СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ И ЛИЗИНГА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ: ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Конференция: CCXCV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция

CCXCV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ И ЛИЗИНГА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ: ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
COMPARATIVE ANALYSIS OF VEHICLE RENTAL AND LEASING AGREEMENTS: LEGAL AND ECONOMIC ASPECTS
Ekaterina Gordeeva
Master's, student, KIU named after V.G. Timiryasov, Russia, Naberezhnye Chelny
Аннотация. В данной работе проводится сравнительный анализ договоров аренды и лизинга транспортных средств, с акцентом на правовые и экономические аспекты. Оцениваются сходства и различия между этими двумя институтами, а также их влияние на бизнес-процессы, связанные с использованием транспортных средств. Анализируются вопросы финансового и налогового учета, права и обязанности сторон, а также риски, возникающие при заключении и исполнении таких договоров. Особое внимание уделено экономическим аспектам, таким как эффективность использования, стоимость, и продолжительность контрактов аренды и лизинга.
Abstract. This paper provides a comparative analysis of vehicle rental and leasing agreements, with an emphasis on legal and economic aspects. The similarities and differences between these two institutions are assessed, as well as their impact on business processes related to the use of vehicles. The issues of financial and tax accounting, the rights and obligations of the parties, as well as the risks arising from the conclusion and execution of such contracts are analyzed. Special attention is paid to economic aspects such as efficiency of use, cost, and duration of lease and leasing contracts.
Ключевые слова: договор аренды, договор лизинга, транспортные средства, правовой анализ, экономические аспекты, налоговый учет, бизнес-процессы, риски.
Keywords: lease contract, leasing contract, vehicles, legal analysis, economic aspects, tax accounting, business processes, risks.
Договоры аренды и лизинга транспортных средств играют важную роль в хозяйственной деятельности предприятий и граждан. Несмотря на схожесть этих договорных конструкций, они имеют существенные различия в правовом и экономическом аспектах. В данной статье проводится их сравнительный анализ с целью выявления ключевых особенностей и различий.
Договор аренды транспортного средства регулируется нормами главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) [1]. В соответствии с этим договором арендодатель передает арендатору транспортное средство во временное владение и пользование за определенную плату.
Лизинг представляет собой особую разновидность аренды, регулируемую Федеральным законом "О финансовой аренде (лизинге)". В отличие от классической аренды, лизинг предполагает приобретение транспортного средства лизингодателем по заказу лизингополучателя с последующей его передачей в долгосрочное пользование с возможностью выкупа.
Согласно действующему законодательству, лизинг подразделяют по сроку на долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный. По виду выделяют финансовый, возвратный и оперативный. Согласно статье 20 Федерального закона № 164-ФЗ от 29.10.1998 г. предмет лизинга необходимо зарегистрировать по соглашению сторон на лизингодателя или лизингополучателя [3]. Данное условие обязательно, в силу того, что необходимо привести в соответствие с законом о лизинге нормативные акты, регулирующие регистрацию транспортных средств в РФ и таможенного законодательства.
Необходимо различать понятия лизинга и кредита, так как их правовая природа имеет значительные различия. Лизинг является гарантией возврата средств кредитору. В случае получения кредита на приобретение транспортных средств, сумма может быть перераспределена на другие цели. Однако в отличие от кредита, организация не становится собственником транспортного средства, и оно регистрируется на имя арендодателя. Это ограничивает арендатора в распоряжении денежными средствами, предназначенными для покупки, а также в праве снятия транспортного средства с учета без уведомления арендодателя.
Заключение договора лизинга обязательно включает страхование объекта лизинга за счет арендатора, что связано с повышенной опасностью, свойственной транспортным средствам. В соответствии с статьей 669 Гражданского кодекса РФ, риск случайной гибели или повреждения объекта лизинга переходит к арендатору с момента передачи объекта, если договором не предусмотрено иное. В то же время, расходы по страхованию объекта лизинга возлагаются на лизингодателя согласно Федеральному закону № 164-ФЗ от 29.10.1998 г.
Договор аренды может быть краткосрочным или долгосрочным, но не предполагает автоматического перехода права собственности. Лизинг, как правило, заключается на длительный срок с возможностью дальнейшего выкупа транспортного средства [2].
При аренде арендодатель несет ответственность за техническое состояние транспортного средства (если иное не предусмотрено договором). В лизинге же основные обязанности по обслуживанию техники ложатся на лизингополучателя.
С экономической точки зрения аренда не влечет значительных финансовых обязательств перед арендодателем, что делает её доступным инструментом для краткосрочного пользования транспортом. Лизинг же является более сложным финансовым инструментом, включающим в себя амортизацию, страхование и возможность последующего приобретения имущества.
На практике договор аренды чаще применяется в ситуациях, когда требуется временное использование транспорта без дополнительных расходов на его содержание. Лизинг, в свою очередь, популярен среди предприятий, планирующих долгосрочное использование транспортных средств с последующим приобретением.
Судебная практика показывает, что ключевыми проблемами в правоприменении являются вопросы распределения рисков между сторонами и налоговые последствия использования различных форм договоров.
Договоры аренды и лизинга транспортных средств имеют существенные различия в правовом и экономическом аспектах. Выбор конкретной формы договора зависит от целей использования транспорта, финансовых возможностей сторон и долгосрочных стратегий.
