Статья:

Абаоцзи – создатель сильного киданьского государства

Конференция: XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Добрынкин Р.В. Абаоцзи – создатель сильного киданьского государства // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/10(40).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Абаоцзи – создатель сильного киданьского государства

Добрынкин Роман Валерьевич
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

Актуальность исследования определяется возрождением интереса к изучению истории многонационального народа Китая.

Объектом изучения является биография правителя киданей Абаоцзи, а предметом – его политика, направленная на создание сильного государства.

Абаоцзи (872–907) – вождь племени киданей, с 907 года ставший императором и основавший династию Ляо, изначально не принадлежал к правящей элите.

Он воспитывался в семье иркина, главы одного из подразделений киданей, что предопределило его дальнейшую судьбу.

В 906 г. благодаря личным заслугам Абаоцзи был приглашен на должность кагана, а на следующий год стал императором.

Необходимо отметить, что институт правителя и государя у киданей возник еще в древности и сопровождался символической обрядностью.

Ввиду того, что император Ляо правил по воле Неба, необходимо было соблюдать «мандат Неба» [3, с. 138].

Политика, проводимая Абаоцзи, была направлена на объединение киданьских родов и создание сильного государства.

Административное реформирование в Ляо способствовало разделению управления на две зоны: южную, включающую земли, завоеванные у Китая, и северную, центральный аппарат которой состоял из нескольких органов управления: бэй шумиюань (Северный тайный совет), сюань-Вэйюань и др. [3, с. 139].

Также Абаоцзи постепенно подчинил и присоединил мелкие владения, а на службу стал приглашать ханьцев (коренных жителей Китая).

Именно они научили его составлению иероглифов на основе написанных почерком лишу с добавлением или сокращением [1, с. 59].

Более того, император установил правила для бракосочетаний и названия должностей чиновников.

Особое место в политике Абаоцзи занимало культурное развитие государства.

В империи Ляо литературные труды писались одновременно и на киданьском и на китайском языках.

По приказу Абаоцзи была возведена триумфальная каменная арка с записями об императорских заслугах.

Известны также памятники, сооруженные в честь других правителей, расписанные   стихами.

Все известные литераторы принадлежали, как правило, к правя­щим   родам Елюй и Сяо [7, с. 11]. 

Связь культуры и внешней политики прослеживалась с момента начала экспедиции Абаоцзи в Западную Монголию в 924–925 гг., из которой киданьская армия вывезла много каменных табличек и поместила их в собрание, где уже хранились тек­сты на разных языках.

Покорив губернии Хэду и Хэбэй, Абаоцзи «захватил многих пленных, верблюдов, лошадей, крупного рогатого скота и овец» [4, с. 43].

Он также вторгся с большим войском в Центральную Азию и «вступил в область уйгуров» и «на западе захватил древние земли туцзюэ» (тюрок) [4, с. 45].

Достигнув долины реки Орхон, он прошел через развалины бывшей уйгурской столицы Орду-Балыка, захватив города Хатун-Балык и «кыргызский» Футучэн, двинувшись в Восточный Туркестан [2, с. 95].

Подводя итоги, следует отметить, что время правления Абаоцзи считается периодом становления киданьской культуры, строительства новых китайских населенных пунктов в родовых землях киданей и формирования особой социально-экономической политики, направленной на поддержание и развитие многонационального государства.

Произошло преобразование киданьских родов в мощную военную конфедерацию, сыгравшую важную роль в истории Востока.

 

Список литературы:
1. Е Лун-ли. История государства киданей (Цидань го чжи). Пер. с кит., введ., коммент. и приложения В. С. Таскина. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979. – 613 с.
2. Кызласов Л.Р. Борьба народов Южной Сибири против иноземных завоевателей в XIII в. // Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. – М.: МГУ., 1983. – С. 89–98
3. Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. – 321 с.
4. Ларичев Е.В. История железной империи. Пер. и коммент. Л. В. Тюрюминой. – Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2007. – 356 с.
5. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху // Введение, перевод и коммент. В. С. Таскина. - М.: Наука. Гл. ред. восточной литературы, 1984. – 486 с.
6. Пиков Г. Г. Киданьское государство Ляо как кочевая империя // Кочевая альтернатива социальной эволюции. – М.: ИА РАН – ЦЦИРИ, 2002. – С. 190–203. 
7. Пиков Г.Г. Книга у киданей // Четвертые Макушинские чтения. Новосибирский государственный университет. – Новосибирск, 2013. – С. 9–13
8. Пиков Г.Г. О «большой» и «малой» киданьских письменностях // Восьмые Макушинские чтения. Материалы научной конференции 13 – 15 мая 2009 года, г. Красноярск. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2009. – 408 с.