История учений о праве и государстве
Секция: Юриспруденция
L Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
История учений о праве и государстве
Одной из составных частей духовной культуры человечества, безусловно, является история учений о праве и государстве, которая включает в себя выводы исследования многих актуальных во все времена проблем, таких как: проблема государства и права, справедливости и свободы, политики и законодательства.
История учений о праве и государстве базируется на политико-правовом опыте прошлого. Изучение теории государства и права является важнейшим процессом для формирования гражданского общества. Данное учение полагает совершенствовать систему права и находить наиболее эффективные способы для развития правового государства.
Наука истории учений о праве и государстве за последнюю четверть века может занести себе в актив пересмотр методологических подходов, изменение оценок политико-правовых доктрин. До настоящего времени продолжаются поиски наиболее адекватного содержания и структуры научных исследований и учебного курса истории политических и правовых учений.
В историю учений о праве и государстве регулярно вводятся коррективы, например пересмотр подходов методологии.
Огромное значение для современности играют мысли известных людей прошлого, так как ими уже определены и найдены эффективные решения для многих актуальных на сегодняшний день проблем. Еще древнегреческими философами были определены природа, основные формы, признаки, функции и механизм государства, сущность права и его роль в обществе, развитые римскими юристами и закрепленные в римском праве. Очень важную роль в истории права и государства сыграли: Римские юристы (Римское право); Демокрид. Сократ, Б. Спиноза (рассуждения о демократии); Аристотель (Преобладание «среднего класса «как условия прочности государственного строя); И. Кант(связь права, морали и этики в философии).
Политико-правовая мысль всегда была направлена на выяснение генезиса, сути, закономерностей, тенденций и перспектив развития права, общества, государства.
В 90-х годах 20 века появляется возможность применения различных подходов к развитию политико-правовых идей, в связи с чем история учений о праве и государстве претерпевает к себе некоторые изменения, а соответственно ее содержание значительно обновляется, благодаря возможности применения разных подходов к развитию политико-правовых идей. В то же время наблюдается дефицит организационных форм, выработанных научным сообществом направляющих документов (программ и т.п., пример чему дают разработанные в 70–80-х гг. Тезисы и Долгосрочная программа) по развитию данной отрасли научного знания.
В этом заключается эвристическая («открывательная») функция и методологическое значение истории учений о праве и государстве для других юридических наук, политологии, социологии.
Основные функции, которые выполняет история учений о праве и государстве: теоретико-познавательная, эвристическая, прогностическая, методологическая, прикладная, мировоззренческая, воспитательная.
Следует отметить, что Институт государства и права Академии наук СССР играл важнейшую роль в развитии истории учений о праве и государстве, начиная с 70-х годов 20века. В его тезисах говорилось о разрозненности научных разработок в сфере политических и правовых учений, из этого следует, что было необходимо углубить эти самые научные разработки, поскольку они «в целом ни по масштабам ни по качеству, ни по удельному весу в современной юридической литературе еще не отвечают задачам и потребностям нынешнего этапа общественно-политического развития. Ведутся они разрозненно …
Заметный недостаток – оторванность, изолированность друг от друга основных компонентов научного знания о политико-правовой мысли: истории политических и правовых учений, анализа современных политических и правовых теорий, общетеоретического и конкретно-исторического аспектов науки о политико-правовых учениях». Эти достаточно резкие оценки в какой-то степени актуальны и в настоящее время, равно как и указанная в Тезисах необходимость более тщательного исследования отдельных методологических проблем развития истории учений о праве и государстве – предмет политических и правовых учений, логика его исследования и изложения, взаимосвязь в нем истории и современности; понятие политического и правового учения, объективное и субъективное в политической и правовой теориях, соотношение в них теоретического и конкретно-исторического аспектов, взаимосвязь этих теорий с практикой, борьба идей и классовая социальная борьба; преемственность и «скачки» в развитии политической и правовой мысли; политическое и правовое научное творчество как сфера духовного производства
В отдельных исследованиях внимание обращается на необходимость совершенствования методологии, осмысления новых подходов к развитию гуманитарного знания, предлагаемых в ХХ в., дальнейшей разработки проблем отечественной политико-правовой мысли и т.д. Так, по мнению И.Л. Честнова, современное состояние науки истории политических и правовых учений напрямую зависит от состояния исторической науки и может быть охарактеризовано как кризисное, в связи с этим актуальны поиски ответов на вызовы постмодернизма.
Многие современные исследователи считают, что предлагаемая в 20веке методология требует совершенствования и что подход к истории учений о праве и государстве достаточно проблематичный, в связи с чем ведутся споры о возможности его применения для решения современных вопросов.
Одно из актуальных направлений развития истории учений о праве и государстве – исследование истории основных теоретических идей, так называемый проблемный подход к истории учений о праве и государстве; о возможности его применения речь идет уже несколько десятилетий.
Существует несколько подходов к проблемам истории учений о государстве и праве:
1. портретный, в нем дается характеристика взглядов различных ученых; Считается, что портретный подход способствует улучшению исследований (более углубленному их проведению) в сфере государства и его политики.
2. страноведческий: рассматривается политико-правовая мысль определённой страны в каком-то промежутке времени.
Эти первые два подхода являются основными.
3. проблемный: рассматриваются политико-правовые учения, такие как консерватизм, либерализм, социологическая юриспруденция и т.д. К третьему же под ходу относится и история осмысления отдельных теоретических проблем (история идей о разделении властей, правовой государственности, правопонимании и др.), активно обсуждаемых мыслителями древности и Средневековья, Нового и Новейшего времени.
По мнению академика РАН В.С. Нерсесянца, необходимо сочетание хронологического и проблемно-категориального способов и приемов изложения, хронологически последовательное рассмотрение материала должно сопровождаться «теоретическим, проблемно-категориальным освещением затрагиваемых политических и правовых учений, исследованием их концептуального содержания, выяснения присущих им моментов преемственности и новизны, их теоретико-познавательной значимости, их вклада в исторически развивающийся процесс политико-правового познания, их места и роли в истории политических и правовых учений, аспектов их связи с современностью и т.д.».
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что история учений о праве и государстве опирается на теорию государства и права в решении проблем.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что история учений о праве и государстве опирается на теорию государства и права в решении проблем.