Статья:

Особенности применения коуч-технологий в разрешении конфликтов молодежи

Конференция: XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Кораблева Е.Г. Особенности применения коуч-технологий в разрешении конфликтов молодежи // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18(48). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/18(48).pdf (дата обращения: 21.10.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности применения коуч-технологий в разрешении конфликтов молодежи

Кораблева Елизавета Георгиевна
студент ФГБОУ ВО «КГУ им. К.Э. Циолковского», РФ, г. Калуга
Подольская Инга Александровна
научный руководитель, канд. филос. наук, доцент ФГБОУ ВО «КГУ им. К.Э. Циолковского» РФ, г. Калуга

 

Импульсом для становления и развития коучинга, как вида профессиональной деятельности стал ряд социокультурных потребностей и запросов современного общества. На индивидуальном уровне это запрос на осознанный выбор человеком своего жизненного пути.

Коучинг является одним из методов консультирования, который возник в начале 1990-х гг., он был разработан психологом и бизнес-консультантом Томасом Леонардом, а также его коллегой Джоном Уитмором. Модели коучинга, которые были разработанны Джоном Уитмором, в оригинале представляют собой «Goal», «Reality», «Options», «What», что в целом образует аббревиатуру GROW и в переводе означает «РОСТ»: goal - расстановка целей, определение целей на короткий и длительный срок; reality - обследование текущей ситуации на реальность; options - определение списка возможностей и стратегии плана действий; what/way - путь, шаги, воспитание воли к действию. «Что, когда, кем и ради чего» будет делаться [34, с.166].

В профессиональной практике употребляются различные определения коучинга. Ниже представлены некоторые из них.

С точки зрения Тимоти Голви, коучинг - это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться [33, с. 87].

По мнению Джона Уитмора, коучинг - это управленческое поведение, альтернативное командно-контролирующему [87, с. 160].

Майлз Дауни считает, что коучинг - это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека [33, с. 87].

Коучинг является процессом, который направлен на достижение целей в различных областях жизни. Это своего рода технология партнерского взаимодействия с коучем, с самим собой и с окружающим миром.

Термином «коуч» обозначают специалиста, который проводит «коучинг». В роли клиента может выступать как отдельный человек, так и команда или организация. Коучинг проводится в форме регулярных встреч или телефонных бесед, телеконференций коуча и клиента, которые называются коуч-сессиями.

Одна из основных целей коучинга заключается в том, чтобы научить человека думать по-новому. Коучинг оказывает положительное влияние не только на карьеру, но и на личную жизнь человека, который ломает барьеры на пути к собственному успеху и стремится к достижению новых, еще больших результатов.

Одной из основных особенностей коучинга является помощь клиенту в поиске собственного решения, а не решение проблемы за него. Коуч не должен быть экспертом в проблемной области, но он обязательно эксперт в раскрытии ваших собственных возможностей.

По участникам коучинга различают индивидуальный коучинг, командный коучинг, корпоративный или другими словами групповой коучинг.

По области применения выделяют карьерный коучинг, конфликт-коучинг, бизнес-коучинг, коучинг личной эффективности и лайф-коучинг.

Жизненная практика показывает, что социальные отношения протекают зачастую в условиях конфликтов, которые являются неотъемлемой частью человеческих отношений и поэтому существуют столько, сколько существует человек.

В настоящее время отмечается значительный интерес к проблеме конфликтности в молодежном социуме. Социализация молодежи является сложным, длительным и многогранным процессом вхождения молодых людей во взрослую самостоятельную жизнь, их включения в социокультурную систему общества. Данный процесс сопровождают различные по происхождению и направленности трудности, которые часто перетекают в конфликты между молодыми людьми.

В психологии конфликт определяют, как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями [22, с. 464].

Отсюда следует, что основу конфликтных ситуаций среди молодежи составляет столкновение между противоположными интересами, целями, позициями и мнениями.

Для разрешения молодежных конфликтов используется конфликт-коучинг - это работа коуча, которая направлена на исследование проблемы, поиск решений в конфликте и обучение оптимальному поведению в сложной конфликтной ситуации. Коучинг также может выступать в качестве метода управления коммуникациями в случае состоявшегося конфликта и возникновения определенных последствий после него.

В данном исследовании были поставлены задачи изучить специфику конфликтов молодого поколения, особенностей поведения молодежи в конфликтных ситуациях, а также, на основе полученных данных составить и апробировать цикл мероприятий в рамках деятельности коуча по развитию навыков конструктивного поведения молодежи в конфликтах.

Исследование проводилось на базе Калужского государственного университета имени Константина Эдуардовича Циолковского в ноябре - мае 2018-2019 гг.  В исследовании принимали участие студенты третьего курса Института социальных отношений по направлению «Организация работы с молодежью. Общее количество - 16 человек, из которых 10 девушек и 6 юношей. Возраст обучающихся составил от 20 до 23 лет.

