Статья:

«Языковое сознание современной молодежи, как ценностная основа русской ментальности»

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Филология

Выходные данные
Тупикова Д.О., Носкова Н.А. «Языковое сознание современной молодежи, как ценностная основа русской ментальности» // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(38). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(38).pdf (дата обращения: 22.04.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

«Языковое сознание современной молодежи, как ценностная основа русской ментальности»

Тупикова Дарья Олеговна
студент МГЭИ (НФ), РФ, г. Новороссийск
Носкова Нина Алексеевна
научный руководитель, канд. культурологии, зав. кафедрой международных отношений и лингвистики, МГЭИ (НФ), РФ, г. Новороссийск

 

Данная статья посвящена проблеме языкового сознания современной молодежи.

В публикации рассматриваются культурные ценности и менталитет русского молодого поколения, а также связь межкультурных отношений и языкового сознания.

Языковое сознание молодежи все чаще рассматривается многими учеными, психологами и лингвистами. Мне стало интересно, как русская ментальность отражается у современной молодежи, как менталитет влияет на языковое сознание и как межкультурные коммуникации отражают ценностные ориентиры молодежи. Чтобы раскрыть сущность этих вопросов, нужно знать основные понятия, такие как: язык, языковое сознание, толерантность, межкультурные коммуникации и т.д. и способы их формирования.

Межкультурные коммуникации между поколениями определяются возрастными особенностями. Проблема возрастных особенностей языка современной молодежи связана с изучением языкового сознания человека. Сознание является составляющей инфраструктуры мозга, в которой сосредоточен весь ментальный опыт, усвоенный человеком за время его жизни и отражающий накопленные человеком впечатления, ощущения, представления и образы в виде смыслов или концептов единой концептуальной системы. В стабилизации современного общества многое зависит он инициативы молодого поколения и межличностных отношений, складывающихся в результате формирования культуры в нем. Так, язык, понимаемый как средство обобщения структуры мышления и служащий для общения, определяется, как знаковая система хранения и передачи информации.

Следовательно, можно сказать, что язык – это знаковая система, служащая средством общения, мышления и структуризации поведения человека. Знак есть сущность социального бытия человеческого языка, способ бытия сознания, духа. Язык создается в процессе коллективного творчества и отражает различия в условиях человеческой жизнедеятельности. Благодаря знакам, мир внешних предметов предстаёт новым измерением в знаковой реальности. Таким образом, языковое сознание является вербализуемым лексическим средством национального языка, термином, проявляющимся в результате ментальной деятельности.

Русский менталитет заключается в гордости за свое Отечество, нацию и умение ставить конкретные задачи повышения российской культуры. Для этого есть основания: как правило, все они имеют сходство в своей ментальности и стереотипах поведения. России и, правда, есть чем гордиться: огромная территория, талантливые люди, классика, которая ценится на мировом уровне, как в литературе, архитектуре, так и в музыке, при этом мы не забываем и наши слабые стороны. На сегодняшний день нравственность России в глубоком упадке, но это характеристика не российского менталитета вообще, а того конкретного состояния, в каком Россия находилась в 90-е годы XX века. «Несмотря на позитивные сдвиги последних лет, российское общество по-прежнему травмировано хаосом. Без всякого преувеличения можно сказать, что сейчас наша страна переживает один из самых трудных в нравственном отношении периодов в своей истории», пишет А.В.Юрьевич.

При этом нужно помнить, что понятие «языковое сознание» весьма неопределенно, его синонимами можно назвать такие понятия как: «стратегия языкового поведения», «языковая картина мира», «речевое сознание». Таким образом, основа языковой картины мира создается из оценки глобальной структуры языкового сознания, характеристики высоких уровней организации, особенности и пути формирования речевого сознания, содержания русской ментальности молодежи и их языковой направленности.

В 1993 г. А.А. Леонтьев обратил свое внимание на выражения «языковое сознание» и заметил: «эпитет «языковой» в словосочетании «языковое сознание» не должен вводить нас в заблуждение». Также подчеркнул, что этот эпитет не имеет прямого отношения к языку как традиционному предмету лингвистики. Исходя, из вышеизложенного можно сделать вывод, что языковое сознание, так или иначе, является средством межкультурного сознания и речевой коммуникации.

Вопросы формирования языкового сознания актуальны в наше время как никогда. Основной целью моей работы стало: выявление и раскрытие наиболее значимых факторов, предопределяющих поведение молодежи в современном российском обществе; обоснование структуры ценностных установок и межличностных отношений молодежи; прогнозирование различных моделей поведения и языкового сознания молодежи, как ценностной основы национальной ментальности.

