Статья:

Исторические и культурные предпосылки формирования радикально шиитского халифата Фатимидов в Кайруане

Конференция: LIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Свечников Я.Д. Исторические и культурные предпосылки формирования радикально шиитского халифата Фатимидов в Кайруане // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(54). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/24(54).pdf (дата обращения: 08.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 37 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Исторические и культурные предпосылки формирования радикально шиитского халифата Фатимидов в Кайруане

Свечников Ярослав Дмитриевич
студент, Государственный академический университет гуманитарных наук, РФ, г. Москва
Матросов Валерий Анатольевич
научный руководитель, преподаватель, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», РФ, г. Москва

 

К концу жизни пророка Мухаммада (632 г.) на территории Аравийского полуострова сформировалось первое теократическое исламское государство. Желая распространить учение пророка и продемонстрировать богоизбранность арабского народа, халифы начинают свои завоевательные походы: в 30-х гг. успешно присоединена значительная часть Византии, к 711 г. под властью Халифата находится Средний Восток, южное побережье Средиземного моря и Пиренейский п-ов. Таким образом, менее чем за столетие исламское государство разрослось до размеров империи.

 

Рисунок 1. Территория Арабского Халифата к 711 г.

 

Как и любая империя, Арабский Халифат требовал грамотного управления. Тенденция, присущая как халифам из Омейядской династии, так и их приемникам Аббасидам,  заключалась в создании мощного политического и экономического централизованного государства, основанного на превращении пестрого гетерогенного политического образования в монолитную, скрепленную единой верой державу со столицей в Багдаде (- в Дамаске при Омейядах). Препятствиями к решению данной задачи можно назвать следующие проблемы: во-первых, удержание под контролем огромного государства требовало постоянной опоры на армию, которая становилась причиной больших трат казны на собственное содержание, и, как следствие, происходило систематическое повышения налогов, что, в свою очередь, обременяло население и, как правило, вело к восстаниям; во-вторых, удаленность многих провинций от центра культурной и политической жизни - Багдада - неизбежно вела к развитию бюрократического аппарата, располагавшего на местах фактически большей властью чем сам халиф. В итоге, борьба между гражданской администрацией, представленной чиновниками и вазирами, и военачальниками наемников привела империю в конце IXв. к распаду на ряд провинций. Египет и Магриб были первыми регионами, претендовавшими на самоуправление.

В ходе своей военной кампании, арабы строили новые или расширяли старые города, которые становились оплотом в их дальнейшей экспансии, таковыми стали Басра и Куфа в Ираке, Фустат в Египте, Рамла в Палестине, Шираз в Иране и наконец Кайруан (Кайраван) в Тунисе. Широкие торговые связи и приток местного сельского населения делали города крупными политическими и экономическими центрами. Очевиден тот факт, что не все племена, оказавшиеся под властью халифата, проявляли свою благосклонность к арабам, как следствие, повсеместно вспыхивали восстания. Так, например, в 799 г., после очередных беспорядков, произошедших в гарнизоне Кайруана, Харун ар-Рашид был вынужден передать город в руки единственному человеку, способному справиться с ситуацией - Ибрахиму ибн аль-Аглабу, одному из начальников хорасанской армии. Тот очень быстро подавил мятеж и получил в награду право передачи управления городом по наследству, единственным условием стала уплата налога в размере 40 тыс. динаров. Династия Аглабидов осталась в Кайруане на следующие сто лет.  При них город вырос в настоящий центр культурной жизни Северной Африки. Аглабиды всячески поощряли интеллектуальную жизнь своей столицы.  Апогеем стала реконструкция Великой Мечети (мечети Укба). Изначально, мечеть была гораздо меньше и уже нынешней, некоторые ее части были сложены из кирпича-сырца, и статус “Великой” она явно не заслуживала. В 836 г. Зиядет-Аллах, сын Ибрахима аль-Аглаба, начинает ее перестройку и фактически строит новую мечеть на месте старой, появляется молельный зал с колоннами и колоннада по периметру двора. Последующие Аглабиды достроили минарет, грандиозные входы, купол над михрабом. Мечеть Укба становится религиозным центром не только Кайруана, но и всего Магриба.

