РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «РЕБЕНОК» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ НИЛА ГЕЙМАНА
Конференция: LXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Филология
LXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «РЕБЕНОК» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ НИЛА ГЕЙМАНА
В современном языкознании появляются и стремительно развиваются новые направления в рамках антропоцентрической парадигмы. Большой интерес представляют концептуальные исследования. Концепт – это комплексное мысленное образование с многослойной организацией, объединяющее в себе понятийную, образную и ценностную составляющие. Д.С. Лихачев называет концепт «алгебраическим» выражением значения, так как он происходит не только из семантики слова, но и из взаимодействия его словарного определения с индивидуальным и национальным опытом [2, с. 281]. Данная статья посвящена исследованию языковых средств вербализации концепта «ребенок» в английском языке и произведениях Нила Геймана.
Концепт «ребенок» является значимым для любой лингвокультуры, в том числе английской. В творчестве английского писателя-фантаста Нила Геймана образу ребенка уделяется большое внимание и часто именно они становятся главными героями повествования. Дети в произведениях Нила Геймана сталкиваются с разными проблемами, как с привычными и знакомыми каждому, кто был ребенком, так и совершенно фантастическими. Несмотря на юный возраст, его герои смелые, сознательные, непосредственные, но часто одинокие. В произведениях Нила Геймана концепт «ребенок» переосмысляется и наделяется особенным содержанием.
Для составдения структуры концепта «ребенок» мы проанализировали определения ключевой лексемы child, предлагаемые толковыми словарями Cambridge English Dictionary [3], McMillan English Dictionary [10], Oxford English Dictionary [5], ее синонимы, представленные в словарях Collins English Thesaurus [4], Merriam-Webster Dictionary [6], и фразеологизмы, вербализующие концепт «ребенок» при помощи большого англо-русского фразеологического словаря А.В. Кунина [1].
Ядро обозначается наиболее нейтральной лексемой с обобщенным значением, для концепта «ребенок» им является слово child.
Околоядерная зона – синонимичные лексемы, чьим прямым значением является «ребенок», как человек соответствующего возраста, обладающий характерными для детей качествами и навыками: infant, toddler, kid, baby, tad, nipper, youngster, kiddie, little one, sprog, imp, monkey, brat, varmint, tinker, scallywag, tyke, child prodigy, urchin, ankle-biter, tiddler, cherub, moppet, mite, poppet, juvenile, minor, среди них мы выделили лексемы baby и kid, так как они содержат основные значения исследуемого концепта. Говоря о лексеме baby, она обладает некоторыми основными значениями лексемы child.
Ближняя периферия – лексемы с переносным значением роста и поведения как у ребенка: sniveler, coward, immature, green, crude, tender, timid, young, small, diminutive, miniature, tiny, little, minute, petite.
Дальняя периферия – фразеологизмы, построенные на переносном значении слов child, baby, son, boy: a child of nature, child of shame, child of the brain, a child of the forest, the children of light, the children of this world, a natural child, with child, a babe in the wood(s), babes and sucklings, babe unborn, the baby of the family, carry/hold the baby, empty/pour/throw the baby out/away with the bath, give smb. the baby to hold, look babies in smb.’s eyes, pass the baby, play the baby, every mother's son, favorite son, not a mother’s son разг., a son of Mars, a son of Neptune, a son of the Muses, the sons of men, a back-room boy разг., big boy разг., the blue-eyed boy/white-headed boy, a boy in buttons, from a boy, a mummy’s boy, old boy разг., one of the boys, a whipping boy.
Сформировав структуру концепта «ребенок» в английском языке, мы можем проанализировать репрезентацию исследуемого концепта в творчестве Нила Геймана.
В качестве экспериментального корпуса данного исследования выступили следующие произведения Нила Геймана: повесть «Коралина» [7], романы «Океан в конце дороги» [8] и «История с кладбищем» [9].
Таблица 1
Средства вербализации концепта «ребенок» в тексе повести Нила Геймана «Коралина»
Зона концепта |
Соответствующие лексемы |
Количество лексем |
% |
Ядро |
child |
23 |
26,7 |
Околоядерная зона |
baby, girl, daughter |
42 |
48,8 |
Ближайшая периферия |
young, small, little |
19 |
22,1 |
Дальняя периферия |
as if she were a baby, be a good child |
2 |
0,02 |
Таблица 2
Средства вербализации концепта «ребенок» в тексе романа Нила Геймана «Океан в конце дороги»
Зона концепта |
Соответствующие лексемы |
Количество лексем |
% |
Ядро |
child |
44 |
22,9 |
Околоядерная зона |
baby, boy, girl, daughter, son, infant, toddler |
100 |
50,5 |
Ближайшая периферия |
young, small, little |
50 |
25,7 |
Дальняя периферия |
like a baby, like a child, just a baby, look after children, children’s stories, an only child |
7 |
0,03 |
Таблица 3
Средства вербализации концепта «ребенок» в тексе романа Нила Геймана «История с кладбищем»
Зона концепта |
Соответствующие лексемы |
Количество лексем |
% |
Ядро |
child |
70 |
28,2 |
Околоядерная зона |
baby, boy, kid, lad, toddler, son |
124 |
50 |
Ближайшая периферия |
young, little, small, tiny |
43 |
17,4 |
Дальняя периферия |
have a child, to be a child, raise a child, keep eyes on children, like a child, be a child, be a baby |
11 |
0,55 |
Большинство лексем, репрезентирующих концепт «ребенок», относятся к его околоядерной зоне и реализуют значения: «возраст» в «Коралине», «пол ребенка» в «Океане в конце дороги» и «стадия развития ребенка» в «Истории с кладбищем». Такой набор преобладающих лексем можно объяснить желанием автора сместить акцент с прямого значения слов на дополнительные смыслы, необходимые для выражения задумки автора. Так, Коралина из одноименной повести – рассудительная и любознательная девочка, встающая на защиту своей семьи, несмотря на юный возраст. В романе «Океан в конце дороги» представлены два главных героя: мальчик и девочка, через чьи образы вербализуются различные значения. Главный герой «Истории с кладбищем» на протяжении романа вырастает и мы наблюдаем несколько этапов его жизни.