые убеждены в необходимости существования охранительной функции, реализуемой посредством системы правоохранительных и правоприменительных органов [3].

Среди противников убеждения самостоятельности правоохранительной функции следует отметить Р.А. Ромашова, В.C. Нерсесянца, а также В.С. Афанасьева. Так, В.C. Нерсесянц созданию, поддержанию и практическому осуществлению соответствующего государственно-правового порядка».

В свою очередь, В.С. Афанасьев, выделяя политическую, экономическую, социальную и идеологическую функции государства, предусматривает в трех первых охранительные задачи, такие, как: «охрана существующих форм собственности, обеспечение государственной и общественной безопасности, охрана прав и свобод всего населения или его части». При этом В.С. Афанасьев пишет: «Функции государства не являются чем-то раз и навсегда данным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретных исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Это могут быть функции: организации общественных работ; обеспечения прав и свобод граждан; охраны природы и другие».

На основе этого высказывания делаем вывод о том, что правоохранительную функцию можно назвать в качестве самостоятельной, как и любую другую функцию государства.

В качестве центрального элемента правоохранительной функции государства выступает правоохранительная деятельность. Законодателем данное понятие не определено, что, аналогично рассмотренному выше вопросу, продолжает вызывать немало споров среди ученых. Так, для одних правоведов правоохранительная деятельность это реализуемая компетентными субъектами, наделенными специальными полномочиями, борьба с преступными проявлениями и иными правонарушениями. Для других специалистов – это поддержание и обеспечение общественного порядка в общественных местах, контроль за проведением массовых мероприятий и т. д. Третьи ученые сводят этот вид деятельности к «правопринудительной».

В теории государства и права правопорядок представляет собой такое состояние общественных отношений, при котором осуществляется и гарантируется охрана и защита прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц.

Таким образом, полная реализация права возможна только при обеспечении правопорядка в обществе. Однако его достижение не ограничивается только сферой борьбы с преступностью и иными противоправными действиями, поддержанием общественного порядка и конституционного строя, но также подразумевает защиту прав и законных интересов граждан, включая обеспечение безопасности экологии, экономики, а в итоге – осуществление соответствующими органами государственной власти деятельности по обеспечению общественной безопасности с использованием мер властного принуждения и предупреждения. Следовательно, сущностью правоохранительной деятельности выступает охрана правопорядка.

Наметившийся в последнее время рост преступных посягательств на представителей власти, непосредственно реализующих правоохранительную функцию государства, обусловлен, в первую очередь, тем, что сущность правоохранительной деятельности законодателем не определена. Об этом свидетельствует статистика, приведенная на официальном сайте МВД России.

В подавляющем большинстве регистрируются преступления, связанные с оскорблением (ст. 319 УК РФ) несколько реже применением насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ) и посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ) [1].

Анализ статистики преступлений, направленных против сотрудников правоохранительных органов, показал устойчивый тренд их роста. Негативная динамика также просматривается в росте преступлений, предусмотренных ст. 318 УК РФ: в 2020 г. количество указанных посягательств составило 435, в 2021 г. – 516, за 2022 г. уже было совершено более 1 000 подобных преступлений, а в 2022 г. было выявлено 7 829 случаев.

Примечательно, что оскорбления сотрудников полиции составляют подавляющее число преступлений из тех, что препятствуют нормальной деятельности данных лиц. Кроме того, стоит отметить, что и их количество с каждым годом всё больше. Так, за 10 лет подобных преступлений стало больше чем в 16 раз. Только в 2022 г. выявлено более 14 тысяч случаев посягательств на честь и достоинство сотрудников правоохранительных органов, что оказалось больше предыдущего года почти на 1%.

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод о том, что правоохранительная функция государства находит свое отражение во всех сферах жизнедеятельности современного общества. Ее главное назначение  поддержание правопорядка и соблюдение законности, обеспечивается посредством правоохранительной деятельности через систему государственных и негосударственных органов. На сегодняшний день существует необходимость в законодательном закреплении понятия «правоохранительная деятельность», поскольку его отсутствие вызывает трудности в определении границ соблюдения и охраны прав, свобод и интересов граждан.

 

Список литературы: 
1. Уголовный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 28 апреля 2023 года) // URL:  https://docs.cntd.ru/document/9017477
2. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ (последняя редакция) // URL:  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/
3. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: учебник для вузов. 4-е изд / А.П. Рыжаков. М., 2019. 246 с.