 

Рисунок 2. Великая мечеть в Кайруане

 

Здесь же, в Кайруане, юрист Абд ас-Салам Сахнун (776-856 гг.) разработал основанную на маликитском мазхабе магрибинскую систему права, которая предлагала наиболее строгую интерпретацию шариата, хорошо соответствующую склонностям берберов к воздержанию и точному выполнению традиционных правил жизни.  Как мы видим, и в политической и в духовной сфере жизни, приходилось, считаться с автохтонными берберскими племенами. Осознавали это и Фатимиды, которые в борьбе за власть с аббасидскими сторонниками пошли с берберами на сделку.

Здесь следует прервать основную нить повествования и выявить момент и цели появления на политической арене династии Фатимидов, которая вела свою родословную от Али ибн Абу Талиба и дочери Мухаммада Фатимы. На рубеже IX и X вв. исмаилитскими пропагандистами был распространен слух о том, что в лице некоего Убайдаллаха явился махди (последний преемник пророка Мухаммада, появляющийся перед концом света), местопребывание которого скрывали до последнего момента. Сторонники новоявленного мессии вели активную пропаганду по территории всего Халифата, но особенно успешными оказались на севере Африки, где местные династии Аглабидов в Ифрикии и Рустамидов в Алжире потеряли былой авторитет и снискали неуважение со стороны местного населения. Примерно в то же самое время, проповедовал весьма энергичный и хорошо обученный исмаилитской доктрине Абу Абдаллах. Будучи довольно успешным на Аравийском п-ове, в 893 г. он направляется в Ифрикию, где, не получив одобрения суннитских властей, обрел широкую поддержку в лице недовольных правящей династии берберов. В 899 г. из своего укрытия выходит Убайдаллах и, воспользовавшись карматским* восстанием в Сирии, объявил себя главой всех Алидов. В 902 г. восстание подавили, Убайдаллах бросает соратников на произвол судьбы, а сам бежит скрываться в Египет, где после попадания в плен, ему ничего не оставалось как ожидать помощи от преданных людей, в числе которых был Абу Абдаллах. Его проповеди среди берберского населения имели колоссальный успех - число приверженцев росло непомерно. Полностью утратившая авторитет власть не могла ничего противопоставить, новая династия на престоле оставалась лишь вопросом времени. В 909 г. берберские племена при поддержке гарнизона Кайруана вынуждают аглабидского эмира бежать, а из плена вызволяют Убайдаллаха. В том же, 909-ом г., фатимидский имам в торжественной обстановке объявлен имамом-халифом, повелителем правоверных (амир аль-муаминин).

Реализацию своей политики Фатимиды начали грамотно: во-первых, первый халиф новой династии пообещал послабления налогов, если берберы поддержат его в военном плане. Во-вторых, Убайдаллах решил действовать с религиозной стороны. Аль-Махди объявил своим наследником в имамате своего сына Абу аль-Касима, которому дал титул “аль-Каим” (“имам Воскресения”). Таким образом халиф установил династийный принцип имамата. С 912 г. аль-Каим играет ведущую роль в религиозной и политической пропаганде. Ни аль-Махди, ни аль-Каим более не трактуют “воскресение” в том понимании, каковым оно было у карматов Ирака. Различие между умеренными исмаилитами-фатимидами и крайними исмаилитами-карматами заключалось не в философско-богословском учении, а в методах построения государства. Умеренные исмаилиты видели свое государство на основе торговли, коммерции, ростовщичества, что и сыграло определяющую роль в их становлении в качестве правителей Ифрикии. Также Фатимиды не отменяли законов шариата, которых, как уже было сказано, яростно придерживались берберы. Как итог, образовалось новое государство со столицей в Кайруане - центре пропаганды шиитской идеологии и великолепном культурном городе.

 

*Карматы - отделившаяся ветвь исмаилитов

 

Список литературы:
1. Фильштинский И.М., История арабов и халифата (750-1517 гг.)
2. Фильштинский И. М., Халифат под властью Омейядов