Статья:

Проблемы государства и права в книге Томаса Мора "Утопия"

Конференция: V Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Гордеева М.А., Рустамова А.Х. Проблемы государства и права в книге Томаса Мора "Утопия" // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(5).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы государства и права в книге Томаса Мора "Утопия"

Гордеева Мария Алексеевна
студент СГЮА института прокуратуры, Россия, г. Саратов
Рустамова Айсел Хафиз кызы
студент СГЮА института прокуратуры, Россия, г. Саратов
Гимишян Лилиана Седраковна

 

Томас Мор − выдающийся английский писатель, философ, государственный деятель, лорд-канцлер Англии (1529-1532), а также автор популярного общественно-политического трактата «Утопия». Он так же основатель такой политического течения как утопический социализм. Актуальность темы данного исследования определяется необходимостью рассмотрения особенности проблемы государства и права в книге «Утопия». Цель статьи − проанализировать формирование жанра утопии и проблемы государства и права в произведении "Утопия" Томаса Мора. В процессе написания статьи были использованы как общенаучные методы: анализа, синтеза, дедукции, описания, сравнения; так и литературно-лингвистические, а именно: контекстуально-интерпретационного и функционального анализа.

Понятие «утопия» впервые появилось в произведении Т. Мора «Утопия». Сегодня «утопия» − литературный жанр, близкий к научной фантастике. Для него характерно то, что автор имеет большую уверенность в безупречности провозглашенной им идеи [3, с. 381]. Таким образом, утопия − это видение или представление идеального государства или общества. Именно такое определение утопии как «идеального общества» [7, c. 43] чаще всего видим в литературе. Утопия как жанр литературы исчезает в эпоху средневековья и приобретает актуальность в эпоху Возрождения и далее. Жанр утопической литературы в Англии XVIII в. достаточно долго существовал на уровне нескольких сатирических произведений вроде «Путешествий Гулливера». До сих пор существует спор относительно практического применения утопических идей. Некоторые исследователи считают, что «формат утопии как художественного произведения был распространен преимущественно с той целью, чтобы высмеивать существующие социальные недостатки, но отнюдь не для того, чтобы предложить лучшую форму правления» [6, c. 63].

Характерной особенностью английских утопических произведений можно назвать их четкое разграничение: одни из них писались как политические трактаты, целью которых было предложить конституционные изменения, другие же имели более литературный характер, поскольку выражали персональные идеи и надежды на достижение идеала каждого отдельного автора, спроектированные на его личный опыт. Главные компоненты английских утопий XVIII в. − стремление к идеальному политическому и экономическому порядку, а также обращения к индивидуальным добродетелям каждого гражданина. Третьим компонентом утопической литературы была христианская традиция по отношению к обществу всеобщего благосостояния, с ударением на «равенства человечества и универсальном благочестии» [2, c. 32], а также элементарных механизмах человеческой социализации.

Именно произведение «Утопия» имеет важное значение в английской литературе XVI в.  Само произведение было опубликовано в 1516 году Дирком Мартенсом и быстро завоевало популярность среди просвещенных людей того времени. Сам автор назвал свой труд «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Произведение было разделено на две части, которые отличались как по содержанию, так и по структуре, но при этом были неразрывно и логически связаны.

Первая часть произведения − литературно-политический памфлет. Здесь автор придает критике общественно-политические порядки современной Англии, что, конечно же, вызвало негодование короля Генриха VIII. Активней всего Т.Мор выступает против  «кровавое» законодательство о рабочих, смертной казни. Автор не прячась за аллегории дает четкую оценку тунеядству и моральному упадку такое сословия как  духовенство и  высмеивает королевский деспотизм и политику войн.

Томас Мор  высказывается довольно точно по отношению к закону на огораживания общинных земель (англ. Enclosures): «Овцы, - писал он, - поели людей» [1, c. 56]. Первая часть произведения отличается не только критикой проблем государства и порядков в стране, но в ней представлена и программа реформирования, в которую собраны все ранее предложенные королю и государству проекты Т.Мора.

