Статья:

Ислам в современном Азербайджане

Конференция: XXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Катунин В.В. Ислам в современном Азербайджане // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(35). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/5(35).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Ислам в современном Азербайджане

Катунин Владимир Владимирович
студент ИСАА МГУ им. Ломоносова, РФ, г. Москва

 

Введение. Ислам является одной из мировых религий, которая сыграла значительную роль в истории человечества, и по сегодняшний день продолжает оказывать большое влияние на различные сферы жизни многих стран мира.

Сейчас в мире один миллиард двести пятьдесят миллионов человек исповедуют ислам. Неоднократные случаи перехода в ислам не могут предотвратить явление, которое в мире называется “исламским терроризмом”, когда отдельные группы политиканов, прикрываясь религией ислама, пытаются воплотить в жизнь свои нечистые планы, потому что ни одна из существующих в мире религий не может стать идеологией терроризма. Религия является основой духовности, источником этических норм, нравственных ценностей, и большинство господствующих в обществе обычаев и традиций, как правило, имеют религиозное происхождение.

С распадом Советского Союза на всем постсоветском пространстве активно начала оживать религиозная жизнь, возрождаться религиозные ценности, включая и исламские. Этот процесс широко распространился не только в республиках, которые традиционно принадлежать миру мусульман, но и в самой России, где на сегодняшний день насчитывается более пятнадцати миллионов людей, которые исповедуют ислам.[1]

Сегодня ислам стал реально ощутимым, постоянно присутствующим фактором общественно–культурной и социально–политической жизни Азербайджана.

Ислам в современном Азербайджане

Массовую популярность азербайджанский ислам получил только после распада Советского Союза. В отличие от многих других стран с мусульманским населением, в Азербайджане восстановление связи с исламскими корнями не подразумевало под собой экстремистских коннотаций.

В 1992 году сформированное только что победившим на выборах Народным фронтом правительство, и лидер партии Абульфаз Эльчибей недооценили силу религиозных устремлений и объявили Азербайджан светским государством, не учитывая то, что большинство населения составляли мусульмане.

Доминирующая часть населения Азербайджана относится к шиитскому течению ислама (60%). Но и суннитская часть (40%) имеет достаточную долю во влиянии на ментальность и мировоззрение азербайджанцев. Причиной этому является тот факт, что многие шииты далеки от религиозных традиций и отправлений. Они считают себя    шиитами не потому, что строго следуют соответствующим догматам, а потому, что потомственно принадлежат этому течению. Такую же ситуацию можно наблюдать и у суннитов-азербайджанцев. Однако все же приходится констатировать, что в отличие от шиитов, они более религиозны, точнее, среди них в процентном соотношении можно встретить больше верующих, строго придерживающихся ритуалов собственной конфессии.

Признавать широкую и фактическую активность этих двух течений у нас трудно, так как невозможно точно определить процент населения, который строго следует традициям ислама. Азербайджан не только по конституции, но и по нравам людей больше относится к светскому обществу, но и это не значит, что религиозно пассивная часть населения остается индифферентной к событиям в мире, имеющим религиозный оттенок. Серьёзные конфликты и вражда этих двух течений на протяжение многих столетий оставили свой след и в некоторых мусульманских странах и регионах. В них породниться с представителями противоположного исламского течения подчас считается позором. Но несмотря на то, что в мировой практике эти два течения во многом нетерпимы друг к другу, в Азербайджане противоречия между ними неярко выражены. Лишь за последние десятилетия трения между исламскими течениями немного возросли из-за появления ваххабизма (или ахли-сунна Валь Джамаа).

Ваххабизм идеологически кардинально отличается от суннизма, но в ритуальном плане эти два течения достаточно близки. Именно ритуальное сходство стирает границу между ними, и кардинально отличает оба течения от шиизма, как в идеологическом, так и в ритуальном плане.

Что подразумевается под «ритуальными отличиями»? Это те отличия, которые очевидны и их можно увидеть невооруженным глазом. К примеру, в отличие от суннитов и ваххабитов, которые совершают пять молений в разное время дня, читая по одной молитве (намаз), шииты совершают три моления, читая в первый раз один одну молитву, а днем и вечером объединяют по два намаза.

Во время намаза и шииты и сунниты совершают в зависимости от времени сутое от двух до четырех земных поклонов, стоя на коленях — суджут. До начала молитвы шииты кладут на пол или ковер перед собой камень таким образом, чтобы во время суджута их лоб прикасался именно на камень. Таково предписание их канона, который гласит, что лоб во ввремя суджута должен касаться чего-то природного происхождения – чистой земли, или камня, или растения, произросшего из земли. При этом они считают неприемлемым класть голову во время суджута на то, что может быть едой или одеждой. То есть, коврик, на котором сунниты совершают намаз и до которого касаются головой, нельзя использовать для касания головы, поскольку его можно обернуть вокруг тела и использовать как одежду.

