Изучение творчества А. Тяпаева в национальной школе
Секция: Филология
XXXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Изучение творчества А. Тяпаева в национальной школе
Программа по мордовской литературе [1] включает для изучения определенные художественные произведения, критические статьи, сведения об истории и теории литературоведения, которые значимы для развития культуры речи и читательского интереса учащихся.
Нельзя отрицать тот факт, что литература наряду с искусством и музыкой относится к дисциплинам эстетического цикла. В связи с этим для изучения родной литературы в программу включаются те произведения, которые несут нравственную и эстетическую ценность, всесторонне изображают жизненные явления и характеры людей.
В современной мордовской поэзии хорошо известно имя Анатолия Прохоровича Тяпаева. В его произведениях находят яркое отражение современные нравственные проблемы и парадоксы жизни. Популярны среди читателей его детские книги «Яку атянь эшиняц» («Колодец деды Яку»), «Захаркань приключениянза» («Приключения Захарки»), «Сусетт» («Соседи»), «Эрек ведь» («Живая вода») и сборники «Седть лангса тол» («Огонь на мосте»), «Тундань пизем» («Весенний дождь»). В них автор пишет о любви к Родине, размышляет о скоротечности времени, о жизни и заботах простых людей, о тех проблемах, которые волнуют современного человека. В его произведениях прослеживается желание автора сконцентрировать внимание на вопросах, требующих первоочередного решения.
Школьная программа по мордовской литературе включает для изучения как прозаические, так и лиро-эпические произведения Анатолия Тяпаева. Так, в 5 классе учащимся предложена для анализа поэма «Алёна», знакомство маленького читателя с образом Алены Арзамасской и освободительной борьбой войска Степана Разина. При чтении поэмы рекомендуется обратить внимание учеников на художественно-изобразительные средства поэмы [1, с. 28].
Лирико-философская повесть А. Тяпаева «Сосетт» («Соседи») изучается в 7 классе. В этом произведении автор с позиции ребенка рассказывает о жизни в опустевшем селе, о детских проблемах и переживаниях. Повесть «Соседи» запоминается читателю своей лиричностью, правдивым изображением характеров главных героев и их отношением к добру и злу. Автор привлекает внимание читателя к проблеме урбанизации и вымирания сел. Следует отметить, что к данной проблеме автор часто обращается и в своих лирических произведениях («Катф идняка» – «Забытая кукла», «Пою велесь» – «Село Паево», «Родной кяльсь» – «Родной язык»). В них автор пытается раскрыть причину исчезновения маленьких сел и деревень. Он повествует о человеческом равнодушии к своей родине, о губительном стремлении человека жить в городах.
А. Тяпаева в своем творчестве обращается и к военной теме. Во многих его произведениях описываются героические подвиги солдат нашей страны во время Великой Отечественной войны. Самому страшному и тяжелому времени в истории России автор посвящает множество стихотворений («Геройть калмонц ваксса» («Рядом с могилой героя»), «Тя шись солдатти аф юкстави» («Этот день солдату не забыть»), «Сёрма кудста» («Письмо из дома»), «Полконь знамя» («Знамя полка») и др.). Знакомство с ними предложено учащимся 8 класса. Кроме того, восьмиклассникам для анализа дается рассказ «Люкшянь ям» («Гречневая каша»), в котором автор повествует о жизни села в тяжелые военные годы.
В программе для 11 класса предложена для изучения фантастическая повесть А. Тяпаева «Тяште лангонь алашат» («Лошади со звезд»), в которой автор размышляет над прошлым, и будущим человечества. Через образ мальчика Жени он пропускает сравнение жизни на земле и в космосе.
Многие лирические произведения автора предложены для внеклассного чтения. Тем не менее, они не теряют своей значимости в процессе изучения творчества автора в целом. Лирика А. Тяпаева раскрывает размышления и чувства лирического героя, его радости и переживания, любовь и гнев, печали и борьбу за правое дело. В его стихотворениях всегда присутствуют чувственный образ, всегда прослеживаются авторские мысли и переживания. Каждое слово несет определенный смысл, который хочет передать автор в своем произведении. Все это необходимо учитывать учителю при изучении лирического произведения на уроках родной литературы.
