Статья:

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Беднин А.С. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/7(52).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Беднин Артем Сергеевич
студент, Южно-Российский институт управления- филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

На сегодняшний день государственные и муниципальные служащие не только оказывают влияние на организацию общественной жизни, но и становятся объектами пристального внимания как со стороны государства, так и со стороны граждан. При этом выявление фактов совершения преступлений конкретными должностными лицами способствует снижению уровня доверия граждан к отдельным властным органам и государственной власти в целом. Оценка общественной опасности данного вида должностных преступлений, а также установление адекватной и, что немаловажно, эффективной правовой ответственности за них в Российской Федерации приобрели чрезвычайно актуальный характер. Основной причиной тому является, в первую очередь, систематически принимаемые изменения и внесение дополнений в антикоррупционное законодательство.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления – это общественно-опасные деяния, посягающие на нормальную деятельность органов власти и существенно нарушающие права и законные интересы граждан, общества и государства. Ответственность за эти преступления установлена в Главе 30 Уголовного Кодекса Российской Федерации, которая содержит 17 составов преступлений. Такие составы как ст. 287 УК РФ «Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации», ст. 288 УК РФ «Присвоение полномочий должностного лица», ст. 289 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности» были неизвестны Уголовному Кодексу РСФСР.

Объектом должностных преступлений является нормальная деятельность органов государственной власти и управления.

По этому поводу в литературе всегда были и остаются большие споры. Ранее в юридической литературе объектом преступления признавались общественные отношения, которые подвергаются нарушению в ходе совершения преступления. Сейчас многие ученые выделяют объектом преступления определенные блага и интересы человека.

Первое, что следует отметить, характеризуя должностные преступления, это их высокую общественную опасность. Эта опасность прежде всего заключается в том, что эти преступления совершают люди, которые по долгу службы обязаны строго соблюдать требования закона и бороться с беззаконием и преступностью. Для этого они обладают властными полномочиями, которыми их наделило государство, и которые они используют вопреки интересам граждан, общества и государства и совершают преступления.

С объективной стороны преступление характеризуется:

1) использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;

2) наступлением общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

3) наличием причинной связи между указанными в законе общественно опасными последствиями и использованием должностным лицом своих служебных полномочий.

В прежнем законодательстве, в Уголовном Кодексе РСФСР, эти преступления именовались «должностными» преступлениями [1].

Они так назывались, потому что в подавляющем большинстве случаев эти преступления совершали должностные лица, однако некоторые из этих преступлений совершались простым гражданином. Такое положение сохранилось и в действующем уголовном законе.

Так, например, взяткодателем может быть как должностное лицо, так и простое физическое. В этой связи законодатель изменил наименование указанных преступлений, назвав их «преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» [2], хотя, по сути, эти преступления остались прежними.

Именно это и определяет их самую большую степень общественной опасности: умаляется авторитет государственной власти, разрушается порядок управления в государстве, процветает преступность.

Немаловажно также отметить, что должностные преступления редко совершаются изолированно от других преступлений. Чаще всего они являются средством совершения более серьезных и более опасных преступлений, вплоть до преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.

Если обратиться к действующему Уголовному кодексу Российской Федерации, можно отметить, что эти группы преступлений объединены в одной главе.

Трудно представить себе такое преступление, которое бы не могло быть совершенным с помощью взяток, или когда бы взятки не способствовали уйти от ответственности.

Также нужно подчеркнуть, что рассматриваемая группа преступлений тесно связана с преступлениями против правосудия.

Опасность должностных преступлений также заключается в том, что без них не могла бы существовать вообще или во всяком случае не приобрела таких масштабов и не могла бы функционировать организованная преступность. Также данные преступления не просто нарушают права граждан, общества и государства, но и формируют негативные общественные отношения и связи в государстве, а это уже прямая угроза безопасности страны.

Далее следует отметить еще один немаловажный признак, характеризующий должностные преступления, это их большая распространенность.

Коррупция буквально разъедает наше общество, она стала многомерной и вызывающей, и что самое печальное, коррупция стала явлением почти нормальным, и граждане к ней привыкают.

И, наконец, последнее, что нужно указать, характеризуя должностные преступления, это высокая латентность. Выявлять и раскрывать данные преступления довольно сложно. В какой-то мере это и объясняет, почему значительная доля совершенных должностных преступлений не доходит до суда.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что расследование должностных преступлений является одной из наиболее объемных и сложных работ в деятельности следователя.

Ведь только благодаря полному и всестороннему изучению материалов уголовного дела, своевременности и профессиональности проведения всех следственных действий, можно принять законное и обоснованное решение на досудебной стадии, а также вынести справедливый приговор в суде.

 

Список литературы:
1. Уголовный кодекс РСФСР от 27.10.1960 // Официальный интернет-портал правовой информации: гос. система правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&infostr=xO7q8%20zl7fIg7vLu4fDg5uDl8vH/IO3lIOIg7%207x6%20Xk7eXpIPDl5ODq9ujo&nd=102010096&page=1&rdk=0#I0 (Дата обращения: 08.06.2022).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ : принят Гос. Думой 24 мая 1996 г. : одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. : [в ред. от 25.03.2022] // Официальный интернет-портал правовой информации: гос. система правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102041891 (Дата обращения: 08.06.2022).