Для того чтобы разобраться в этих вопросах, я проанализировала множество исследований, касающихся сознания современной молодежи. Одним из проанализированных мной исследований стало анкетирование, проводимое у подростков и отраженное в «Русском ассоциативном словаре», на основе которого можно сделать следующие выводы, которые:

1.  свидетельствуют о сформированности лингвокогнитивного и деятельностно-коммуникативного уровней языковой личности студента-филолога;

2.  подтверждают мнение РАС, что ассоциативный словарь служит зеркалом, но уж не жизни языка в целом, а ментально-эмоционального состояния его среднего носителя в определенный исторический момент его жизни, а значит и жизни общества;

3.  позволяют сделать выводы о том, что поколенческие и возрастные особенности языка современной молодежи связаны с изменением ее сознания» [2, с.12].

Образы сознания как совокупность знаний личности об объекте реального мира для своего ментального существования у личности и, в первую очередь, в обществе требуют овнешнений, доступных для стороннего наблюдения. Ранее ребенок усваивал моральные нормы в семейных условиях. С развитием ускорения общественного развития возникают социальные институты, в обязанности которые входит прививание ценности наряду с семьей. Позднее – компания сверстников начинает оказывать влияние на взрослеющих молодых людей, которое зачастую идет в разрез с общепринятыми нормами и устоями.

В настоящее время семья и образовательные учреждения уже не действуют так, как ранее, роль религии как традиционного института поддержания моральных принципов снизилась. В таком положении главную роль в поддержании морали приобретает СМИ, оно и оказывает влияние на общество в целом. Но, к сожалению, информационный институт в современное время, несет аморальные ценности и внушает общество различные ярлыки и стереотипы. Следовательно, общество возвратилось к нулю, выкинув всё накопленное предыдущими поколениями в сфере морали и нравственности.

Следует помнить, что мы живем в тяжелое время, подвергающее нравственность человека многим трудностям и испытаниям. Мы все чаще забываем о том, что деньги – это только средство – когда средство превращается в цель, начинается бесполезная жизнь, не имеющая смысла. На сегодняшний день экономически выгодное поведение идет вразрез с традиционными моральными устоями. Социальная мобильность в основном сопровождается отказом от нравственных критериев поведения, что ставит языковое сознание в неверную позицию преставления о том, что якобы можно описать содержание некоторой языковой единицы в том виде, в каком она присутствует в сознании носителей языка. Фиксируя это, молодежь предстает в форме рудиментов, следуя которым можно обречь себя на неудачу.

Один из главных показателей ценностной ориентации молодежи – это отношение к религии. Понять функционирование религиозного сознания и поведенческой позиции современной российской молодежи можно лишь, учитывая наличие двух противоположных тенденций: первая – рост популярности религии, повышение ее роли в обществе, другая – это усиление процессов глобализации, и секуляризации религиозных ценностей. Различные исследования показали, что позиций безверья стала ослабленной, по сравнению с советским периодом, рост религиозности, а также усиление влияния различных религиозных конфессий и организаций. Одновременно наблюдается отсутствие глубины и ясности в религиозном сознании молодых людей, оно характеризуется не ясностью, очень небольшое количество людей следуют канонам и обрядам религии. Также возросло количество тех, для кого религия – это не внутренняя позиция, не жизненный выбор, а просто следование «моде на религию».

В результате многих исследований языкового сознания, мы получаем готовые модели стилей коммуникации. Диалог является одним из видов общения. Следовательно, межкультурная коммуникация имеет ярко выраженный прикладной характер, является актуальной во всех сферах жизнедеятельности людей, и область ее применения многообразна. Межкультурная коммуникация – это общение, осуществляемое в условиях культурной коммуникативной компетенции участников. Важно помнить, что именно коммуникативная компетенция является теми инструментами, соблюдение символьных систем и правил которых повлияет на удачу или на неудачу коммуникативного события.

Неотъемлемой частью коммуникации и речевого сознания человека является толерантность и культура. Толера́нтность (от лат. tolerantia – терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий) – социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям [3, с. 1]. Именно толерантность помогает человеку в межкультурной коммуникации добиться расположения и проявить себя с лучшей стороны.

Но существует и интолерантность. Интолерантность (лат. intolerantia непереносимость, нетерпимость) - состояние сниженной переносимости какого-либо пищевого вещества, лекарственного средства, физического фактор [1, с.1]. Так же интолерантность проявляется к людям, выражая нетерпимость и непринятие собеседника.

Эти два термина являются основополагающими понятию «межличностные отношения». Выстраивая хронологическую цепочку, являются совокупностью взаимодействия людей и явлений, происходивших в речевом сознании общества.

