Статья:

Изучение творчества А. Тяпаева в национальной школе

Конференция: XXXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Филология

Выходные данные
Надейкина С.В. Изучение творчества А. Тяпаева в национальной школе // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(37). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(37).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Изучение творчества А. Тяпаева в национальной школе

Надейкина Светлана Валерьевна
студент ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск
Налдеева Ольга Ивановна
научный руководитель, профессор ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск

 

Программа по мордовской литературе [1] включает для изучения определенные художественные произведения, критические статьи, сведения об истории и теории литературоведения, которые значимы для развития культуры речи и читательского интереса учащихся.

Нельзя отрицать тот факт, что литература наряду с искусством и музыкой относится к дисциплинам эстетического цикла. В связи с этим для изучения родной литературы в программу включаются те произведения, которые несут нравственную и эстетическую ценность, всесторонне изображают жизненные явления и характеры людей.

В современной мордовской поэзии хорошо известно имя Анатолия Прохоровича Тяпаева. В его произведениях находят яркое отражение современные нравственные проблемы и парадоксы жизни. Популярны среди читателей его детские книги «Яку атянь эшиняц» («Колодец деды Яку»), «Захаркань приключениянза» («Приключения Захарки»), «Сусетт» («Соседи»), «Эрек ведь» («Живая вода») и сборники «Седть лангса тол» («Огонь на мосте»), «Тундань пизем» («Весенний дождь»). В них автор пишет о любви к Родине, размышляет о скоротечности времени, о жизни и заботах простых людей, о тех проблемах, которые волнуют современного человека. В его произведениях прослеживается желание автора сконцентрировать внимание на вопросах, требующих первоочередного решения.

Школьная программа по мордовской литературе включает для изучения как прозаические, так и лиро-эпические произведения Анатолия Тяпаева. Так, в 5 классе учащимся предложена для анализа поэма «Алёна», знакомство маленького читателя с образом Алены Арзамасской и освободительной борьбой войска Степана Разина. При чтении поэмы рекомендуется обратить внимание учеников на художественно-изобразительные средства поэмы [1, с. 28].

Лирико-философская повесть А. Тяпаева «Сосетт» («Соседи») изучается в 7 классе. В этом произведении автор с позиции ребенка рассказывает о жизни в опустевшем селе, о детских проблемах и переживаниях. Повесть «Соседи» запоминается читателю своей лиричностью, правдивым изображением характеров главных героев и их отношением к добру и злу. Автор привлекает внимание читателя к проблеме урбанизации и вымирания сел. Следует отметить, что к данной проблеме автор часто обращается и в своих лирических произведениях («Катф идняка» – «Забытая кукла», «Пою велесь» – «Село Паево», «Родной кяльсь» – «Родной язык»). В них автор пытается раскрыть причину исчезновения маленьких сел и деревень. Он повествует о человеческом равнодушии к своей родине, о губительном стремлении человека жить в городах.

А. Тяпаева в своем творчестве обращается и к военной теме. Во многих его произведениях описываются героические подвиги солдат нашей страны во время Великой Отечественной войны. Самому страшному и тяжелому времени в истории России автор посвящает множество стихотворений («Геройть калмонц ваксса» («Рядом с могилой героя»), «Тя шись солдатти аф юкстави» («Этот день солдату не забыть»), «Сёрма кудста» («Письмо из дома»), «Полконь знамя» («Знамя полка») и др.). Знакомство с ними предложено учащимся 8 класса. Кроме того, восьмиклассникам для анализа дается рассказ «Люкшянь ям» («Гречневая каша»), в котором автор повествует о жизни села в тяжелые военные годы.

В программе для 11 класса предложена для изучения фантастическая повесть А. Тяпаева «Тяште лангонь алашат» («Лошади со звезд»), в которой автор размышляет над прошлым, и будущим человечества. Через образ мальчика Жени он пропускает сравнение жизни на земле и в космосе.

Многие лирические произведения автора предложены для внеклассного чтения. Тем не менее, они не теряют своей значимости в процессе изучения творчества автора в целом. Лирика А. Тяпаева раскрывает размышления и чувства лирического героя, его радости и переживания, любовь и гнев, печали и борьбу за правое дело. В его стихотворениях всегда присутствуют чувственный образ, всегда прослеживаются авторские мысли и переживания. Каждое слово несет определенный смысл, который хочет передать автор в своем произведении. Все это необходимо учитывать учителю при изучении лирического произведения на уроках родной литературы.

