Статья:

Приемы семантизации лексических единиц на начальном этапе обучения иностранному языку

Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Ярмак К.О. Приемы семантизации лексических единиц на начальном этапе обучения иностранному языку // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/21(51).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Приемы семантизации лексических единиц на начальном этапе обучения иностранному языку

Ярмак Карина Олеговна
студент, Старооскольский филиал НИУ «БелГУ», РФ, г. Старый Оскол
Дружинина Вера Ивановна
научный руководитель,

 

Аннотация. В статье проведен анализ приемов семантизации лексических единиц на начальном этапе обучения иностранному языку.

Abstract. The article analyzes the methods of semanticization of lexical units at the initial stage of learning a foreign language.

 

Ключевые слова: семантизация, лексическая единица, обучение, иностранный язык.

Keywords: semantization, lexical unit, learning, foreign language.

 

Большая часть составителей методических пособий склоняется к тому, что при изучении лексики на уроках иностранного языка необходимо представлять обучающимся лексические единицы в форме речевых образцов. С учетом психофизических особенностей младших школьников предлагается изучать не отдельные слова, а группы слов (лексических единиц), связанных между собой по семантическим признакам.

При обучении лексике на уроках иностранного языка могут предлагаться не только отдельные лексические единицы в составе речевых образцов, но и отдельные слова, все это зависит от сложившейся коммуникативной ситуации [1].

Так, при демонстрации предметов и изображений могут быть использованы оценочные реплики, а при выстраивании диалога между старшими и младшими – глаголы в повелительном наклонении. Только после освоения отдельных слов можно переходить к обучению выстраиванию сочетаний.

Большая часть авторов учебных пособий для младших школьников и дошкольников выделяет три основных способа семантизации лексики. В рамках применения первого способа учащимся демонстрируется какой-либо предмет или осуществляется какое-либо действие. В рамках применения второго способа осуществляется перевод на родной язык, а в рамках третьего способа детям предлагается спрогнозировать значение слова, опираясь на контекст [2].

По мнению специалистов, на начальном этапе обучения иностранному языку можно использовать все три способа, однако изначально необходимо обучить детей восприятию новых слов, в этом случае учителю помогут проблемные истории. Цель такой методики – помочь осознать детям необходимость запоминания и использования в речи этих слов.

Для полного осознания понятий предлагается задействовать тактильную память младших школьников.

Так, дети смогут быстро запомнить формы и качественные характеристики предметов. На первом этапе обучения ставится задача по раскрытию значения слова. Выполнить это можно путем демонстрации детям предметов и картинок. Используя этот прием, можно обучить детей иностранным глаголам, существительным и прилагательным.

Параллельно необходимо обучать детей правильному произношению иностранных слов.

Можно использовать разные приемы для запоминания правильного произношения, как например, проговаривание отдельных слов с разной интонацией или хоровую работу [3].

После ознакомления с новыми словами и выполнения серии фонетических упражнений следует переходить к тренировкам.

Чтобы сформировать у младших школьников лексические навыки, необходимо обратиться к таким упражнениям, которые позволят выработать умения по соотнесению отдельных словосочетаний и предложений с разными семантическими и тематическими группами.

Задача на данном этапе обучения сводится к тому, чтобы сформировать у школьников четкое определение значения того или иного слова или целой лексической единицы.

Дети должны обучиться правилам словообразования и употребления сочетаний, которые позволят им выстраивать правильные речевые коммуникации.

С учетом возраста предлагается проводить обучение лексике, используя речевые ситуации с реальным основанием. Лучшее решение для детей младшей возрастной группы – это обучение в процессе игры.

Есть существенная разница между приобретением слова и его запоминанием. С младшими школьниками необходимо проводить упражнения на аудирование слов. Аудирование позволяет детям пассивно и активно узнавать отдельные слова.

Педагог также может обратиться к упражнениям с употреблением слов с подсказкой. Только после того, как ребенок научиться узнавать и понимать смысл отдельных лексических единиц, он сможет строить на основе изученных слов предложения [4].

Все приемы семантизации лучше использовать в рамках совместной деятельности педагога и группы ребят. К примеру, обучение лексическим единицам может проводиться в форме игры при занятиях рисованием или конструированием.

При осуществлении такой деятельности параллельно можно играть в игру с изображением предмета на доске и обращением педагога к детям с просьбой отгадать нарисованный на доске элемент от предмета. Для отгадывания этого предмета дети могут задавать педагогу сначала простые, а потом более сложные вопросы.

Чтобы развить у детей устойчивые навыки в иностранной лексике, следует сделать упор на все типы мыслительной деятельности, которые характерны для детей младшей возрастной группы.

Чтобы автоматизировать лексические навыки, можно после выполнения группы упражнений репродуктивного типа переходить к тренировке с упражнениями подстановочного типа.

Это позволит детям расширять речевые образцы. Задача педагога при осуществлении игровой деятельности – повторять вместе с детьми лексические единицы и формируемые с ними речевые структуры. Используя этот прием, дети научатся переносить отдельные слова и речевые компоненты в новые сферы применения.

В качестве эффективных приемов семантизации лексических единиц авторы учебных пособий называют ролевые игры, а также разыгрывание историй по заранее придуманному сценарию. В целом в работе над лексикой можно использовать разные формы игр, будь то ролевые игры или подвижные. Именно через участие в игре дети обучаются иностранной лексике.

 

Список литературы:
1. Будник Е.А.Аспекты исследования звуковой интерференции (на материале русско-португальского двуязычия) : монография / Е.А. Будник, И.М. Логинова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Каф. лингвистики и межкультурной коммуникации. – М.: МЭСИ, 2015. – 162 с. – Режим доступа: http://av.disus.ru/monografiya/1406772-1-ea-budnik-loginova-aspekti-issledovaniya-zvukovoy-interferencii-na-materiale-russko-portugalskogo-dvuyazichiya-monografiya-moskva-2012.php
2. Зарытовская В.Н. Способы закрепления лексических единиц при обучении арабскому языку на начальном этапе // Языки и культуры. Эффективная коммуникация в условиях глобализации: Материалы межвузовской научно-практической конференции «Обучение иностранным языкам в контексте диалога культур», 19 апреля 2015 г. – М.: Цифровичок. – С. 84-87.
3. Коростелев В.С. Основы функционального обучения иноязычной лексике / В.С.Коростелев. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 2014. – 156 с.
4. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов / А.Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2017. – 582 с. – Режим доступа: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Psihol/makl/10.php