Кроме того, шииты во время молитвы держат руки опущенными вниз параллельно телу. А сунниты и ваххабиты держат во время намаза руки скрещенными в районе солнечного сплетения на груди.

Сунниты и ваххабиты считают, что класть лоб на камень во время молитвы — неприемлимое новшество.

В идеологическом плане их различие заключается в самом понимании Аллаха. Ахли Сунна Валь Джамаа буквально понимает некоторые коранические физические, или антропоморфные словесные изображения Аллаха, в то время, как сунниты воспринимают их аллегорически.

В основном, локализацию суннизма и шиизма в странах можно видеть в зависимости от регионов и от границ разных государств, что говорит о влиянии соседних государств на регион. К примеру, в Азербайджане в регионах, близких к Ирану, ярко выражен шиизм. А влияние суннитской Турции можно увидеть как в северных приграничных территориях, так и в регионах, которыми в период Османской империи управляли наместники султана, например, в Шемахе. Однако, несмотря на то что Иран и Турция имеют некоторые рычаги влияния на религиозные течения Азербайджана — взаимоотношение суннитов и шиитов здесь отличается от аналогичных взаимоотношений во многих других мусульманских странах. В мировом масштабе, эти различия приводят к очень серьёзной вражде. Одни не считают других за мусульман. Иногда эта вражда бывает настолько ярой, что убить того или другого считается благим делом. Именно эта ситуация является причиной масштабных войн и убийств мусульман мусульманами в Сирии. Если бы не было религиозного фактора, политический фактор не мог бы привести к столь масштабной трагедии.

Сегодня в Баку в изобилии присутствуют признаки светской жизни. Активная ночная жизнь столицы славится вечеринками и этим не отличается от других городов мира. Дорогие клубы, бары и рестораны открыты до самого утра, жители страны производят и пьют традиционную тутовую водку и даже едят свинину.

Религию не преподают в школах, а духовная литература находится под строгим контролем. Распространение не получивших официального одобрения религиозных материалов карается крупными штрафами. Все мечети страны, а их около двух тысяч, должны регистрироваться в местных органах власти. 6 октября парламент страны принял новую поправку к закону «О средствах массовой информации». Теперь до публикации любой вид религиозной литературы должен получить одобрение соответствующего органа исполнительной власти. С 2009 года все религиозные группы должны регистрироваться в органах власти, а религиозные деятели должны заново получать разрешительные документы.

Выступления в поддержку ношения женщинами хиджаба в школах и университетах, в которых в 2013 году приняли участие консервативные мусульмане, не принесли результата. Споры вокруг хиджаба происходят постоянно, ящик Пандоры каждый раз снова открывается с началом учебного года в азербайджанских школах. В этом году Управление мусульман получило порядка ста жалоб. И хотя удалось убедить некоторых директоров школ разрешить ученицам носить хиджаб в классе, в большинстве случаев девочкам приходится выбирать между образованием и религией.

Тем не менее, по словам теолога и бывшего политического заключенного Талеха Багирзаде, нельзя даже говорить о формировании исламского правительства в Азербайджане, у этой идеи нет перспектив.

В Азербайджане еще нет условий для формирования того, что можно было бы назвать „исламским правительством“. Для работы такого правительства нужны религиозные юристы, хорошо разбирающиеся в вопросах исламского права. Или же нужна возвышающаяся над другими харизматичная и эрудированная личность, способная навязать свои взгляды остальным, как покойный Аятолла Хомейни, основатель Исламской Республики Иран. Кроме того, в Азербайджане довольно сильна светская традиция, а иранская система правления здесь непопулярна, если не считать маргинальные группы.

Азербайджанцы среди всех мусульманских наций наименее серьезно относятся к религиозным церемониям и посту. Баку по-прежнему остается самым светским местом в мусульманском мире, несмотря на то, что количество практикующих мусульман растет.

Ясно одно: за последние двадцать лет с прихода к власти клана Алиевых Баку выработал эффективные методы, которые позволяют держать под контролем всех игроков: активистов, НКО, СМИ, оппозицию и религиозные группы. За исключением официальных лиц и родственников правящего клана Алиевых, ни одна из этих групп не является автономной и полностью жизнеспособной.