Особый интерес вызывают сатирические стихотворения А. Тяпаева, которые своеобразны и специфичны. В них можно встретить и юмор, и насмешку, и скрытую иронию. На наш взгляд, изучение сатирического творчества А. Тяпаева – это неотъемлемая часть уроков в старших классах национальной школы. Учащимся необходимо предложить материал, раскрывающий национальную специфику. Так, цикл стихотворений А. Тяпаева «Аф кяжиямга пеетькшнемат» («Безобидные насмешки») по жанровой принадлежности близки к юмористическим пародиям. Подобная жанровая разновидность встречается в творчестве С. Кинякина («Ялгань шнаматсингорямат» – «Дружеские насмешки»). Создание таких циклов стихов и использование подобных заголовков говорит о том, что в поисках подобия в мордовской поэзии дружеской пародии русской литературы, мордовские авторы смогли создать чисто национальный и своеобразный жанр «аф кяжиямга пеетькшнемат» («не в обиду») или «ялгань шнаматсингорямат» («дружеские насмешки»). Это явление в современной мордовской поэзии одно из сложных, не исследованных и противоречивых. В качестве примера можно привести произведение А. Тяпаева «Салют», в котором объектом пародирования стало стихотворение И. Кудашкина «Лиихть нармоттне – кисна синь арьсефт» («Летят птицы – путь их продуман»). А. Тяпаев как бы преображает с помощью гиперболы ситуацию с салютом, придавая тем самым комичность изображаемым явлениям [2, с. 250].
Пародия А. Тяпаева – что-то наподобие экспериментальной модели его собственного сложного, своеобразного стиля. Свидетельством этого являются стихотворения, собранные в цикл под общим названием «Эсь прянь шнай поэтть стихонза» («Стихи зазнавшегося поэта»). В некоторых произведениях этого цикла он высмеивает самого себя, свое поведение и внешний вид. В стихотворении «Якань вели» («Ходил в село») А. Тяпаев под псевдонимом Ляксей Пуреськин восхваляет себя как молодого и известного поэта, но в то же время и осмеивает себя:
Оттнень ёткса монга кайган,
Моньге эсон сембе шнайхть.
Кодак ётан шачем крайге,
Ваномон эзк клубу сайхть.
Щафан модна и куратна:
Галстукозе Римса стаф,
Панарсон рисаваф ката,
Штаназон тяфтьф «Адидас» [5, с. 48].
Я известен и среди молодых,
Мои имя все восхваляют,
Как пройдусь по родному краю,
Все соберутся в клуб меня смотреть.
Одет я модно и аккуратно:
Галстук в Риме сшит,
На рубашке нарисована кошка,
На штанах – надпись «Адидас»
(перевод здесь подстрочный, наш – О.И, С.В.).
Выступая в этом цикле стихов под разными псевдонимами: Каштор Ваня, Калдор Вася, Лексей Пуреськин, автор создает своего рода самопародию, в которых подвергает осмеянию, прежде всего «профессиональные» умения и навыки зазнавшихся так называемых поэтов. Изучая другие произведения А. Тяпаева, можно заметить, что пародия «исходит от формы литературной игры, шутки, от высмеивания современных авторов и приводит к самокритике» [3, с. 263].
Таким образом, творчество А.П. Тяпаева изучается на уроках родной литературы как в классах среднего звена, так и старшего. Тем не менее, продуманная внеклассная работа по изучению сатирической поэзии автора поможет не только закрепить знания, приобретенные на уроках родной литературы, но и раскрыть новые грани творчества, позволяющие выявить национальную специфику. Доминирующая черта мордовского менталитета, выраженная в особом юморе, иронии, объясняет существование в современной мордовской поэзии сатирико-юмористических жанров. Стремление автора к «созданию эквивалента классической пародии в мордовской-мокша поэзии привело к возникновению новых жанровых образований («ялгань шнамат-сингорямат», «аф кяжиямга»»), сочетающих в себе черты пародии, эпиграммы, шаржа и дружеского послания» [4, c. 243].