ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРПОРАТИВНОГО МЕНТОРСТВА: АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ НА ПРИМЕРЕ ПАО АНК «БАШНЕФТЬ»
Конференция: CCCXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика

CCCXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРПОРАТИВНОГО МЕНТОРСТВА: АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ НА ПРИМЕРЕ ПАО АНК «БАШНЕФТЬ»
Аннотация. Для обеспечения исполнения персоналом корпоративных принципов, правил культуры с целью поддержания эффективного функционирования корпорации персонал должен в полной мере владеть корпоративными и требующимися профессиональными компетенциями. В статье предложена методика оценки менторства в нефтегазовой отрасли и проведена ее апробация. Данные результаты и предложенная методика позволит улучшить работу менторов во многих предприятиях.
Ключевые слова: ментор, ученик, нефтегазовая отрасль, математическая модель, оценка, персонал, менти, адаптация, анализ, метод.
В работах Перевалова О.С., Баркалов С.А., Калинина Н.Ю., Батракова Д.Н. показано, что для обучения персонала названным компетенциям удобным и эффективным методом является метод обучения на рабочем месте – менторства. В их работах был описан алгоритм проведения процедуры менторства. При этом отмечается, что соблюдение всех этапов позволит получить в итоге качественные результаты. Особое место в алгоритме процедуры менторства отводится оценке обучения персонала. Известно, что оценивать персонал можно прямыми и косвенными оценками. Прямые непосредственно отражают достигнутые ими результаты труда, сопоставимые с целями корпорации.
В этих целях нужно ввести рейтинг среди менторов, а для этого необходимо разработать метод объективной и многосторонней оценки персонала (в данном случае менторов) на основе методов многокритериального оценивания. Предполагается, что введение рейтинга придаст процедуре менторства соревновательный дух и тем самым повысит заинтересованность менторов в саморазвитии. Результаты, полученные по этим методам, определяются выбором критериев оценивания. Согласно теоретическому изучению данной проблемы и практическому опыту, можно предложить следующие критерии для оценки персонала и, в частности, работы менторов (табл. 1).
Таблица 1.
Критерии оценивания менторов
|
Критерий |
Характеристика |
|
Трудовой стаж работы по специальности (К1) |
Трудовой стаж – это время трудовой или другой общественно полезной деятельности работника, а в данном случае по конкретной специальности. |
|
Стаж работы ментором (К2) |
Суммарный период времени, в который работник выполнял функции ментора. |
|
Изменение производительности труда ученика (К3) |
Оценка изменения производственных показателей ученика после прохождения процедуры менторства (проводится по результатам непосредственного наблюдения, хронометража и т.п.). |
|
Процент брака ученика (К4) |
Величина процента брака ученика подсчитывается после окончания процедуры менторства. |
|
Количество учеников, успешно прошедших процедуру менторства (К5) |
Количество учеников у конкретного ментора, успешно прошедших процедуру менторства. |
|
Дополнительное профессиональное образование по проведению процедуры менторства (К6) |
Наличие сертификата/диплома о дополнительном профессиональном образовании по проведению процедуры менторства. |
|
Дополнительное профессиональное образование по специальности, по которой работник является ментором (К7) |
|
|
Заполненный план проведения процедуры менторства (К8)
|
Ментор должен предоставить заполненный план проведения процедуры менторства с пометками и комментариями после каждого мероприятия, включенного в процедуру менторства. |
|
Лояльность ментора к предприятию (К9) |
Оценку по критерию производит непосредственный руководитель ментора. |
|
Системное представление о работе своего подразделения и предприятия в целом у ментора (К10) |
|
|
Готовность ментора инвестировать свое время в развитие другого человека (К11) |
|
|
Способность ментора к конструктивной критике и обратной связи (К12) |
|
|
Обучаемость, способность к личному развитию и профессиональному росту у ментора (К13) |
|
|
Коммуникабельность ментора (К14) |
|
|
Лидерство ментора (К15) |
|
|
Умение ментора выстраивать ровные рабочие отношения (К16) |
|
|
Соблюдение правил дисциплины труда и внутреннего трудового распорядка (К17) |
Степень соблюдения/подчинения правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ |
|
Оценка компетенций ученика после прохождения процедуры менторства (К18) |
В работе оценку предлагается осуществлять методом «360 градусов». |
|
Оценка ментора учеником после завершения процедуры менторства (К19) |
Она проводится на этапе оценки результатов менторства методом анкетирования. |
Немаловажную роль в формировании итоговой оценки для каждого ментора играют шкалы измерения по критериям (табл. 2).
Таблица 2.