При проведении исследования использовались такие методы, как наблюдение, беседа, опросник С. М. Емельянова «Самооценка конфликтности», опросник Э. Берна «Трансактный анализ общения», опросник К. Томаса и Р. Килмана «Стратегии поведения в конфликтной ситуации», методика Е. П. Ильина и П. А. Ковалева «Личностная агрессивность и конфликтность», методы анализа и обработки полученных данных.

При определении уровня конфликтности был использован опросник С. М. Емельянова «Самооценка конфликтности».  Студентам было предложено оценить каждое утверждение левой и правой колонки. При этом отметить на сколько баллов в них проявляется свойство, которое представлено в левой колонке. Оценка производилась по 7-балльной шкале, где 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда, а 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе. Отклонение от середины (то есть от 4 баллов) влево означает склонность к конфликтности молодых людей, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов у молодежи.

Результаты данной методики представлены на Рис. 1.

 

Рисунок. 1. Уровни конфликтности студентов

 

Исходя из результатов, которые были получены после прохождения методики можно сделать вывод о том, что очень высокой степенью конфликтности обладают всего 6 % студентов в группе. Чаще всего это те молодые люди, которые сами ищут повод для споров.

 Высокую степень конфликтности имеют 43 % студентов в группе. Они настойчиво отстаивают свое мнение, даже если это может испортить их отношения с окружающими.

Средний уровень степени конфликтности зафиксирован у 31 % студентов. При таком уровне конфликтности молодые люди умеют сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необходимости могут отстаивать свои интересы. Чаще всего они тактичны. Если им приходится вступать в спор, всегда стараются учитывать, как это может отразиться на их взаимоотношениях с окружающими.

 Стремятся избегать конфликтных ситуаций в своей жизни 20 % студентов, часто они отказываются от своих интересов, во избежание столкновений.

Для выявления, ведущего поведения студентов в конфликтной ситуации был использован опросник К. Томаса и Р. Килмана (в адаптации Н. В. Гришиной). Данная методика предназначена для того, чтобы изучить личностную предрасположенность к конфликтному поведению, а также для выявления у человека определенных стилей разрешения конфликтной ситуации.

 Данный опросник помогает выявить реакцию человека на конфликт, ее эффективность и целесообразность, а также он дает информацию о других возможный способах, с помощью которых можно разрешить конфликтные ситуации среди молодежи.

 По мнению К. Томаса и Р. Килмана, в основании типологии конфликтного поведения лежат два поведенческих стиля: первый стиль - это кооперация, которая связанна с вниманием человека к интересам других людей, которые вовлечены в конфликт, и второй стиль – это напористость, для нее характерен акцент на защите собственных интересов.

 В соответствии этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

а) конфронтация (соревнование, соперничество), выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересов другого человека;

б) приспособление (уступчивость), означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека;

в) компромисс, другими словами – это соглашение между участниками конфликта, которое достигается путем взаимных уступок;

г) уклонение (уход, игнорирование), для данного способа характерно как отсутствие стремления к объединению для урегулирования конфликта, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

д) сотрудничество – это такой способ регулирования конфликтов, при котором участники ситуации приходят к альтернативе, которая полностью удовлетворяет интересам обеих сторон.

Опросник состоит из 30 пар утверждений, которые относятся к различным стилям поведения человека в ситуации конфликта. Из каждой пары утверждений респонденту предлагается выбрать одно утверждение, которое наиболее верно отражает отношение испытуемого к конфликтной ситуации и отметить его в бланке ответов.

Результаты данной методики представлены на Рис.2:

 

Рисунок. 2. Стратегии поведения студентов в конфликтных ситуациях

 

Использование данной методики показало, что большая часть студентов (44 %) предпочитают соперничество, как основную стратегию поведения в конфликте. Молодые люди, которые прибегают к данной стратегии поведения, склонны к давлению, подавлению, доминированию, а иногда и к принуждению партнера. В своем поведении они напористы, идут своим путем, не проявляют заинтересованности в других людях, открыто борются за свои интересы, отстаивают свою позицию и не считаются с мнением других людей.

Часть студентов (28 %) придерживаются стратегии уклонения, она в конфликте считается менее предпочитаемой, потому что для нее характерно как отсутствие стремления к объединению, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Молодые люди придерживающейся данной стратегии склонны уступать в конфликтах, сглаживать острые углы, избегать открытого столкновения или вообще конфликтной ситуации.

Сотрудничество является третьей по предпочтительности студентами стратегией поведения в конфликтной ситуации. Для 18 % сотрудничество чаще всего является желаемым исходом конфликта между людьми.

К приспособлению в конфликтной ситуации склонны 5 % студентов. Молодые люди, которые выбрали данную стратегию, чаще всего отказываются от своей цели и уступают другому человеку.

