КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Секция: Юриспруденция
LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
На сегодняшний день государственные и муниципальные служащие не только оказывают влияние на организацию общественной жизни, но и становятся объектами пристального внимания как со стороны государства, так и со стороны граждан. При этом выявление фактов совершения преступлений конкретными должностными лицами способствует снижению уровня доверия граждан к отдельным властным органам и государственной власти в целом. Оценка общественной опасности данного вида должностных преступлений, а также установление адекватной и, что немаловажно, эффективной правовой ответственности за них в Российской Федерации приобрели чрезвычайно актуальный характер. Основной причиной тому является, в первую очередь, систематически принимаемые изменения и внесение дополнений в антикоррупционное законодательство.
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления – это общественно-опасные деяния, посягающие на нормальную деятельность органов власти и существенно нарушающие права и законные интересы граждан, общества и государства. Ответственность за эти преступления установлена в Главе 30 Уголовного Кодекса Российской Федерации, которая содержит 17 составов преступлений. Такие составы как ст. 287 УК РФ «Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации», ст. 288 УК РФ «Присвоение полномочий должностного лица», ст. 289 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности» были неизвестны Уголовному Кодексу РСФСР.
Объектом должностных преступлений является нормальная деятельность органов государственной власти и управления.
По этому поводу в литературе всегда были и остаются большие споры. Ранее в юридической литературе объектом преступления признавались общественные отношения, которые подвергаются нарушению в ходе совершения преступления. Сейчас многие ученые выделяют объектом преступления определенные блага и интересы человека.
Первое, что следует отметить, характеризуя должностные преступления, это их высокую общественную опасность. Эта опасность прежде всего заключается в том, что эти преступления совершают люди, которые по долгу службы обязаны строго соблюдать требования закона и бороться с беззаконием и преступностью. Для этого они обладают властными полномочиями, которыми их наделило государство, и которые они используют вопреки интересам граждан, общества и государства и совершают преступления.
С объективной стороны преступление характеризуется:
1) использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;
2) наступлением общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;
3) наличием причинной связи между указанными в законе общественно опасными последствиями и использованием должностным лицом своих служебных полномочий.
В прежнем законодательстве, в Уголовном Кодексе РСФСР, эти преступления именовались «должностными» преступлениями [1].
Они так назывались, потому что в подавляющем большинстве случаев эти преступления совершали должностные лица, однако некоторые из этих преступлений совершались простым гражданином. Такое положение сохранилось и в действующем уголовном законе.
Так, например, взяткодателем может быть как должностное лицо, так и простое физическое. В этой связи законодатель изменил наименование указанных преступлений, назвав их «преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» [2], хотя, по сути, эти преступления остались прежними.
Именно это и определяет их самую большую степень общественной опасности: умаляется авторитет государственной власти, разрушается порядок управления в государстве, процветает преступность.
Немаловажно также отметить, что должностные преступления редко совершаются изолированно от других преступлений. Чаще всего они являются средством совершения более серьезных и более опасных преступлений, вплоть до преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.
Если обратиться к действующему Уголовному кодексу Российской Федерации, можно отметить, что эти группы преступлений объединены в одной главе.
Трудно представить себе такое преступление, которое бы не могло быть совершенным с помощью взяток, или когда бы взятки не способствовали уйти от ответственности.
Также нужно подчеркнуть, что рассматриваемая группа преступлений тесно связана с преступлениями против правосудия.
Опасность должностных преступлений также заключается в том, что без них не могла бы существовать вообще или во всяком случае не приобрела таких масштабов и не могла бы функционировать организованная преступность. Также данные преступления не просто нарушают права граждан, общества и государства, но и формируют негативные общественные отношения и связи в государстве, а это уже прямая угроза безопасности страны.
Далее следует отметить еще один немаловажный признак, характеризующий должностные преступления, это их большая распространенность.
Коррупция буквально разъедает наше общество, она стала многомерной и вызывающей, и что самое печальное, коррупция стала явлением почти нормальным, и граждане к ней привыкают.
И, наконец, последнее, что нужно указать, характеризуя должностные преступления, это высокая латентность. Выявлять и раскрывать данные преступления довольно сложно. В какой-то мере это и объясняет, почему значительная доля совершенных должностных преступлений не доходит до суда.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что расследование должностных преступлений является одной из наиболее объемных и сложных работ в деятельности следователя.
Ведь только благодаря полному и всестороннему изучению материалов уголовного дела, своевременности и профессиональности проведения всех следственных действий, можно принять законное и обоснованное решение на досудебной стадии, а также вынести справедливый приговор в суде.