Статья:

Численное моделирование течения потока газа в выходном устройстве

Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Куренков Д.Н. Численное моделирование течения потока газа в выходном устройстве // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/3(4).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Численное моделирование течения потока газа в выходном устройстве

Куренков Дмитрий Николаевич
магистрант, ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана», Россия, г. Калуга

 

Диффузор— часть канала (трубы), в котором происходит замедление (расширение) потока [4].

При выборе конструктивной схемы и проектировании выхлопных патрубков турбомашин необходимо учитывать требования, продиктованные соображениями эффективности патрубок должен:

1) Обеспечивать отвод рабочего тела из турбомашины в заданном направлении с минимальными аэродинамическими потерями;

2) Обеспечивать равномерное поле давлений за последней ступенью, т. е. обладать одинаковым гидравлическим сопротивлением по всем направлениям, отводящим рабочее тело к выходному сечению;

3) Иметь равномерное поле скоростей на выходе;

4) Во всех режимах обеспечивать стационарный устойчивый характер течения [2].

Выхлопные патрубки с осевыми кольцевыми диффузорами наиболее часто применяются в газотурбинных установках. Он состоит из кольцевого диффузора поворотного экрана  и сборного кожуха.

При проектировании ВУ ставится задача создания устройства с минимально возможным сопротивлением в силу значительного влияния потерь давления на эффективный КПД ГТУ [1].

Гидравлическое сопротивление выхлопной улитки определяется величиной потерь полного давления вследствие:

-внезапного расширения газового потока, истекающего из турбинн­ого диффузора, при входе его (потока) в прямолинейный участок осерадиального диффузора;

-потерь трения о стенки;

-потерь на расширение потока в диффузором канале;

-поворота потока;

-потерь в газосборной улитке [3].

В данной работе было проведено численное моделирование течения потока газа в различных вариантах выходного устройства (ВУ) ГТУ НК-16-18СТ.

 Расчёт выполнялся в среде SolidWorks, Flow Simulation. Модуль Flow Simulation предназначенн для моделирования течения жидкостей и газов. Позволяет учесть широкий круг физических процессов: сжимаемость, турбулентность, массовые силы, теплообмен, многофазность и пр. Он идеально подходит для выполнения аэродинамических расчетов, поскольку с его помощью можно решать задачи внешнего обтекания различных тел потоком газа (воздуха). При этом визуализируется картина обтекания тела, которая может быть представлена в виде заливки, изолиний или векторного поля и, кроме этого, находится распределения давления и температуры по поверхности тела. Таким образом, в ходе численного моделирования решаются основные задачи, для которых и предназначен аэродинамический эксперимент.

Цель данного моделирования - оценка эффективности различных вариантов диффузоров,   их влияние на поток газов и определение условий, влияющих на гидравлическое сопротивление выхлопного тракта и его элементов.

Расчѐтные модели состоят из четырѐх основных элементов: диффузор, поворотный участок (улитка), переходник и выхлопная шахта длиной порядка 8 м (рис.1).

Размер конечно-элементной сетки составляет 3,5…3,9 млн. ячеек. Сетка состоит из прямоугольных призм. Число слоев при разрешении пограничного слоя равно шести, а высота первого слоя составляет 1 мм при размере элементов модели 25…50 мм.

 

Рисунок 1. Общий вид модели и уровень дробления сетки

 

Расчѐт проводился в статической постановке. В качестве рабочего тела принят воздух как несжимаемый идеальный газ.

Все расчѐты выполнялись для одного основного режима работы двигателя с параметрами, приведенными в таблице 1.

Таблица 1.

Исходные данные для расчѐта номинального режима

Параметр

Ед. изменения

Значение

Расход газа

кг/с

46,07

Температура газа

К

759

Статическое давление на выходе из трубы

Па

101325

 

Рисунок 2. Граничные условия для модели

 

Контрольная поверхность для условного разделения улитка-переходник выбрана на расстоянии 1425мм от оси улитки, что соответствует началу ребра переходника.

Были рассмотрены следующие варианты диффузоров:

1) Вариант без диффузора

2) Обычный радиальный диффузор;

3) Радиальный диффузор со спрямляющими устройствами.

4) Диффузор с косым срезом ɤ=180;

5) Диффузор с косым срезом ɤ=180 с тремя спрямляющими устройствами в нижней части диффузора.

 

Рисунок 3. Основные геометрические размеры диффузора

 

Все расчѐты проводились с учѐтом наличия переходника и реальной выхлопной шахты на выходе.

Таблица 2. 

Результаты расчѐта различных вариантов

 

Вариант №1

Вариант №2

Вариант №3

Вариант №4

Вариант №5

Скорость на входе 
в диффузор, м/с

122,6

125,3

125,1

111,5

111,5

Скорость на выходе
из диффузоры, м/с

-

59,6

59,8

-

-

Скорость на выходе
из улитки, м/с

56,5

57,4

56,1

48,6

49,5

Полн. давление на
входе в диффузор, Па

106522

104334

104506

104017

104002

Полн. давление на
выходе из диффузора, Па

-

104096

103880

-

-

Полн. Давление на
выходе из улитки, Па

103360

101875

101812

101912

101947

Улитка
Потери полного давления,  Па.

3162

2459

2694

2105

2055

Вся шахта
Потери полного давления,  Па.

5197

3009

3181

2692

2677

 

На рис. 4-8 представлены результаты численного моделирования.

 

Рисунок 4. Вариант №1.

Распределение скоростей и полных давлений в поперечном сечении модели

 

Рисунок 5. Вариант №2.

Распределение скоростей и полных давлений в поперечном сечении модели

 

Рисунок 6. Вариант №3.

Распределение скоростей и полных давлений в поперечном сечении модели

 

Рисунок 7. Вариант №4.

Распределение скоростей и полных давлений в поперечном сечении модели

 

Рисунок 8. Вариант №5.

Распределение скоростей и полных давлений в поперечном сечении модели

 

Вывод: было проведено численное моделирование течения потока газа в выходном устройстве. Были получены различные параметры потока по всему тракту для различных вариантов конструкций, и была оценена эффективность улитки и всего выхлопного устройства. Вариант№5 с обрезанным диффузором, спрямляющими аппаратами оказался наиболее эффективен (потери в улитке – 2055Па, потери по всему тракту -2677Па).

 

Список литературы:
1. Абрамович Г.Н. Прикладная газовая динамика. Том 1 — М.: Наука. Гл. ред. физ-мат. лит, 1991 г. —600 с.
2. Ахмедзянов А.М. «Проектирование авиационных газотурбинных двигателей» (2000г.) 
3. Гриценко Е.Л., Данильченко В.П., Лукачев С.В. - Конвертирование авиационных ГТД в газотурбинные установки наземного применения. 2004 г.
4. Дейч М.Е. Зарянкин А.Е. «Газодинамика диффузоров и выхлопных патрубков турбомашин» М.: Энергия, 1970. — 384 с. с илл.