Вторая часть «Утопии» пронизана идеями гуманизма, реформирования и  просвещения. В фантастической манере подачи материала автор описывает идеальный макет государства, когда во главе государства стоит мудрый правитель, который также как и автор поддерживает просвещения и гуманизм, а также проводит системные государственные реформы на благо  своих подданных. В основе идей гуманизма лежит учение Платона, которое поддерживает большинство граждан. Среди нововведений государственного характера в «Утопии» выделены: отмена частной собственности, эксплуатация одних людей другими. В вымышленной стране формируется общественное производство, которое организовано  коллективно всеми гражданами. В «Утопии» господствует ручной труд, при этом он  длится всего 6:00 в день и не является изнурительным. Мор ничего не говорит о развитии техники. В связи с характером производства обмен в государстве Мора отсутствует, нет также и денег, они существуют только для торговых отношений с другими странами, причем торговля является государственной монополией. Продукты получают все граждане страны по потребностям, без четких ограничений. Это были  новшества, которые ввел Т.Мор, так как похожие предыдущие произведения не имели таких новаторств.

Особое внимание следует уделить государственному строю жителей Утопии, так как это − полная демократия. При этом есть и монарх. Практически все должности в вымышленной стране выборные, руководящая роль принадлежит интеллигенции. Образование совмещает в себе синтез теории и практики, схоластике больше не принадлежит  главенствующая роль. Женщины пользуются полноправие. Ко всем религиям в «Утопии» отношение терпимое, и запрещен только атеизм, за приверженность которому лишали права гражданства. В отношении к религии Мор занимает промежуточное положение между людьми религиозного и скептического мировоззрения, но в вопросах общества и государства он − чистый рационалист. Признавая, что существующее общество неразумное, Мор вместе с тем заявляет, что оно − заговор богатых против всех членов общества. Социализм Мора вполне отражает окружающую обстановку, надежды угнетенного населения города и деревни. В истории социалистических идей его система ставит вопрос об организации общественного производства, к тому же в общегосударственном масштабе. Новым этапом в развитии социализма она является еще и потому, что в ней осознано значение государственной организации для построения социализма, но Мор не мог в свое время видеть перспективу бесклассового общества (в «Утопии» Мора рабство не отменено) [1].

«Утопия» Т. Мора соединяла в себе острую критику его собственного общества. Автор не говорит здесь общими словами о принципах такого общества, но показывает воображаемую картину с конкретными деталями того общества, которое отвечает самым глубоким стремлением человека. В утопическом описании идеального человека Мор использует как либеральные, так и реакционные идеи (например, институт рабства).

Жанр утопии является одним из самых распространенных в художественной и философской традиции. Непрерывно рождаясь в течение веков, утопические концепции в различных вариациях озвучивали идею создания человека идеального типа, продукта идеальной воспитательной деятельности идеального общества, а также совершенного государства. Первые попытки создания полноценной теории идеального общества, государства, человека были сделаны в европейских утопии в XVI-XVII вв.. Характерной чертой классических утопий Ренессанса и Нового времени стала центральная идея существования человека как свободного субъекта, способного понять и изменить существующий мир.

 

Список литературы:
1. Мор Т. Утопия / - М.: Академия наук СССР. − 1953. − 294 с.
2. Павлова О.А. Метаморфозы литературной утопии: теоретический аспект. Монография / - Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2004. −  210 с.
3. Современный словарь этики / Тофтул М.В.. — К., 2014. — 416с. 
4. Фуэнтес Ф. Утопия // Мир Просвещения / [ред. В. Ферроне и Д. Роше]. – М.: Памятники исторической мысли, 2003. – 668 с.
5. Чаликова В.А. Утопический роман: жанровые и автобиографические источники современных антиутопий и дистопий. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fandom.ru/about_fan/chalikova
6. Чаликова В.А. Социокультурные утопии ХХ в.: реф. сб. / ИНИОН. − М., 1985. − Вып. 3. − С. 92-166.
7. Шацкий Е. Утопия и традиция / [пер. с польск. отв.ред. В.А.Чаликовой]. − М.: Прогресс,1990. − 454 с.