Термин «межличностные отношения» по мнению ученых психологов – это совокупность взаимодействий, которые возникают между отдельными людьми, часто сопровождается эмоциональными переживаниями и, в некотором роде, передают состояние внутреннего мира человека. Межличностные отношения основаны на различных видах общения, которые включают невербальные связи, определенный внешний вид, телодвижения и жесты, устную речь и т.д. Они сочетают в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты языкового сознания.

В термине «языковое сознание» объединены две важные характеристики:

·     сознание – состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном (его нельзя измерить по пространственным признакам, нельзя услышать, посмотреть на него);

·     и речь – материальный процесс, несущий информацию, а также физиологический процесс формирования вербальных языковых связей. Речь можно зафиксировать с помощью физических приборов, услышать, можно объективно зарегистрировать ход формирования и угасания межсловесной (языковой) связи и т.п.

Из всего вышеизложенного остались неосвещенными два вопроса, приближающие нас к пониманию глубинной проблемы языкового сознания и ментальности современной молодежи. Одной из этих проблем является – психофизиологические данные о межсловесных временных связях. Вербальные ассоциации, служащие материалом для суждения о языковом сознании, являются точным показателем межсловесных связей, разработанных у людей в течение жизни и образующих материю так называемых «вербальных сетей» в их нервной системе. Этой проблемой наиболее детально описываются статьи Н.И. Красногорского и В.К. Федорова.

Второй проблемой является то, что современное поколение живет в мире ярлыков и стереотипах, навязанных культурой. Стереотипами могут являться выражения, в которых житель сельской местности скажет о светлой, лунной ночи: настолько светло, что можно шить, а представитель городской культуры в подобной ситуации скажет: светло настолько, что можно читать. Подобные стереотипы используются носителями языка в различных, разноплановых ситуациях общения.

Также стереотипы, сложившиеся в обществе, в данном случае между молодым поколением, могут расколоть общество на два течения: свои и чужие. Отсюда вытекает понятие «человек толпы». Это понятие обозначает человека, растворившего свои интересы в интересах общества, не имеющий собственного мнения и существующий на стереотипах, предполагавших отказ от свободы и ответственности. Эти люди склонны к «ретрансляции» суждений получаемых из СМИ. Человек толпы постоянно подстраивает свое сознание под сознание толпы. При этом эти люди также являются носителями межкультурных коммуникаций и языкового сознания.

Таким образом, можно сделать несколько выводов:

·     во-первых, термин «языковое сознание» определяет психологическое функционирование человека, подчеркивает внутреннее психологическое состояния людей при использовании языка, речи. Понятие подчеркивает объединение главных элементов речевой деятельности: психологического и лингвистического элементов;

·     во-вторых, понятие «языковое сознание» имеет широкое значение, включающее две разновидности: динамическую – выражение состояния сознания в вербальной форме, воздействие на сознание с помощью речи, – а также структурную, образуемую языковыми структурами, формирующимися в результате ментального опыта субъекта, действия его сознания. При всей широте понятие языкового сознания имеет свою специфику, подчеркивая момент соединения, совокупности феномена сознания, мысли, внутреннего мира человека с внешними по отношении к нему языковыми и речевыми проявлениями;

·     в-третьих, при всей значительности понятие «языковое сознание» содержит в себе опасность для науки: при изобилии проблемы связи психики и материи возникает искушение представлять переход от одного к другому как простой и непосредственный. Однако этот переход возможен лишь в результате огромной работы природы, и без ее понимания мы не можем претендовать на научное объяснение взаимосвязи психического и материального. Отсюда вытекает важность генетического аспекта связи сознания с языком и речью;

·     в-четвертых, языковая картина мира представляет собой результат взаимодействия системы ценностей человека с его жизненными целями, мотивами поведения, установками и проявляется в текстах, создаваемых данным человеком;

·     в-пятых, современная молодежь имеет патриотическую ценную основу ментальности, где языковое сознание выступает главным составляющим. Русские имеют хорошую языковую базу межсловесных связей, и именно язык выступает фундаментом ментальности.

 

Список литературы:
1. Екатеринбург. Министерство культуры Свердловской области ГУК СО Свердловская областная межнациональная библиотека. Ред. коллегия: Кокорина С.В., Косович С.А., Кошкина Е.Н. / Этнобиблиотекарь/ ин-т URL: http://downloads.somb.ru:8087/fulltexts/method_guides/2008/2008-ethnolibrarian.pdf.
2. Романова Т.В. / Нижний Новгород. НГЛУ им. Н.А. Добролюбова. / Особенности языкового сознания молодежи по данным Русского ассоциативного словаря/ ин-т URL: https://www.hse.ru/ pdf.
3. Webmaster. Уроки толерантности/ин-т 2015 г.URL: http://school68.ivedu.ru/index2.php?option=com_content&task=view&id=611&pop=1&page=0&Itemid=24.