Рекомендуемые шкалы оценок по критериям
|
Обозначение критерия |
Направление критерия |
Тип шкалы |
Значения по шкале |
|
К1 |
Максимизация |
Натуральная |
Время (годы) |
|
К2 |
Максимизация |
Натуральная |
Время (месяцы) |
|
К3 |
Минимизация |
Натуральная |
Время (минуты) |
|
Максимизация |
Количество изделий |
||
|
К4 |
Минимизация |
Процентная |
0% … 100% |
|
К5 |
Максимизация |
Натуральная |
Количество человек |
|
К6 |
Максимизация |
Дихотомическая |
1 – имеет, 0 – не имеет |
|
К7 |
Максимизация |
Дихотомическая |
1 – имеет, 0 – не имеет |
|
К8 |
Максимизация |
Дихотомическая |
1 – имеет, 0 – не имеет |
|
К9 |
Максимизация |
Политомическая |
1 – высокий, 0,5 – средний, 0 – низкий |
|
К10 |
Максимизация |
Политомическая |
1 – высокий, 0,5 – средний, 0 – низкий |
|
К11 |
Максимизация |
Политомическая |
1 – высокий, 0,5 – средний, 0 – низкий |
|
К12 |
Максимизация |
Политомическая |
1 – высокий, 0,5 – средний, 0 – низкий |
|
К13 |
Максимизация |
Политомическая |
1 – высокий, 0,5 – средний, 0 – низкий |
|
К14 |
Максимизация |
Политомическая |
1 – высокий, 0,5 – средний, 0 – низкий |
|
К15 |
Максимизация |
Политомическая |
1 – высокий, 0,5 – средний, 0 – низкий |
|
К16 |
Максимизация |
Политомическая |
1 – высокий, 0,5 – средний, 0 – низкий |
|
К17 |
Максимизация |
Политомическая |
1 – полностью соблюдает, 0,75 – не соблюдает в редких случаях, 0,5 – соблюдает частично; 0,25 – чаще не соблюдает, 0 – не соблюдает |
|
К18 |
Максимизация |
10-балльная |
0 … 10 |
|
К19 |
Максимизация |
10-балльная |
0 … 10 |
И последним важным фактором, влияющим на формирование итоговой оценки, являются методы обработки критериальных оценок. Для решения этой задачи было выбрано два метода: аддитивный [1, стр. 110-112], который традиционно применяется для решения подобных задач, и метод, основанный на модели Раша оценки латентных переменных [4, стр. 288], который имеет определенные преимущества перед аддитивным методом, получил развитие совсем недавно, но уже зарекомендовал себя достаточно хорошо для оценки персонала [6].
Рассмотрим математический аппарат применения указанных методов для получения итоговой оценки работы менторов. Пусть имеется N менторов, обозначенных: А1, А2, …, АN, которых необходимо ранжировать с точки зрения качества их работы. Для оценивания менторов выбираются M критериев, обозначим их K1, K2, … KM.
Введем матрицу
, элементы которой имеют смысл частной оценки i-го ментора по j-му критерию, i = 1,2,…,N; j = 1,2,…,M. Для получения нормализованных оценок менторов по критериям uij, будем использовать следующие формулы:
, (1)
если критерий направлен на максимизацию, если же он направлен на минимизацию, то
(2)
Если важности критериев
,
разные, то необходимо экспертными методами определить веса критериев
. Итоговая оценка качества работы i-го ментора qi, полученная по аддитивному методу, находится как сумма его нормированных критериальных оценок, умноженных на веса:
(3)
Если использовать метод, основанный на теории латентных переменных (метод ЛП), то согласно ему переменные qi образуют группу латентных переменных и кроме них вводится еще одна группа латентных переменных
,
, имеющих смысл меры невыполнимости оценочного критерия Kj по всему множеству менторов, то есть чем меньше данная переменная, тем в большей степени все ментори в совокупности удовлетворяют указанному критерию. Для нахождения латентных переменных
и
согласно модели Раша, основанной на методе наименьших квадратов [5, стр. 188-197], необходимо решать оптимизационную задачу:
(4)
![]()
Чтобы вычисленные итоговые оценки качества работы менторов можно было использовать для их материального стимулирования, рационально нормировать их так, чтобы их сумма равнялась единице:
(5)
Тогда каждый ментор будет получать долю от фонда денежных средств, выделенных на стимулирование, в размере
.
Модель, основанная на теории латентных переменных, согласно [2, стр. 16-19], имеет следующие преимущества перед аддитивной моделью:
– итоговые оценки менторов не зависят от свойств оценочных критериев, их формулировки и строгости-выполнимости;
– оценки менторов получаются по линейной безразмерной шкале, которую легко перевести в иные шкалы с помощью линейных преобразований;
– кроме оценок менторов удается еще провести анализ строгости (невыполнимости) оценочных критериев.
Рассмотрим апробацию разработанной методики оценки эффективности работы ментора на предприятии нефтегазового комплекса.
