Сравнительный анализ административного выдворения и депортации в Российской Федерации
Конференция: XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Сравнительный анализ административного выдворения и депортации в Российской Федерации
Как известно, Российская Федерация заинтересована в развитии туризма, для чего проводится соответствующая политика. Результатом становится постепенное привлечение иностранных граждан в страну. Для последних печальным окончанием путешествия в Россию может стать депортация и выдворение, различия между которыми будут пояснены в данной статье.
Прежде чем проводить разграничение между понятиями «депортация» и «выдворение», следует уточнить определения понятия «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства». В соответствии со ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, лицо без гражданства – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства [1].
Определение термина «депортация» так же дается в названном Федеральном законе, согласно которому «депортация» - это принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. Данный вид мер административного принуждения законодатель применяет в случае, если иностранное лицо утрачивает законное право на проживание в РФ, в отношении него принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ. Следует отметить, что депортация не является наказанием за правонарушение, это, скорее, государственный метод воздействия на человека, в результате которого мигрант вынужден добровольно или принудительно покинуть территорию РФ для гарантии осуществления государством обеспечения безопасности и охраны здоровья граждан.
Существует ошибочное мнение, что депортация является одним из видов административной ответственности. Однако это не так, поскольку само по себе административное поведение субъекта не является основанием депортации; депортация не входит в систему административных наказаний, предусмотренных КоАП.
Касаемо выдворения, определение данного понятия разъясняется в ст. 3.10. КоАП [2]. Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации. Процедура выдворения применяется, к примеру, в случае, если иностранец пересек границу по поддельным документам, нарушил нормы таможенного законодательства или совершил в РФ правонарушение, за которое должен понести административное наказание. Административное выдворение, в отличие от депортации, является одним из видов административного наказания.
Вышеназванные понятия являются очень схожими, именно поэтому следует провести их сравнительный анализ по следующим аспектам: субъекты, на которых распространяется депортация и выдворение, исполнение данных мер, органы, принимающие решения об их применении, основания для применения и нормативная правовая база.
Субъектами депортации и выдворения являются иностранные граждане и лица без гражданства, но административного выдворение не может применяться к военнослужащим.
Исполнение депортации осуществляют: Министерство внутренних дел РФ, Федеральная миграционная служба МВД РФ. Административное выдворение осуществляют те же органы, а так же пограничные органы ФСБ РФ.
Принятие решения о депортации принимается Федеральной миграционной службой МВД РФ, об административном выдворении – районный суд, пограничные органы ФСБ.
Основанием применения депортации является утрата иностранным гражданином или лицом без гражданства законных оснований на пребывание на территории РФ, а помимо этого – угроза здоровью и благополучию общества. Административное выдворение применяется к лицу лишь в случае совершения им административного правонарушения.
Нормативно-правовую базу депортации составляют конкретные нормативные правовые акты, административного выдворения - Кодекс об административных правонарушениях.
Очевидно результатом применения данных мер административного принуждения являются правовые последствия, которые состоят в лишении права лица въезжать на территорию РФ в течение пяти лет с момента применения депортации либо административного выдворения.
В ходе рассмотрения данного вопроса нами также была исследована судебная практика, которая показала, что случаев выдворения и депортации достаточно много. Основной причиной депортации граждан является окончание действия визы, на основании которой, они находились на территории РФ.
В подавляющем большинстве случаев государственные органы абсолютно правомерно депортируют либо выдворяют иностранных граждан с территории страны, но, тем не менее, нами был найдет достаточно интересный случай отсутствия правомерности в решении о депортации гражданина Республики Таджикистан, освобожденного условно досрочно от отбывания наказания на оставшийся срок за преступление, предусмотренное ст. 111 УК РФ [5]. Вышеупомянутый гражданин обратился в суд с заявлением о признании незаконным решение Министерства юстиции РФ о нежелательности его пребывания на территории РФ в течении 6 лет, а также решение УФМС России о депортации. Отсутствие правомерности заключалось в том, что Минюст и УФМС России при вынесении решения не учел наличие родственных связей вышеупомянутого гражданина, в частности, жену-гражданку РФ и сына, который так же является гражданином РФ. Помимо этого в собственности у депортируемого на территории РФ имелся земельный участок и расположенный на нем жилой дом. А в республике Таджикистан, куда истец должен был быть депортирован у нет ни родственных связей, ни своего жилья. К тому же в период отбывания наказания он неоднократно поощрялся, был трудоустроен, к требованиям установленного порядка отбывания наказания относился сознательно, характеризовался положительно, поддерживал отношения с женой, вину в совершении преступления признал полностью, раскаялся, условно-досрочно освобожден от отбывания наказания. В итоге, суд вынес решение о признании незаконными решения Министерства Юстиции РФ о нежелательности пребывания гражданина Республики Таджикистан на территории РФ и УФМС России о депортации и их отмене.
Бесспорно то, что и депортация, и административное выдворение не единственное средство реализации миграционной политики Российской Федерации, однако их применение является довольно суровыми мерами по отношению к иностранным гражданам и лицам без гражданства в связи с тем, что влекут за собой неблагоприятные последствия в виде ограничения последующего въезда в Российскую Федерацию в течение длительного срока - 5 лет, а также могут быть связаны с кратковременным ограничением личной свободы и свободы передвижения при их исполнении.