ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
Конференция: CCCXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция

CCCXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
В целях формирования целостного представления о категории «реализация принципов бюджетной системы РФ» и выявления ее содержания полагаем необходимым рассмотреть ряд общих вопросов, некоторые из которых с точки зрения теории права являются дискуссионными. Категорию «реализация права» можно считать одной достаточно важных категорий, которые были разработаны и используются в юриспруденции. Ее отсутствие могло бы повлечь за собой отрицание необходимости в правовом регулировании тех сфер жизни, которые требуют этого. Развитие и усложнение системы общественных отношений, стремление государства и общества к их урегулированию посредством правовых норм обусловливают, по мнению ряда авторов, [5; 8] потребность в теоретическом изучении новых аспектов данной категории. Отдельные специалисты подходят к рассмотрению проблемных вопросов, связанных со сферой реализации права, сквозь призму тех трудностей, которые возникают в ходе реализации различными субъектами принадлежащих им прав [3; 6].
В соответствии с первым подходом, которого придерживается подавляющее большинство отечественных авторов, реализация права рассматривается как деятельность субъектов права, которая носит фактически правомерный характер и связана с осуществлением ими предписаний, содержащихся в правовых нормах (правореализующая деятельность) [12, с. 116].
Представители иного (второго) подхода полагают, что под реализацией права представляется возможным понимать такое поведение субъектов права, которое носит правомерный характер и фактически сводится к тому, что они (субъекты) используют принадлежащие им субъективные права и исполняют возложенные на них юридические обязанности [4, с. 173].
Традиционно выделяются четыре основные формы реализации права: 1) осуществление (использование); 2) соблюдение; 3) исполнение; 4) применение. Данные формы реализации права могут быть объединены в рамках различных групп с использованием различных критериев (оснований).
С одной стороны, реализация исследуемых в рамках данной работы принципов (бюджетной системы РФ) обладают теми же общими чертами, которые характеризуют реализацию права вообще. С другой стороны, несмотря на использование традиционных правовых форм реализации указанных принципов, представляется возможным выявить ряд отличительных особенностей, присущих данному процессу, предопределенных их (принципов бюджетной системы) правовой природой.
На наш взгляд, к особенностям реализации исследуемых принципов могут быть отнесены следующие: а) проявляются в совершении субъектами права как правомерных действий (ст. 36 БК РФ), так и бездействия (ст. 30 БК РФ); б) взаимосвязь с публичными интересами; в) присущие им непрерывность и цикличность; г) универсальный характер, предполагающий, что реализация принципов бюджетной системы возникает и развивается в рамках бюджетного процесса, который может носить как «бесконфликтный», так и осложненный конфликтами характер; д) использование различных правовых форм выражения данного процесса.
Анализ положений ст. 35 БК РФ позволяет прийти к выводу, что такая форма реализации исследуемых принципов как осуществление проявляется в деятельности уполномоченных органов и их должностных лиц. Субъекты, не относящиеся к государственным (муниципальным) органам, могут осуществлять принципы бюджетной системы РФ в достаточно узких сферах [7, с. 91].
Бюджетно-правовые нормы в подавляющем большинстве случаев носят обязывающий характер, а потому реализация исследуемых принципов в основном происходит с использованием такой правовой формы, как исполнение обязанностей. Поскольку государственные (муниципальные) органы и их должностные лица являются носителями бюджетных полномочий, то правовую форму реализации «исполнение обязанностей» в данном случае представляется возможным рассматривать как объединенные в единое целое права и обязанности. Отдельными авторами [11, с. 43] отмечается, что такое положение дел является характерным для финансового, в том числе бюджетного права. В теории права также отмечается возможность существования такого явления, как «правообязанность». Сказанное можно подтвердить положениями абз. 3 ст. 31 БК РФ.
Вместе с тем некоторые специалисты [9, с. 134] достаточно обоснованно, на наш взгляд, обращают внимание на существование в нормах бюджетного права случаев разграничения у уполномоченных субъектов их прав и обязанностей. В соответствии со ст. 33 БК РФ исполнение обязанностей как форма реализации исследуемых принципов проявляется в том, что субъекты активно и сознательно выполняют установленные предписания.
Соблюдение запретов как форма реализации принципов бюджетной системы РФ предусматривает, что субъекты воздерживаются от совершения тех действий, которые запрещены нормами права (ст. 36 БК РФ).
Применение, в том числе и исследуемых принципов, является особой правовой формой реализации содержащихся в них требований. Оно (применение) предполагает, что государственные (муниципальные) органы принимают решения, в результате которых у других участников бюджетных правоотношений возникают права и обязанности.
Анализ юридической литературы позволяет констатировать возможность рассмотрения такой формы реализации, как применение в двух (широком и узком) аспектах (смыслах). В широком смысле любую правовую форму, в рамках которой происходит осуществление (использование) норм права, можно рассматривать как носящее опосредованный характер применение принципов, в том числе и исследуемых. Последние в силу присущего им сквозного характера косвенно (опосредованно) участвуют в правоприменительном процессе. Данная особенность проявляется и при применении исследуемых в данной работе принципов (ст. 34 БК РФ).
В узком смысле применение принципов, в том числе и принципов бюджетной системы РФ, носит непосредственный характер. В соответствии с подходом, которого придерживаются некоторые авторы, принципы права являются своеобразным «каркасом», основой, базой в целях формирования иных правовых норм, устанавливающих правила поведения, в связи с чем не могут участвовать в урегулировании общественных отношений [10, с. 10].
На наш взгляд, принципы права, в том числе и принципы бюджетной системы РФ, носят самостоятельный правоприменительный характер. Мы не можем согласиться с позицией тех авторов, которые утверждают, что принципами права признаются только абстрактные явления, с помощью которых не представляется возможным урегулировать конкретные правоотношения.
Анализ материалов судебной практики позволяет выявить достаточно наглядных примеров применения принципов права. За неисполнение предписаний, установленных принципами права, в российском законодательстве, в том числе и бюджетном, предусмотрено наступление юридической ответственности (ст. 306.4 БК РФ, ст. 285.1 УК РФ, ст. 15.16 КоАП РФ).
Представители отечественной финансово-правовой науки в последнее время все чаще стали обращаться к изучению вопросов, связанных с реализацией принципов права. В актах высших судебных инстанций [1] достаточно часто встречаются случаи, когда применение принципов бюджетной системы РФ носит самостоятельный и непосредственный характер [2].





