Наступление административной ответственности как профилактика преступлений среди несовершеннолетних
Конференция: LXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
LXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Наступление административной ответственности как профилактика преступлений среди несовершеннолетних
Ответственность определяется, как умение отвечать за совершение каких-либо действий и принимать вину за последствия своего противоправного поведения. Регулирование общественных отношений в сфере правового поведения происходит посредством моральных и юридических норм. Их действие распространяется на каждого конкретного человека, независимо от его возраста, статуса и социального положения при взаимодействии с другими людьми, государством, обществом.
Для понимания отличия между понятиями моральная и юридическая ответственность, рассмотрим их подробнее. Мораль есть система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы. С точки зрения морали любое противоправное поведение, как взрослых людей, так и несовершеннолетних, всегда находило осуждение у законопослушных граждан нарушителя. Итогом ее выражения становятся угрызения совести, чувство стыда за асоциальное поведение и т.д. Такие личности подвергаются осуждению со стороны общества: коллектива, других граждан, государства. Осуждение проявляется в виде высказывания отрицательного мнения о личности нарушителя и о его поступке. Необходимо отметить, что нарушение нравственных норм присуще как взрослому, так и подростку. Ответственность в этом случае они несут одинаковую.
Однако часто происходит так, что подросток совершает более серьезный проступок, чем простая, пусть и неприятная для кого-то шалость. Речь идёт о правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена уже законом. Таким образом, к моральной ответственности присоединяется ещё и юридическая, которая гораздо более сурова и последствия её применения более плачевны.
Юридическая ответственность уже облечена в форму законодательного акта. Так, например, КоАП РФ очерчивает круг правонарушений, за которые предусмотрена административная ответственность, а также устанавливает ее пределы для несовершеннолетних в частности и адекватные меры принуждения и наказания за нарушение этих норм. Особенностью ответственности несовершеннолетних является тот факт, что за совершенные проступки он должен принести пострадавшему лицу извинения в публичной или иной форме. Надо отдать должное гуманности российского законодательства, поскольку как мера наказания для подростка предусмотрено предупреждение, которое карательный орган старается применять во всех возможных случаях. Однако наказание может быть и более строгим. Так, например, если подросток имеет самостоятельный заработок, то в случае умышленного повреждения чужого имущества на него может быть наложен штраф. Такая ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, предусмотрен в случае, если сумма ущерба не превышаете половины величины прожиточного минимума. Также на несовершеннолетнего, достигшего возраста привлечения к административной ответственности, может быть наложена обязанность собственным трудом загладить причиненный вред. Кстати, юридические нормы могут запрещать не только совершение каких-либо действий, но и бездействие, если оно может повлечь за собой негативные последствия [7, с.18-19].
Всё-таки, что же толкает подростков на противоправное поведение? Бытует мнение, что оно является следствием недостатка духовности, воспитания, культуры, а также нехватки внимания со стороны родителей. Немалую роль в этом играет интернет и телевидение, где повсюду пропагандируется культ лёгкой и красивой жизни. Кроме того, необходимо отметить и практически повсеместную юридическую безграмотность подрастающего поколения их родителей.
Несовершеннолетние в России находятся под опекой и защитой государства, поэтому органам власти на всех уровнях предписано делать всё возможное для того, чтобы подростки смогли получить достойное воспитание, образование, имели социальные гарантии. Профилактическая работа с подростками должна проводиться не только родителями, хотя, как известно, всё идёт именно из семьи. В развитии детей должны принимать самое непосредственное участие и школа, также спортивные, общественные организации, различные творческие и образовательные коллективы и т.д. В связи с этим все они должны понимать, что правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, несут в себе угрозу для будущего страны, поскольку при развитии подростковой преступности, поколение можно смело считать потерянным.
В свете таких тенденций государство законодательно закрепило определенные нормы и правила, которые направило на предупреждение и пресечение незаконных действий подростков. Для каждой возрастной категории они свои. Так, например, те лица, которые в силу возраста не могут нести полную ответственность за совершённые ими правонарушения, направляются в специализированные воспитательные учреждения. В этих заведениях закрытого типа с определенным режимом с ними проводится профилактическая работа, применяется комплекс принудительных мер, направленный на перевоспитание таких подростков. Цель этих мер – не допустить совершение ими более серьёзных правонарушений и преступлений, а, значит, всеми силами предотвратить и более тяжкие последствия. За воспитанниками устанавливается строгий контроль. Их обязывают подчиняться определенным правилам поведения и соблюдать дисциплину. Вместе с этим, несовершеннолетние правонарушители учатся, участвуют в общественных и спортивных мероприятиях, работают. Все это говорит о том, что на подростков, пошедших неправильным путём, в первую очередь, закон пытается повлиять воспитательными мерами, чтобы суметь уберечь их от более губительных последствий [10, с. 211].
Вне зависимости от того, к какой ответственности привлечён несовершеннолетний, меры принуждения позиционируются не только в качестве кары за совершённое. Их основной целью является, в первую очередь, перевоспитание нарушителей. Наказание должно наглядно, на собственном опыте, показать подросткам всю опасность их поступков, а также всю «кривость» выбранного пути, причем не столько для общества, сколько непосредственно для них самих. При принятии решения о применении того или иного наказания, уполномоченный орган государственной власти должен опираться на то, что несовершеннолетний нарушитель осознает незаконность своего поведения. И не только осознает, но и делает определенные выводы [4, с. 55].
Часто серьезные правонарушения нарушения начинаются с детской шалости, которая в раннем возрасте не осознается ребенком как нечто предосудительное. Однако родители, а также лица, на попечении которых ребенок находится, должны сразу же уделить таким проявлениям пристальное внимание, поскольку на первых порах именно на них возлагаются обязанности по воспитанию, содержанию, образованию несовершеннолетних. Именно они формируют ребенка как личность и закладывают в него основы правил поведения, культуры, духовности. Самое главное, что они должны внушить маленькому гражданину его святую обязанность соблюдать установленные правила, нормы. Только так ребенок будет правильно расти и развиваться. Однако это совсем не значит, что дети должны воспитываться в страхе перед законом и другими людьми. В подростка необходимо вкладывать уважение к закону и способность отвечать за свои поступки и поведение, в какой бы ситуации он не находился.