Опубликованный в 2010 году отчет Международной кризисной группы описывает политику режима как целенаправленное продвижение безнаказанности, насаждение самоцензуры в обществе и затруднение коллективных действий. Позиция правительства по отношению к религиозным группам часто преувеличивается с целью привлечения поддержки Запада и маскировки недемократических тенденций в стране.

Чем дольше правительство Азербайджана будет избегать приведения в порядок ситуации с демократией и правами человека, тем больше людей будут обращаться к религии, и это не зависит от числа новых мечетей (особенно если они будут оставаться закрытыми для широкой публики) и президентских визитов в Мекку. Гоюшов с данным тезисом согласен и заключает, что «это становится совсем другой проблемой, если вы видите, что люди берут на вооружение радикальные взгляды из-за беззакония, несправедливости, бедности, безудержной коррупции, развалившейся системы образования и экономической политики правящей элиты».

Заключение

В Азербайджане возрождается ислам и, что очень интересно, возрождение традиционного ислама, принятого испокон веков, идет параллельно с проникновением в республику “салафитских”, т.н. “фундаменталистских” течений ислама, ранее не распространенных в Азербайджане.

 В условиях нынешнего развития страны чрезвычайно актуализируются задачи укрепления морально-нравственных основ личности и общества в целом, сохранения и развития гуманистического потенциала и традиции национальных культур. Тем самым резко повышается интерес к религии, ее ценностям. Наблюдается обращение общественной мысли к исламу, ибо ислам связан с культурой прошлого, историческими, культурными традициями и нравственными ценностями. Процесс возрождения религии в Азербайджане не может привести к усилению радикальных исламских сект и приходу к власти политического ислама. Я поддерживаю мнение Арифа Юнусова о том, что “степень религиозной толерантности и открытости азербайджанского общества, его урбанизированность и близость к западным ценностям и светской модели государственности не дают оснований говорить о таком сценарии для Азербайджана, по крайней мере, в течение ближайших 10-15 лет”.

Однако развитие религиозной жизни зависит от общего развития и стабильности во всех сферах жизни страны.

 

Список литературы:
1. Алекс Алексиев «Таблиг и Джамаат» Невидимый легион Джихада // Отечественные заметки, w5, 2003 – С.260 – 274.
2. Алиев Рафик. Ислам и азербайджанская культура. Баку, 1998. – С.56–57.
3. Алиев Рафик. Религия в независимом Азербайджане // Центральная Азия и Кавказ, №3(21) – Швеция, 2002. С. – 168.
4. Алиев М. С. Год жизни мусульманина.– СПб.: Вектор, 2007. – 223 с.
5. Аль-Ашари А. О чем говорили люди ислама и в чем разошлись вершившие молитву (пер. с араб.) // Степанянц М. Т. Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. М., 1997. С. 365–384.
6. Ахадов А.Ф. Ислам в погоне за веком. – М.: Политиздат, 1988. – 80 с.
7. Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах (Китаб ал-милал ва-н-нихал). Пер. С.М. Прозоров. Часть 1. Ислам. М., 1984
8. Беляев Е. А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. 2-е изд. М.: Политиздат, 1966. – 284 с.
9. Большая Исламская Научная Энциглопедия. – Нефтесала, 2001г. – 764с.
10. Грюнебаум Г.Э. фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981
11. Гусейнли Расул. Азербайджанское духовенство. Баку, 2002 (на азерб.яз.). С.17–31.
12. «История Религии» Москва 2002г, издательство Высшая Школа Религии мира, т.6.,ч.2.Москва «Аванта+»,1999г. – 686с.
13. Малашенко А. Исламское возрождение в современной России. Москва, 1998. C.6–9; Алиев Р. Ислам. Баку, 2004, (Второе издание на азерб. языке). C.3.
14. Религии мира. Энциклопедия, Москва, изд. «Бедфаксиздатгрупп», – 2003 г. – 272с.
15. Смирнов А. В. Становление мусульманской доктринальной мысли и ранняя исламская философия (к вопросу о взаимном влиянии на примере ал-Фикх ал-’акбар Абу Ханифы). Введение, пер. с араб. и комментарии // Вестник РГГУ. Вып. 4: Восток: Исследования. Переводы. М., 2000. С. 52–86.
16. Сумбатзаде А.С. Азербайджанцы – этногенез и формирование народа. Баку, 1990. С. 92–112.
17. Уотт У.М. Мухаммад в Медине. М.-СПб., 2007

[1] Малашенко А. Исламское возрождение в современной России. Москва, 1998. C.6–9; Алиев Р. Ислам. Баку, 2004, (Второе издание на азерб. языке). C.3.