Статья:

Особенности тестирования сложных автоматизированных информационных систем на примере автоматизированной информационной биллинговой системы ПАО «ВымпелКом»

Конференция: XLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Золина И.С. Особенности тестирования сложных автоматизированных информационных систем на примере автоматизированной информационной биллинговой системы ПАО «ВымпелКом» // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 16(46). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/16(46).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности тестирования сложных автоматизированных информационных систем на примере автоматизированной информационной биллинговой системы ПАО «ВымпелКом»

Золина Ирина Сергеевна
магистрант, Пензенский государственный университет, РФ, г. Пенза
Долгова Ирина Анатольевна
научный руководитель, канд. тех наук, Пензенский государственный университет, РФ, г.Пенза

 

«Вымпел-Коммуникации» или сокращенно «ВымпелКом» — российская телекоммуникационная компания, основанная в 1992 году, обслуживающая 55,25 млн. абонентов – это 22% российского рынка (на сентябрь 2018 года) [1].

Основные сферы деятельности компании ПАО «ВымпелКом» сотовая связь и широкополосный доступ в Интернет.

Сотрудники компании для реализации этих видов деятельности осуществляют выполнение следующих функции: учет основных средств и оборудования, учет арендованных основных средств и оборудования, взаиморасчеты с банками, кадровый учет, учет оплаты счетов клиентов, бухгалтерский учет, учет информации о звонках и интернет услугах, формирование счетов клиентов, учет электронного документооборота, формирование отчетной документации.

ПАО «ВымпелКом» имеет автоматизированную биллинговую информационную систему. Структурная схема автоматизированной биллинговой информационной системы ПАО «ВымпелКом» представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Автоматизированная биллинговая информационная система ПАО  "ВымпелКом"

 

Как видно из рисунка 1 автоматизированная биллинговая информационная система ПАО «ВымпелКом» имеет сложную структуру, состоящую из множества взаимодействующих подсистем, связанных между собой различными потоками данных. Программное обеспечение этой системы требует постоянного обновления во время ее работы, поэтому актуальной является задача проведения тестирования обнавленного программного обеспечения таких автоматизированных систем, имеющих сложную структуру, в режиме онлайн.

При тестировании автоматизированной информационной системы [2] ПАО «ВымпелКом» можно выделить ряд следующих особенностей:

- автоматизированная информационная система ПАО «ВымпелКом» -

сложная система и ее структура включает в себя множество подсистем, т. е. при тестировании необходимо учитывать взаимодействие между подсистемами, таким образом, целесообразно использовать интеграционное тестирование [3];

- система работает в режиме онлайн без остановки и вывести ее из процесса эксплуатации на длительное время нет возможности, потому что это ведет к потере потенциальной выручки для компании;

- система постоянно меняется, в нее добавляется новый функционал или редактируется существующий, поэтому необходимо постоянное тестирование программного обеспечения системы, проверка взаимодействия всех ее подсистем, а так же тестирование работы всей системы в целом;

- система работает круглосуточно, платежи от клиентов могут поступать в любое время, в том числе и ночью, поэтому невозможно даже краткосрочное отключение системы на время тестирования;

- так как система является многопользовательской, то необходимо предоставить сотрудникам разграничение прав доступа для различных категорий пользователей с целью огородить несанкционированного использования программного средства, таким образом, для таких крупных систем важным является проведение нагрузочного тестирования [3] имитирующего работу множества пользователей одновременно;

- значимость процесса тестирования для конкурентоспособности компании, так как биллинговые системы [4] работают с финансами и, в случае ошибки по причине тестирования, это может привести к большим материальным потерям компании и снижению ее конкурентоспособности;

- ручное тестирование [3] систем сложной структуры является очень трудозатратным, так как вручную проверить работу всех составляющих системы подсистем с учетом их взаимодействия невозможно, таким образом, необходима автоматизация процесса тестирования за счет использования баг-трекинговых систем [5], таких как Jira, Bugzilla, Redmine, YouTrack, Team Foundation Server.

На основе выявленных особенностей процесса тестирования автоматизированной биллинговой информационной системы ПАО «ВымпелКом», можно сформулировать методические рекомендации по проведению тестирования сложных автоматизированных систем:

1. Цель компании, имеющей сложную автоматизированную систему, это получение прибыли,  и поэтому особое значение для поддержания ее конкурентоспособности имеет тщательное проведение процесса тестирования с целью обеспечения выпуска наиболее качественного программного продукта, что приводит к увеличению прибыли.

2. Ручное тестирование систем сложной структуры является очень трудозатратным, так как вручную проверить работу всех составляющих системы подсистем с учетом их взаимодействия невозможно, таким образом, необходима автоматизация процесса тестирования за счет использования баг-трекинговых систем.

3. Обязательное использование нагрузочного тестирования для предотвращения ошибок во время пиковых нагрузок на систему, работающую в многопользовательском режиме.

4. Для автоматизированных систем сложной структуры, состоящих из множества взаимодействующих подсистем, целесообразно использовать интеграционное тестирование.

5. Для тестирования автоматизированных биллинговых информационных систем сложной структуры рекомендуется использовать баг-трекинговую систему Jira, так как данная система обладает интуитивным и дружественным интерфейсом на русском языке, позволяет проводить все виды тестирования в том числе нагрузочное и интеграционное тестирвоание и имеет доступную для компаний стоимость лицензии.

6. Так как сложные автоматизированные системы чаще всего работают в режиме онлайн без остановки, и вывести такую систему из процесса эксплуатации на длительное время не предоставляется возможным, целесообразно использовать для тестирования очередной релиз программного обеспечения такой системы, который затем, в случае успешного завершения процесса тестирования, может быть быстро введен в эксплуатацию.

7. Из-за постоянной модернизации программного обеспечения автоматизированных систем, тестирование таких систем обязательно должно проходить постоянно.

Таким образом, были выявлены особенности тестирования автоматизированных информационных систем сложной структуры на примере процесса тестирования автоматизированной биллинговой информационной системы ПАО «ВымпелКом» и разработаны рекомендации для проведения тестирования таких  автоматизированных информационных систем.

 

Список литературы:
1. Количество абонентов сотовой связи в России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.vestifinance.ru/articles/116883, свободный
2. ГОСТ 34.003-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения. – М.: Издательство стандартов, 1990.
3. ГОСТ Р 56920-2016/ISO/IEC/IEEE 29119-1:2013 Системная и программная инженерия. Тестирование программного обеспечения. Часть 1. Понятия и определения. – М.: Издательство стандартов, 2013.
4. Биллинговые системы: основные понятия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ixbt.com/mobile/review/billing.shtml, свободный
5. Система отслеживания ошибок [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Система_отслеживания_ошибок, свободный