Компромисса придерживаются также 5 % студентов. Стратегия компромисса в конфликтных ситуациях способствует положительному развитию межличностных отношений.

Методика Е. П. Ильина и П. А. Ковалева «Личностная агрессивность и конфликтность» предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности.

Конфликтность личности можно определить действием таких психологических факторов, как особенность темперамента, уровень агрессивности, компетентность в общении и эмоциональное состояние. А также рядом социальных факторов - условиями жизни и деятельности, среды и социального окружения, общего уровня культуры.

Таким образом, конфликтность является комплексным показателем, который связан с личностными предпосылками.

Выделяются следующие личные ситуативные предпосылки:

- чувство неопределенности, неуверенности;

- утомление;

- неустойчивость настроения;

- повышенная возбудимость;

- состояние внушаемости.

Данная методика помогает определить позитивную агрессивность, негативную агрессивность и обобщенный показатель конфликтности.

Агре́ссия (от лат. aggressio - нападение) – это мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит нормам сосуществования людей, и наносит вред объектам нападения, принося физический ущерб людям или вызывая у них психологический дискомфорт.

Студентам предлагается 80 утверждений. При согласии с утверждением в карте опроса в соответствующем квадратике они должны поставить знак "+" ("да"), при несогласии - знак "-" ("нет").

Ответы на вопросы соответствуют следующим 8 шкалам:

- вспыльчивость;

- наступательность;

- обидчивость;

- неуступчивость;

- компромиссность;

- мстительность;

- нетерпимость к мнению других;

- подозрительность.

За каждый ответ «да» или «нет» в соответствии с ключом к каждой шкале студентам начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов.

Сумма баллов по шкалам "напористость", "неуступчивость" дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта

Сумма баллов, которая может быть набрана по шкалам «нетерпимость к мнению других», «мстительность», дает показатель негативной агрессивности субъекта.

Суммируя баллы по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» можно получить обобщенный показатель конфликтности.

Результаты данной методики представлены на Рис. 3, 4:

 

Рисунок. 3. Особенности поведения студентов в конфликтных ситуациях

 

Большая часть студентов, а именно (38 %) обладают такой особенностью поведения в конфликтных ситуациях, как вспыльчивость, они склонны чрезмерными реакциями на обычные раздражители, у них имеется предрасположенность к гневу.

Подозрительность характерна для 14 % молодых людей.  Эти студенты склонны к недоверию по отношению к другим людям.

Напористость характера выявлена у 10 % студентов.

Такое свойство личности, как бескомпромиссность отмечено также у 10 % студентов. Молодые люди, которые обладают данным свойством характеризуются чрезмерной категоричностью суждений, а также непоколебимостью взглядов, отношений, принципов и оценок, нежеланием вести равноправные переговоры и находить какие-либо взаимовыгодные решения.

Нетерпимы к мнению других людей 9 % студентов в группе.

К мстительности склонны тоже 9 % студентов.

Неуступчивость, проявляется у 5 % студентов. Они склонны настаивать на своем, часто способны проявлять упорную несговорчивость.

К обидчивости склонны 5 % молодых людей.

 

Рисунок. 4. Личностная агрессивность и конфликтность студентов

 

Исходя из результатов, полученных после прохождения методики можно сделать вывод о том, что у 15 % студентов присутствует показатель позитивной агрессивности. Позитивная агрессивность - это такое поведение, которое помогает человеку добиться желаемой цели, но при этом наносит незначительный дискомфорт другим людям его окружающих. К позитивной агрессивности относятся такие качества как: напористость, наступательность и неуступчивость. Эти качества характера помогают его обладателю в достижении цели, но не во всех ситуациях они необходимы.

Негативная агрессивность характерна для 18 % студентов в группе. Такое поведение человека как негативная агрессивность вызывает психологический дискомфорт у других людей. К негативной агрессивности относятся такие качества, как: мстительность и нетерпимость к мнению других людей.

В итоге склонность к конфликтности зафиксирована у 67 % студентов.

После проведения диагностики конфликтности для студентов была разработана программа мероприятий с использованием современных коуч-технологий.

Целью программы является формирование у студентов устойчивых навыков по преодолению конфликтных ситуаций.

Задачами программы являются:

1. Развитие способностей студентов, необходимых для эффективного разрешения конфликтов.

2. Развитие навыков социального взаимодействия с другими людьми на основе самовосприятия, самораскрытия и принятия других.

3. Развитие навыков бесконфликтного общения у молодежи.

Программа групповой работы со студентами состоит из следующих этапов:

1. Знакомство и установление доверительных отношений в группе.