ПАО АНК «Башнефть» – одна из ведущих нефтегазовых компаний России с многолетней историей, развитыми технологическими процессами и значительным кадровым потенциалом. На сегодняшний день компания реализует проекты в сегментах добычи, переработки и нефтепродуктообеспечения, включающих как традиционные промыслы, так и инновационные направления, связанные с цифровизацией производственных процессов и внедрением новых стандартов корпоративного управления.
«Башнефть» уделяет особое внимание системе развития персонала: корпоративное обучение, стажировки и система внутренних наставничеств – обязательная часть программы адаптации и профессионального роста сотрудников. В условиях стабильного спроса на высококвалифицированные кадры, а также необходимости оперативного внедрения инноваций, практика менторства в «Башнефти» рассматривается как стратегический инструмент не только передачи опыта и ценностей, но и развития управленческого и производственного лидерства.
На базе предложенной методики был проведён комплексный анализ работы менторов ПАО АНК «Башнефть» в рамках корпоративной программы подготовки молодых специалистов. В качестве основы оценки использовалась матрица из 19 критериев, охватывающих профессиональные, образовательные, коммуникативные, личностные и организационные параметры деятельности ментора, а также дифференцированные шкалы по каждому критерию.
В исследовании принимали участие как ментори, так и наставляемые (менти), проходящие этап адаптации в течение 6–12 месяцев. Для объективизации результатов было организовано анкетирование (опросник по шкале эффективности менторства), экспертный анализ работы менторов со стороны руководства, количественная оценка достигнутых индикаторов адаптации (скорость вхождения в должность, текучесть кадров, уровень ошибок и производственных нарушений среди новичков).
Средние значения по основным шкалам свидетельствуют о высоком уровне результативности работы менторов:
‒ критерий профессиональной поддержки (успешность введения в должность): 4,21 из 5;
‒ коммуникативные навыки (умение слушать и мотивировать): 4,04;
‒ организационная поддержка (доступность ментора, четкость стандартов): 3,98;
‒ личностные характеристики (эмпатия, способность к развитию менти): 4,07;
‒ вовлеченность менторов в развитие корпоративной культуры: 4,09.
С точки зрения эффективности внедрения программы, показатель текучести новых сотрудников, прошедших программу менторства, снизился на 18% по сравнению с периодом до внедрения оценки, а срок полного освоения функциональных обязанностей был уменьшен на 2 недели.
По данным опроса наставляемых и аналитики внутренних расследований, выявлены области для доработки:
‒ меньшая активность менторов в вопросах построения карьерных траекторий наставляемых (3,70);
‒ недостаточно развитая практика содействия в построении профессиональных сетей контактов (3,68);
‒ слабое вовлечение некоторых менторов в вопросы work-life balance подопечных (3,61).
Рассмотрим корреляционные взаимосвязи:
‒ мотивация менторов коррелирует с успехами наставляемых (r = 0.68, p < 0.01);
‒ самооценка менти и итоговый результат адаптации зависят от качества обратной связи со стороны ментора.
Более эффективно работают менторские пары, в которых ментор не просто передает знания, но и выступает ролевой моделью профессионального поведения.
Регулярный мониторинг и прозрачность критериев оценки усилили ответственность менторов и сделали процесс более понятным для молодого персонала. Система материального стимулирования (надбавки, премии по итогам года, участие в специализированных конкурсах) дополнила моральную мотивацию, повысив вовлечённость и экспертность. «Аддитивные» и «латентные» модели сравнения позволили выявить не только лучших менторов, но и критические зоны корпоративной системы обучения, требующие корректировки: регулярный апдейт образовательных программ, подключение куратора–эксперта из HR, стандартизация чек-листов по ролям и компетенциям.
Апробация методики оценки эффективности работы менторов на примере ПАО АНК «Башнефть» подтвердила: структурированный и научно выверенный подход к анализу деятельности менторов обеспечивает устойчивое повышение качества обучения и адаптации новых сотрудников. Корпоративная модель менторства, основанная на четких критериях и прозрачной системе оценки, способствует формированию сплоченной профессиональной команды, ускоряет рост компетенций, снижает кадровые потери и поддерживает инновационный потенциал компании.
Применение комплексных инструментов оценки эффективности менторства позволяет выявлять лучшие практики и транслировать их на другие предприятия отрасли, тем самым создавая национальный стандарт кадрового развития в нефтегазовой сфере. Опыт ПАО АНК «Башнефть» демонстрирует, что современные программы менторства способны стать драйвером изменений не только для индивидуальных сотрудников, но и для корпоративной культуры в целом, формируя основу для долгосрочного успеха компании на рынке. Методика апробации и описанные результаты могут быть тиражированы для других крупных предприятий нефтегазового комплекса, учитывая специфику корпоративной среды. Это позволяет формировать преемственную, мотивированную и высокопроизводительную рабочую силу, что особенно ценно в условиях технологических трансформаций отрасли.





