Система менеджмента качества продукции на промышленном предприятии
Конференция: LIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
LIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Система менеджмента качества продукции на промышленном предприятии
PRODUCT QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AT INDUSTRIAL ENTERPRISE
Elena Leonova
graduate student, East Siberia State University of Technology and Management, Russia, Ulan-Ude
Elena Mikheeva
Scientific adviser, candidate of economic sciences, associate professor, East Siberia State University of Technology and Management, Russia, Ulan-Ude
Аннотация. В статье рассмотрена система менеджмента качества на примере продукции промышленного предприятия
Abstract. The article discusses the и quality management system on the example of products of an industrial enterprise.
Ключевые слова: Эффективность, качество, конкурентоспособность, система менеджмента, внедрение.
Keywords: Efficiency, quality, competitiveness, management system, implementation.
Главным критерием системы менеджмента качества на промышленном предприятии считаются цели объединения в области качества, которые осуществляют себя сравнимыми и согласуемыми на основании «Политики в области качества».
Цели в области качества на промышленном предприятии, обеспечивающие конкретные измеримые показатели, осуществляются на уровне объединения и на уровне его подразделений.
Цели в области качества объединения осуществляет (устанавливает) один раз в год генеральный директор предприятия по результатам проведения анализа СМК со стороны руководства.
Цели в области качества на промышленном предприятии, осуществляют представители высшего руководства предприятия по установленным за ними подразделениям и направлениям деятельности.
Достижение результата целей на промышленном предприятии и установление задач в области качества оценивают один раз в год при проведении анализа системы менеджмента качества со стороны руководства.
Также, ежеквартально при проведении анализа системы менеджмента качества со стороны ответственного представителя руководства по системе менеджмента качества и рассматривают на Координационном совете и Дне качества в подразделениях.
Основное состояние достижения целей в области качества предприятия и подразделений контролирует отдел управления качеством в составе проведения внутренних проверок.
Выполнение целей и задач в области качества на промышленном предприятии исполнителями, оценивают руководители подразделений не реже одного раза в квартал. Результаты оценки рассматривают на производственных совещаниях (координационных советах, ПДКК, Днях качества, итоговых декадных совещаниях) с принятием необходимых корректирующих мероприятий и действий.
В системе менеджмента качества на предприятии установлено 14 необходимых и достаточных процессов, условно названных «Процессы 1 уровня». «Шаги» процессов 1 уровня условно названы «Процессы 2 уровня».
В системе менеджмента качества на предприятии установлены процессы, представившие сторонним организациям, такие как:
«Монтаж, запуск, ремонт оборудования сторонними организациями»,
«Проверка средств измерения сторонними организациями», «Подготовка (обучение) сторонними организациями».
Ориентация на потребителя значится основой всей деятельности промышленного предприятия, вероятность более полного удовлетворения требований и достижения результатов ожиданий потребителя считается главным назначением системы менеджмента качества и целевым критерием оценки ее проведения результативности, организации установления законодательных направлений до их улучшения.
Высшее руководство создаёт условия для выполнения требований технических заданий, условий контракта (договора), применимых законодательных и нормативных правовых документов, доведение этих требований до исполнителей, проведение необходимых мероприятий, обеспечивающих выполнение требований потребителей и оценку их всей удовлетворенности, организацию взаимодействия с ними.
Риски и вероятность, которые должны осуществлять влияние на соответствие продукции требованиям потребителя и на умение повышать удовлетворенность потребителей, установлены и документированы в структурных схемах процессов на промышленном предприятии.
На промышленном предприятии разработана, осуществляется и поддерживается в актуальном состоянии политика в области качества, соответствующая намерениям и месту организации и поддерживает ее стратегическое направление, осуществляет основу для достижения целей в области качества, включает в себя обязательство соответствовать применяемым требованиям, а также улучшать систему менеджмента качества.
Результаты анализа политики в области качества, на постоянную пригодность, документально оформляются и доводятся до персонала объединения. Также, при необходимости, корректируются цели и задачи, установленные руководством объединения перед подразделениями, для выполнения политики в области качества.
