Численное моделирование течения потока газа в выходном устройстве
Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Технические науки
IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Численное моделирование течения потока газа в выходном устройстве
Диффузор— часть канала (трубы), в котором происходит замедление (расширение) потока [4].
При выборе конструктивной схемы и проектировании выхлопных патрубков турбомашин необходимо учитывать требования, продиктованные соображениями эффективности патрубок должен:
1) Обеспечивать отвод рабочего тела из турбомашины в заданном направлении с минимальными аэродинамическими потерями;
2) Обеспечивать равномерное поле давлений за последней ступенью, т. е. обладать одинаковым гидравлическим сопротивлением по всем направлениям, отводящим рабочее тело к выходному сечению;
3) Иметь равномерное поле скоростей на выходе;
4) Во всех режимах обеспечивать стационарный устойчивый характер течения [2].
Выхлопные патрубки с осевыми кольцевыми диффузорами наиболее часто применяются в газотурбинных установках. Он состоит из кольцевого диффузора поворотного экрана и сборного кожуха.
При проектировании ВУ ставится задача создания устройства с минимально возможным сопротивлением в силу значительного влияния потерь давления на эффективный КПД ГТУ [1].
Гидравлическое сопротивление выхлопной улитки определяется величиной потерь полного давления вследствие:
-внезапного расширения газового потока, истекающего из турбинного диффузора, при входе его (потока) в прямолинейный участок осерадиального диффузора;
-потерь трения о стенки;
-потерь на расширение потока в диффузором канале;
-поворота потока;
-потерь в газосборной улитке [3].
В данной работе было проведено численное моделирование течения потока газа в различных вариантах выходного устройства (ВУ) ГТУ НК-16-18СТ.
Расчёт выполнялся в среде SolidWorks, Flow Simulation. Модуль Flow Simulation предназначенн для моделирования течения жидкостей и газов. Позволяет учесть широкий круг физических процессов: сжимаемость, турбулентность, массовые силы, теплообмен, многофазность и пр. Он идеально подходит для выполнения аэродинамических расчетов, поскольку с его помощью можно решать задачи внешнего обтекания различных тел потоком газа (воздуха). При этом визуализируется картина обтекания тела, которая может быть представлена в виде заливки, изолиний или векторного поля и, кроме этого, находится распределения давления и температуры по поверхности тела. Таким образом, в ходе численного моделирования решаются основные задачи, для которых и предназначен аэродинамический эксперимент.
Цель данного моделирования - оценка эффективности различных вариантов диффузоров, их влияние на поток газов и определение условий, влияющих на гидравлическое сопротивление выхлопного тракта и его элементов.
Расчѐтные модели состоят из четырѐх основных элементов: диффузор, поворотный участок (улитка), переходник и выхлопная шахта длиной порядка 8 м (рис.1).
Размер конечно-элементной сетки составляет 3,5…3,9 млн. ячеек. Сетка состоит из прямоугольных призм. Число слоев при разрешении пограничного слоя равно шести, а высота первого слоя составляет 1 мм при размере элементов модели 25…50 мм.
Рисунок 1. Общий вид модели и уровень дробления сетки
Расчѐт проводился в статической постановке. В качестве рабочего тела принят воздух как несжимаемый идеальный газ.
Все расчѐты выполнялись для одного основного режима работы двигателя с параметрами, приведенными в таблице 1.
Таблица 1.
Исходные данные для расчѐта номинального режима
Параметр |
Ед. изменения |
Значение |
Расход газа |
кг/с |
46,07 |
Температура газа |
К |
759 |
Статическое давление на выходе из трубы |
Па |
101325 |
Рисунок 2. Граничные условия для модели
Контрольная поверхность для условного разделения улитка-переходник выбрана на расстоянии 1425мм от оси улитки, что соответствует началу ребра переходника.
Были рассмотрены следующие варианты диффузоров:
1) Вариант без диффузора
2) Обычный радиальный диффузор;
3) Радиальный диффузор со спрямляющими устройствами.
4) Диффузор с косым срезом ɤ=180;
5) Диффузор с косым срезом ɤ=180 с тремя спрямляющими устройствами в нижней части диффузора.
Рисунок 3. Основные геометрические размеры диффузора
Все расчѐты проводились с учѐтом наличия переходника и реальной выхлопной шахты на выходе.
Таблица 2.
Результаты расчѐта различных вариантов
|
Вариант №1 |
Вариант №2 |
Вариант №3 |
Вариант №4 |
Вариант №5 |
Скорость на входе |
122,6 |
125,3 |
125,1 |
111,5 |
111,5 |
Скорость на выходе |
- |
59,6 |
59,8 |
- |
- |
Скорость на выходе |
56,5 |
57,4 |
56,1 |
48,6 |
49,5 |
Полн. давление на |
106522 |
104334 |
104506 |
104017 |
104002 |
Полн. давление на |
- |
104096 |
103880 |
- |
- |
Полн. Давление на |
103360 |
101875 |
101812 |
101912 |
101947 |
Улитка |
3162 |
2459 |
2694 |
2105 |
2055 |
Вся шахта |
5197 |
3009 |
3181 |
2692 |
2677 |
На рис. 4-8 представлены результаты численного моделирования.
Рисунок 4. Вариант №1.
Распределение скоростей и полных давлений в поперечном сечении модели
Рисунок 5. Вариант №2.
Распределение скоростей и полных давлений в поперечном сечении модели
Рисунок 6. Вариант №3.
Распределение скоростей и полных давлений в поперечном сечении модели
Рисунок 7. Вариант №4.
Распределение скоростей и полных давлений в поперечном сечении модели
Рисунок 8. Вариант №5.
Распределение скоростей и полных давлений в поперечном сечении модели
Вывод: было проведено численное моделирование течения потока газа в выходном устройстве. Были получены различные параметры потока по всему тракту для различных вариантов конструкций, и была оценена эффективность улитки и всего выхлопного устройства. Вариант№5 с обрезанным диффузором, спрямляющими аппаратами оказался наиболее эффективен (потери в улитке – 2055Па, потери по всему тракту -2677Па).