Абаоцзи – создатель сильного киданьского государства
Конференция: XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: История и археология
XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Абаоцзи – создатель сильного киданьского государства
Актуальность исследования определяется возрождением интереса к изучению истории многонационального народа Китая.
Объектом изучения является биография правителя киданей Абаоцзи, а предметом – его политика, направленная на создание сильного государства.
Абаоцзи (872–907) – вождь племени киданей, с 907 года ставший императором и основавший династию Ляо, изначально не принадлежал к правящей элите.
Он воспитывался в семье иркина, главы одного из подразделений киданей, что предопределило его дальнейшую судьбу.
В 906 г. благодаря личным заслугам Абаоцзи был приглашен на должность кагана, а на следующий год стал императором.
Необходимо отметить, что институт правителя и государя у киданей возник еще в древности и сопровождался символической обрядностью.
Ввиду того, что император Ляо правил по воле Неба, необходимо было соблюдать «мандат Неба» [3, с. 138].
Политика, проводимая Абаоцзи, была направлена на объединение киданьских родов и создание сильного государства.
Административное реформирование в Ляо способствовало разделению управления на две зоны: южную, включающую земли, завоеванные у Китая, и северную, центральный аппарат которой состоял из нескольких органов управления: бэй шумиюань (Северный тайный совет), сюань-Вэйюань и др. [3, с. 139].
Также Абаоцзи постепенно подчинил и присоединил мелкие владения, а на службу стал приглашать ханьцев (коренных жителей Китая).
Именно они научили его составлению иероглифов на основе написанных почерком лишу с добавлением или сокращением [1, с. 59].
Более того, император установил правила для бракосочетаний и названия должностей чиновников.
Особое место в политике Абаоцзи занимало культурное развитие государства.
В империи Ляо литературные труды писались одновременно и на киданьском и на китайском языках.
По приказу Абаоцзи была возведена триумфальная каменная арка с записями об императорских заслугах.
Известны также памятники, сооруженные в честь других правителей, расписанные стихами.
Все известные литераторы принадлежали, как правило, к правящим родам Елюй и Сяо [7, с. 11].
Связь культуры и внешней политики прослеживалась с момента начала экспедиции Абаоцзи в Западную Монголию в 924–925 гг., из которой киданьская армия вывезла много каменных табличек и поместила их в собрание, где уже хранились тексты на разных языках.
Покорив губернии Хэду и Хэбэй, Абаоцзи «захватил многих пленных, верблюдов, лошадей, крупного рогатого скота и овец» [4, с. 43].
Он также вторгся с большим войском в Центральную Азию и «вступил в область уйгуров» и «на западе захватил древние земли туцзюэ» (тюрок) [4, с. 45].
Достигнув долины реки Орхон, он прошел через развалины бывшей уйгурской столицы Орду-Балыка, захватив города Хатун-Балык и «кыргызский» Футучэн, двинувшись в Восточный Туркестан [2, с. 95].
Подводя итоги, следует отметить, что время правления Абаоцзи считается периодом становления киданьской культуры, строительства новых китайских населенных пунктов в родовых землях киданей и формирования особой социально-экономической политики, направленной на поддержание и развитие многонационального государства.
Произошло преобразование киданьских родов в мощную военную конфедерацию, сыгравшую важную роль в истории Востока.