На первом этапе коуч знакомится с новым коллективом и стремится к установлению доверительных отношений в студенческой группе. Доверие начинается с создания коучем безопасного пространства для того, чтобы группа могла спокойно работать и достигать очевидных результатов при взаимодействии с коучем. Ощущение доверия придаст студентам невероятно много сил и мотивации к началу работы. Они должны видеть и чувствовать, что коуч действительно является их союзником, а также уважает их мечты и стремится быть честным и откровенным, для того, чтобы каждый студент в группе добился определенного успеха.

При знакомстве со студентами использовалось упражнение «Визитка». На листе А «4» (их визитке) молодым людям предлагалось указать Ф. И. О. или их прозвище, хобби, свою характеристику, или интересное замечание о себе. Участникам также предлагалось придумать и нарисовать свой личный логотип, написать свой жизненный девиз, можно было указать профессию, должность, адрес или телефон (можно вымышленный), адрес сайта. Затем каждый участник выходил и презентовал проект своей «личной визитки».

2. Теоретическое обоснование темы (лекция и групповое обсуждение пройденных методик).

На этом этапе была проведена лекция для студентов на тему «Конфликты и пути их преодоления». Далее со студентами обсуждались результаты, которые были получены на основе раннее пройденных ими методик. Молодые люди приводили различные примеры конфликтных ситуаций из их жизни. Каждая рассказанная конфликтная ситуация в группе разбиралась, студенты помогали друг-другу искать пути преодоления конфликтов.

3. «Трансактный анализ конфликтов» (тест, ситуационные задачи).

Практическое занятие по теме «Трансактный анализ конфликтов», проводилось для студентов методом тестирования и решения ситуационных задач. Данное занятие предназначено для развития у студентов навыков оценки конфликтности между субъектами социального взаимодействия на основе трансактного анализа, а также поиска вариантов разрешения конфликтных ситуаций. В ходе занятия студентам предлагалось пройти тест Э. Берна «Родитель – Взрослый – Ребенок», для того, чтобы они могли оценить, как сочетаются эти три «Я» в их поведении. После этого студентам были предложены задачи, которые содержали конкретные ситуации. Ситуации, которые были описаны в задачах, они должны были оценить на основе трансактного анализа. Далее решение этих задач обсуждалось в группе.

4. Ролевые игры (моделирование конфликтной ситуации и решение ее через медиаторство).

На данном этапе со студентами проводились ролевые игры. Были смоделированы различные конфликтные ситуации, которые решались с помощью медиаторства. Медиация явлется одной из эффективных коуч-технологий разрешения конфликтных ситуаций. Эта форма разрешения спора, которая предполагает участие нейтральной незаинтересованной стороны, которая была бы авторитетной для всех участников разрешения конфликтной ситуации.

5. Колесо баланса (выявление внутриличностных конфликтов).

Одним из эффективных инструментов коучинга является колесо жизненного баланса. В данной программе оно использовалось для того, чтобы выявить у студентов их внутриличностные конфликты и с помощью обсуждения в группе найти пути их решения.

6. Техника коллажа (студенты фиксируют пути решения своих внутриличностных конфликтов в виде коллажа).

После того, как студенты нашли позитивные пути решения своих внутриличностных конфликтов, им предлагается эффективная коуч-техника коллажа. Технология данной работы состоит в прикреплении или приклеивании к какой-либо основе разнообразных материалов, которые отличаются от нее по цвету и фактуре. Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения или природные материалы. Коуч-техника коллажа является безопасным методом разрядки напряжения у студентов, она способствует возникновению чувства внутренне­го контроля и порядка, а также помогает в разрешении внутриличностных конфликтов.

7. Якорение (одна из техник НЛП, часто используемая в коучинге, письмо самому себе).

Якорение - это установленная осознанно или неосознанно очень прочная условно-рефлекторная связь. Студентам было предложено написать письмо самому себе в будущее. Данная техника помогает студенту разобраться в себе, сориентировать себя на достижение определенных целей по преодолению своего конфликтного поведения.

8. Анкета.

На последнем занятии студентам было предложено заполнить небольшую анкету для оценки проделанной работы и пожеланий.

Основным принципом работы и обязательным условием в формировании навыков бесконфликтного общения является индивидуальный подход к каждому студенту, а также осознание и принятие его как личности.

Данная программа может способствовать формированию у студентов навыков бесконфликтного общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

 

Список литературы:
1. Гришина, Н. В. Психология конфликта [Текст] / Н. В. Гришина. – СПб.: Питер, 2016. - 464 c.
2. Кларин, М. В. Коуч: ценности и смыслы новой профессии [Текст] / М. В. Кларин // Ценности и смыслы. –  №2. – 2017. – С.87-97.
3. Клименко, И. А. Содержательная характеристика коучинга как технологии консультирования [Текст] / И. А. Клименко // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - №2. – 2018. - С.166-168.
4. Уитмор, Д. Коучинг высокой эффективности [Текст] / Д. Уитиор. – М.: МАК, 2016. – 160 с.