Политика в области качества, разработанная и оформленная на промышленном предприятии, доводится до сведения персонала информацией и разъяснением на собраниях, совещаниях, встречах, размещением на информационных стендах, рассылкой по электронному документообороту.
При планировании в системе менеджмента качества на промышленном предприятии анализируются внешние и внутренние факторы, осуществляются и устанавливаются риски и возможности.
Риски должны рассматриваться для:
- установки уверенности, что система менеджмента качества может достигнуть своих намеченных результатов;
- увеличения их желаемого результата;
- предотвращения или уменьшения их нежелательного результата.
На промышленном предприятии определены цели в области качества для существующих функций, уровней, а также процессов, которые необходимы для системы менеджмента качества.
В соответствии с требованиями документированной информации, установленной на предприятии, цели в области качества согласованы и утверждены политикой в области качества, измеримы, учитывают применяемые требования.
Связаны с обеспечением соответствия продукции и повышением удовлетворенности потребителей, относятся к мониторингу, информированы персоналу и актуализируются по мере их необходимости.
Главными целями системы менеджмента качества на промышленном предприятии являются:
- производство и поставка продукции, удовлетворяющей всем установленным или ожидаемым требованиям потребителей, вызывающей чувство доверия к объединению, соответствующей требованиям технической документации, стандартов, норм и правил, распространяющихся на эту продукцию и процессы ее изготовления;
- предоставление гарантий потребителям по обеспечению установленного уровня качества продукции;
- проведение на стадиях жизненного цикла продукции взаимосвязанных организационно-технических мероприятий по обеспечению качества;
- достижение результата мероприятий по защите государственной тайны (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
- снижение непроизводительных расходов (потерь) ресурсов по выполняемым контрактам;
- введение целенаправленного и согласованного управления всеми процессами, влияющими на качество продукции, как средства предупреждения появления повторных несоответствий;
- проведение качественного контроля соответствия продукции требованиям потребителей и контроля состояния их процессов;
- нормативно-методическое пособие по управлению качеством.
Система менеджмента качества объединения оформлена в виде перечня документов, представленных в утвержденном и согласованном списке НД СМК, в которых описаны процессы, работы, реализующие требования ГОСТР ИСО-9001, ГОСТРВ15.002, и содержатся документированные свидетельства их достижения.
Нормативные документы системы менеджмента качества, регламентирующие ее, разрабатывают, согласовывают и утверждают в установленном порядке.
На предприятии разработаны и согласованы с ПЗ перечни стандартов СРПП ВТ, ЕСКД, ЕСТД, ГСИ и других, применяемых в соответствии с ГОСТРВ 15.1.000, а также перечень документов, подлежащих согласованию с ПЗ.
Управление качеством продукции на промышленном предприятии считается процессом, который включает в себя выявление характера потребностей в продукции, оценку фактического уровня качества, разработку, выбор и достижения мероприятий по обеспечению запланированного уровня качества продукции.
В деятельности по управлению качеством на промышленном предприятии есть действия, которые выполняются именно в определённом порядке, но управление качеством должно включать в себя стратегические меры, без разработки которых не будет достигнута и определенная деятельность.
При использовании процессного подхода в управлении применимы следующие функции: заключение сделок, принятие решений, планирование, организация, мотивация, подбор персонала, распоряжение, контроль, коммуникация (информация), исследование, оценка, координация.
Окончательный этап в управлении качеством - выполнение достигнутых мероприятий. Как правило, эти мероприятия направлены на устранение выявленных отступлений от определённых свойств и характеристик продукции и улучшение производственного процесса. Но, также, они должны быть направлены на корректировку заранее принятых планов, изменение организации работ, улучшение подготовки и повышение мотивации персонала, а также на выбор более квалифицированных поставщиков материалов и комплектующих изделий.
После выполнения достигнутых мероприятий продукция может поставляться заказчику или на рынок, и цикл управления качеством заканчивается выполнением функции, с которой он начинался, это взаимодействие с внешней средой.
Промышленное предприятие постоянно улучшает пригодность, адекватность и результативность системы менеджмента качества. Методы повышения результативности системы менеджмента качества определены на стадии планирования системы менеджмента качества. Повышение результативности системы менеджмента качества осуществляется посредством использования политики и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих действий, а также анализа со стороны руководства.