Приемы семантизации лексических единиц на начальном этапе обучения иностранному языку
Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Филология
LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Приемы семантизации лексических единиц на начальном этапе обучения иностранному языку
Аннотация. В статье проведен анализ приемов семантизации лексических единиц на начальном этапе обучения иностранному языку.
Abstract. The article analyzes the methods of semanticization of lexical units at the initial stage of learning a foreign language.
Ключевые слова: семантизация, лексическая единица, обучение, иностранный язык.
Keywords: semantization, lexical unit, learning, foreign language.
Большая часть составителей методических пособий склоняется к тому, что при изучении лексики на уроках иностранного языка необходимо представлять обучающимся лексические единицы в форме речевых образцов. С учетом психофизических особенностей младших школьников предлагается изучать не отдельные слова, а группы слов (лексических единиц), связанных между собой по семантическим признакам.
При обучении лексике на уроках иностранного языка могут предлагаться не только отдельные лексические единицы в составе речевых образцов, но и отдельные слова, все это зависит от сложившейся коммуникативной ситуации [1].
Так, при демонстрации предметов и изображений могут быть использованы оценочные реплики, а при выстраивании диалога между старшими и младшими – глаголы в повелительном наклонении. Только после освоения отдельных слов можно переходить к обучению выстраиванию сочетаний.
Большая часть авторов учебных пособий для младших школьников и дошкольников выделяет три основных способа семантизации лексики. В рамках применения первого способа учащимся демонстрируется какой-либо предмет или осуществляется какое-либо действие. В рамках применения второго способа осуществляется перевод на родной язык, а в рамках третьего способа детям предлагается спрогнозировать значение слова, опираясь на контекст [2].
По мнению специалистов, на начальном этапе обучения иностранному языку можно использовать все три способа, однако изначально необходимо обучить детей восприятию новых слов, в этом случае учителю помогут проблемные истории. Цель такой методики – помочь осознать детям необходимость запоминания и использования в речи этих слов.
Для полного осознания понятий предлагается задействовать тактильную память младших школьников.
Так, дети смогут быстро запомнить формы и качественные характеристики предметов. На первом этапе обучения ставится задача по раскрытию значения слова. Выполнить это можно путем демонстрации детям предметов и картинок. Используя этот прием, можно обучить детей иностранным глаголам, существительным и прилагательным.
Параллельно необходимо обучать детей правильному произношению иностранных слов.
Можно использовать разные приемы для запоминания правильного произношения, как например, проговаривание отдельных слов с разной интонацией или хоровую работу [3].
После ознакомления с новыми словами и выполнения серии фонетических упражнений следует переходить к тренировкам.
Чтобы сформировать у младших школьников лексические навыки, необходимо обратиться к таким упражнениям, которые позволят выработать умения по соотнесению отдельных словосочетаний и предложений с разными семантическими и тематическими группами.
Задача на данном этапе обучения сводится к тому, чтобы сформировать у школьников четкое определение значения того или иного слова или целой лексической единицы.
Дети должны обучиться правилам словообразования и употребления сочетаний, которые позволят им выстраивать правильные речевые коммуникации.
С учетом возраста предлагается проводить обучение лексике, используя речевые ситуации с реальным основанием. Лучшее решение для детей младшей возрастной группы – это обучение в процессе игры.
Есть существенная разница между приобретением слова и его запоминанием. С младшими школьниками необходимо проводить упражнения на аудирование слов. Аудирование позволяет детям пассивно и активно узнавать отдельные слова.
Педагог также может обратиться к упражнениям с употреблением слов с подсказкой. Только после того, как ребенок научиться узнавать и понимать смысл отдельных лексических единиц, он сможет строить на основе изученных слов предложения [4].
Все приемы семантизации лучше использовать в рамках совместной деятельности педагога и группы ребят. К примеру, обучение лексическим единицам может проводиться в форме игры при занятиях рисованием или конструированием.
При осуществлении такой деятельности параллельно можно играть в игру с изображением предмета на доске и обращением педагога к детям с просьбой отгадать нарисованный на доске элемент от предмета. Для отгадывания этого предмета дети могут задавать педагогу сначала простые, а потом более сложные вопросы.
Чтобы развить у детей устойчивые навыки в иностранной лексике, следует сделать упор на все типы мыслительной деятельности, которые характерны для детей младшей возрастной группы.
Чтобы автоматизировать лексические навыки, можно после выполнения группы упражнений репродуктивного типа переходить к тренировке с упражнениями подстановочного типа.
Это позволит детям расширять речевые образцы. Задача педагога при осуществлении игровой деятельности – повторять вместе с детьми лексические единицы и формируемые с ними речевые структуры. Используя этот прием, дети научатся переносить отдельные слова и речевые компоненты в новые сферы применения.
В качестве эффективных приемов семантизации лексических единиц авторы учебных пособий называют ролевые игры, а также разыгрывание историй по заранее придуманному сценарию. В целом в работе над лексикой можно использовать разные формы игр, будь то ролевые игры или подвижные. Именно через участие в игре дети обучаются иностранной лексике.