Особый интерес вызывают сатирические стихотворения А. Тяпаева, которые своеобразны и специфичны. В них можно встретить и юмор, и насмешку, и скрытую иронию. На наш взгляд, изучение сатирического творчества А. Тяпаева ­– это неотъемлемая часть уроков в старших классах национальной школы. Учащимся необходимо предложить материал, раскрывающий национальную специфику. Так, цикл стихотворений А. Тяпаева «Аф кяжиямга пеетькшнемат» («Безобидные насмешки») по жанровой принадлежности близки к юмористическим пародиям. Подобная жанровая разновидность встречается в творчестве С. Кинякина («Ялгань шнамат­сингорямат» – «Дружеские насмешки»). Создание таких циклов стихов и использование подобных заголовков говорит о том, что в поисках подобия в мордовской поэзии дружеской пародии русской литературы, мордовские авторы смогли создать чисто национальный и своеобразный жанр «аф кяжиямга пеетькшнемат» («не в обиду») или «ялгань шнамат­сингорямат» («дружеские насмешки»). Это явление в современной мордовской поэзии одно из сложных, не исследованных и противоречивых. В качестве примера можно привести произведение А. Тяпаева «Салют», в котором объектом пародирования стало стихотворение И. Кудашкина «Лиихть нармоттне – кисна синь арьсефт» («Летят птицы – путь их продуман»). А. Тяпаев как бы преображает с помощью гиперболы ситуацию с салютом, придавая тем самым комичность изображаемым явлениям [2, с. 250].

Пародия А. Тяпаева – что-то наподобие экспериментальной модели его собственного сложного, своеобразного стиля. Свидетельством этого являются стихотворения, собранные в цикл под общим названием «Эсь прянь шнай поэтть стихонза» («Стихи зазнавшегося поэта»). В некоторых произведениях этого цикла он высмеивает самого себя, свое поведение и внешний вид. В стихотворении «Якань вели» («Ходил в село») А. Тяпаев под псевдонимом Ляксей Пуреськин восхваляет себя как молодого и известного поэта, но в то же время и осмеивает себя:

Оттнень ёткса монга кайган,

Моньге эсон сембе шнайхть.

Кодак ётан шачем крайге,

Ваномон эзк клубу сайхть.

 

Щафан модна и куратна:

Галстукозе Римса стаф,

Панарсон рисаваф ката,

Штаназон тяфтьф «Адидас» [5, с. 48].

 

Я известен и среди молодых,

Мои имя все восхваляют,

Как пройдусь по родному краю,

Все соберутся в клуб меня смотреть.

 

Одет я модно и аккуратно:

Галстук в Риме сшит,

На рубашке нарисована кошка,

На штанах – надпись «Адидас»

(перевод здесь подстрочный, наш – О.И, С.В.).

Выступая в этом цикле стихов под разными псевдонимами: Каштор Ваня, Калдор Вася, Лексей Пуреськин, автор создает своего рода самопародию, в которых подвергает осмеянию, прежде всего «профессиональные» умения и навыки зазнавшихся так называемых поэтов. Изучая другие произведения А. Тяпаева, можно заметить, что пародия «исходит от формы литературной игры, шутки, от высмеивания современных авторов и приводит к самокритике» [3, с. 263].

Таким образом, творчество А.П. Тяпаева изучается на уроках родной литературы как в классах среднего звена, так и старшего. Тем не менее, продуманная внеклассная работа по изучению сатирической поэзии автора поможет не только закрепить знания, приобретенные на уроках родной литературы, но и раскрыть новые грани творчества, позволяющие выявить национальную специфику. Доминирующая черта мордовского менталитета, выраженная в особом юморе, иронии, объясняет существование в современной мордовской поэзии сатирико-юмористических жанров. Стремление автора к «созданию эквивалента классической пародии в мордовской-мокша поэзии привело к возникновению новых жанровых образований («ялгань шнамат-сингорямат», «аф кяжиямга»»), сочетающих в себе черты пародии, эпиграммы, шаржа и дружеского послания» [4, c. 243].

 

Список литературы:
1. Мокшэрзянь литературань программат. 5–11 классонди = Программы по мордовской литературе. 5–11 кл. / [А.И. Брыжинский, А.М. Каторова, Е.И. Азыркина]. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2010. – 93 с.
2. Налдеева О.И. Специфика литературной пародии в творчестве современных поэтов Мордовии / О.И. Налдеева, Е.И. Азыркина // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2011. – № 4. – С. 249–252.
3. Надейкина С.В. Жанрово-тематический спектр сатирико-юмористической поэзии А. Тяпаева / Налдеева О.И., Надейкина С.В. Роль культурного наследия в современных этнополитических, этнообразовательных, этноконфессиональных процессах, Всероссийская с международным участием научно-практическая интернет-конференция (2015 Саранск). Всероссийская с международным участием научно-практическая интернет-конференция «Роль культурного наследия в современных этнополитических, этнообразовательных, этноконфессиональных процессах», 9–23 ноября 2015 г., г. Саранск: [материалы] / редкол.: С. В. Першин (отв. ред.) [и др.]; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2016. – С. 255–261.
4. Налдеева О.И. Современная мордовская поэзия: основные тенденции и художественные ориентиры: монография / О. И. Налдеева; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – 283 с. 
5. Тяпаев, А.П. Эрек ведь = Живая вода. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978. – 120 с.