Разработка и внедрение АСУ на предприятии общественного питания
Конференция: LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Технические науки
LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Разработка и внедрение АСУ на предприятии общественного питания
Автоматизированные системы управления уже стали неотъемлемым атрибутом успешной деятельности любого предприятия общепита. С их помощью удается четко структурировать товарные и денежные потоки, снизить себестоимость производства, повысить производительность труда и найти наиболее эффективные пути для получения прибыли. Чтобы претворить подобные планы в реальность, ресторанам и кафе сегодня явно недостаточно располагать лишь системами автоматизации рабочих мест зала типа «фронт-офис», обеспечивающими высокотехнологичное кассовое обслуживание. Для достижения более ощутимых результатов по эффективному контролю и управлению деятельностью торговых точек необходимо делать ставку на комплексную автоматизацию с использованием учетной системы типа «бэк-офис».
Актуальной проблемой на сегодняшний момент является разработка такой автоматизированной системы управления (АСУ) ресторанным бизнесом, которая предоставляла бы возможности для всестороннего анализа и управления деятельностью предприятия, была построена на гибкой программной платформе, позволяющей быстро адаптировать систему под меняющиеся потребности предприятия. Это связано с активным развитием в последнее время ресторанного бизнеса, его укрупнением, в том числе развитием сетевого ресторанного бизнеса [1].
В рамках задания на выпускную квалификационную работу была поставлена задача разработать автоматизированную систему управления предприятием ООО «Чек-групп», которая позволит избежать: выполнения долгих рутинных работ по учету товаров, ошибки в расчетах и оформлении документов, неточностей в отчетах, текучести кадров, воспитать честность работников, клиентов и как следствие убытков предприятия от этих негативных факторов.
Номенклатура реализуемых товаров составляет около полутора тысяч наименований. Это различные блюда, продукты питания и напитки. Общая площадь склада, офиса, ресторанов и кафе составляет около 830 кв. м. Количество рабочих фирмы составляет 46 человек. Это кладовщик, водитель, администраторы, бармены, официанты, повара, охранники, бухгалтера, менеджеры, работники технической поддержки, начальники.
Организация является предприятием общественного питания и за свои услуги принимает наличный и безналичный расчет. Удовлетворяя потребности своих клиентов, предприятие общественного питания получает доход от торговой надбавки на продаваемые блюда и продукты питания, в стоимость которых входит их приготовление и высокий сервис обслуживания.
На первом этапе работы была спроектирована топология локальной сет, применена технология Fast Ethernet 100BASE-TX использующая физическое и логическое подключение типа звезда. Соединения между компьютерами произведены кабелем – витая пара UTP 5 категории. Такой подход обеспечивает надежность работы и позволяет увеличивать сеть постепенно, устанавливая один за другим новые сетевые адаптеры и концентраторы.
Были разработаны требования к аппаратной части, включающей: компьютеры, серверы, pos терминалы, сканеры ШК, принтеры (чеков и пречеков, сетевые, ШК), ТСД, концентраторы, фискальные регистраторы, цифровые весы, точка доступа Wi-Fi, видеонаблюдение. Критериями выбора данных компонентов являлась: согласованность, надежность, требуемая функциональность и приемлемая стоимость.
Следующим шагом были разработаны алгоритмы работы программы: инвентаризации, работы поиска и журнала документов, поступления товара и т.д.
На основе требований, предъявленных руководством предприятия, было выбрано программное обеспечение, которое состоит из многочисленных подпрограмм – это программное обеспечение «IIKO» - специализированная система ERP-класса, которая предназначена для автоматизации ресторанного бизнеса [2].
После внедрения АСУ на ООО «Чек-групп», ее программа консолидирует складскую и финансовую информацию от всех ресторанов сети еще до окончания рабочего дня. Автоматический список опасных и проблемных транзакций, автоматический контроль закупочных цен позволит контролеру центрального офиса вмешаться на том этапе, когда проблему еще можно исправить.
На рис. 1 представлен технологический процесс работы ресторана после внедрения АСУ.
Рисунок 1. Технологический процесс работы ресторана после внедрения АСУ
Данная АСУ позволит управлять концепцией ресторанной сети: стандарты обслуживания, новые цены и спецпредложения мгновенно передаются из центрального офиса во все рестораны и автоматически вступают в силу в назначенный срок
Рост количества гостей - основной источник увеличения выручки ресторана. С помощью программы «iiko» можно реализовывать глобальные программы лояльности, проводить маркетинговые акции и анализировать их результаты.
Внедряемая АСУ поможет фирме ООО «Профсервис» существенно увеличить доход своего ресторана, получать постоянно обновленную информацию по всей выручке, поступающей от гостей ресторана, легко и своевременно анализировать деятельность ресторана и отдельных подразделений за любой период.