Статья:

Сравнительный анализ административного выдворения и депортации в Российской Федерации

Конференция: XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Еремина В.П., Афанасьева Д.А. Сравнительный анализ административного выдворения и депортации в Российской Федерации // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 28(29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/28(29).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Сравнительный анализ административного выдворения и депортации в Российской Федерации

Еремина Валентина Павловна
студент, ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», РФ, г. Саратов
Афанасьева Дарья Александровна
студент, ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», РФ, г. Саратов
Синельникова Наталья Александровна
научный руководитель, канд. юрид. наук, ФГБОУ ВО «СГЮА», РФ, г. Саратов

 

Как известно, Российская Федерация заинтересована в развитии туризма, для чего проводится соответствующая политика. Результатом становится постепенное привлечение иностранных граждан в страну. Для последних печальным окончанием путешествия в Россию может стать депортация и выдворение, различия между которыми будут пояснены в данной статье.

Прежде чем проводить разграничение между понятиями «депортация» и «выдворение», следует уточнить определения понятия «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства». В соответствии со ст. 2  ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, лицо без гражданства – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства [1].

Определение термина «депортация» так же дается в названном Федеральном законе, согласно которому «депортация» - это принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. Данный вид мер административного принуждения законодатель применяет в случае, если иностранное лицо утрачивает законное право на проживание в РФ, в отношении него принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ. Следует отметить, что депортация не является наказанием за правонарушение, это, скорее, государственный метод воздействия на человека, в результате которого мигрант вынужден добровольно или принудительно покинуть территорию РФ для  гарантии осуществления государством обеспечения безопасности и охраны здоровья граждан.

Существует ошибочное мнение, что депортация является одним из видов административной ответственности. Однако это не так, поскольку само по себе административное поведение субъекта не является основанием депортации; депортация не входит в систему административных наказаний, предусмотренных  КоАП.

Касаемо выдворения, определение данного понятия разъясняется в ст. 3.10. КоАП [2]. Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации. Процедура выдворения применяется, к примеру, в случае, если иностранец пересек границу по поддельным документам, нарушил нормы таможенного законодательства или совершил в  РФ правонарушение, за которое должен понести административное наказание. Административное выдворение, в отличие от депортации, является одним из видов административного наказания.

Вышеназванные понятия являются очень схожими, именно поэтому следует провести их сравнительный анализ по следующим аспектам: субъекты, на которых распространяется депортация и выдворение, исполнение данных мер, органы, принимающие решения об их применении, основания для применения и нормативная правовая база.

Субъектами депортации и выдворения являются иностранные граждане и лица без гражданства, но административного выдворение не может применяться к военнослужащим.

Исполнение депортации осуществляют: Министерство внутренних дел РФ, Федеральная миграционная служба МВД РФ. Административное выдворение осуществляют те же органы, а так же пограничные органы ФСБ РФ.

Принятие решения о депортации принимается Федеральной миграционной службой МВД РФ, об административном выдворении – районный суд, пограничные органы ФСБ.

Основанием применения депортации является утрата иностранным гражданином или лицом без гражданства законных оснований на пребывание на территории РФ, а помимо этого – угроза здоровью и благополучию общества. Административное выдворение применяется к лицу лишь в случае совершения им административного правонарушения.

Нормативно-правовую базу депортации составляют конкретные нормативные правовые акты, административного выдворения -  Кодекс об административных правонарушениях.

Очевидно результатом применения данных мер административного принуждения являются правовые последствия, которые состоят в лишении права лица въезжать на территорию РФ в течение пяти лет с момента применения депортации либо административного выдворения.

В ходе рассмотрения данного вопроса нами также была исследована судебная практика, которая показала, что случаев выдворения и депортации достаточно много. Основной причиной депортации граждан является окончание действия визы, на основании которой, они находились на территории РФ.

В подавляющем большинстве случаев государственные органы абсолютно правомерно депортируют либо выдворяют иностранных граждан с территории страны, но, тем не менее, нами был найдет достаточно интересный случай отсутствия правомерности в решении о депортации гражданина Республики Таджикистан, освобожденного условно досрочно от отбывания наказания на оставшийся срок за преступление, предусмотренное ст. 111 УК РФ [5]. Вышеупомянутый гражданин обратился в суд с заявлением о признании незаконным решение Министерства юстиции РФ о нежелательности его пребывания на территории РФ в течении 6 лет, а также решение УФМС России о депортации. Отсутствие правомерности заключалось в том, что Минюст и УФМС России при вынесении решения не учел наличие родственных связей вышеупомянутого гражданина, в частности, жену-гражданку РФ и сына, который так же является гражданином РФ. Помимо этого в собственности у депортируемого на территории РФ имелся земельный участок и расположенный на нем жилой дом. А в республике Таджикистан, куда истец должен был быть депортирован у нет ни родственных связей, ни своего жилья. К тому же в период отбывания наказания он неоднократно поощрялся, был трудоустроен, к требованиям установленного порядка отбывания наказания относился сознательно, характеризовался положительно, поддерживал отношения с женой, вину в совершении преступления признал полностью, раскаялся, условно-досрочно освобожден от отбывания наказания. В итоге, суд вынес решение о признании незаконными решения Министерства Юстиции РФ о нежелательности пребывания гражданина Республики Таджикистан на территории РФ и УФМС России о депортации и их отмене.

Бесспорно то, что и депортация, и административное выдворение не единственное средство реализации миграционной политики Российской Федерации, однако их применение является довольно суровыми мерами по отношению к иностранным гражданам и лицам без гражданства в связи с тем, что влекут за собой неблагоприятные последствия в виде ограничения последующего въезда в Российскую Федерацию в течение длительного срока - 5 лет, а также могут быть связаны с кратковременным ограничением личной свободы и свободы передвижения при их исполнении.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 19.07.2018) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"// СЗ РФ..2002. № 30. Ст. 3032; 2018.  № 30. Ст. 4537.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2011 № 195 - ФЗ (в ред. от 11 октября 2018 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30 октября 2018) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1; 2018. №45. Ст. 6832.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 03.08.2018)// СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532; 2018. № 32 (Часть II). Ст. 5133.
4. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 19.07.2018) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"// СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029; 2018. № 42 (часть II). Ст. 6379.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ(ред. от 12.11.2018) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2018. № 47. Ст. 7141.
6. .Иванова А.А. К вопросу о принудительном перемещении незаконных мигрантов за пределы Российской Федерации // Миграционное право. 2014. №3. 
7. Панкова О. В. Административное выдворение в системе мер государственного принуждения: проблемы правоприменения [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант плюс».