Статья:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРПОРАТИВНОГО МЕНТОРСТВА: АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ НА ПРИМЕРЕ ПАО АНК «БАШНЕФТЬ»

Конференция: CCCXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Нурлыгаянова А.А. ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРПОРАТИВНОГО МЕНТОРСТВА: АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ НА ПРИМЕРЕ ПАО АНК «БАШНЕФТЬ» // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 42(321). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/42(321).pdf (дата обращения: 13.12.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРПОРАТИВНОГО МЕНТОРСТВА: АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ НА ПРИМЕРЕ ПАО АНК «БАШНЕФТЬ»

Нурлыгаянова Аделина Азатовна
студент Уфимский государственный нефтяной технический университет, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. Для обеспечения исполнения персоналом корпоративных принципов, правил культуры с целью поддержания эффективного функционирования корпорации персонал должен в полной мере владеть корпоративными и требующимися профессиональными компетенциями. В статье предложена методика оценки менторства в нефтегазовой отрасли и проведена ее апробация. Данные результаты и предложенная методика позволит улучшить работу менторов во многих предприятиях.

 

Ключевые слова: ментор, ученик, нефтегазовая отрасль, математическая модель, оценка, персонал, менти, адаптация, анализ, метод.

 

В работах Перевалова О.С., Баркалов С.А., Калинина Н.Ю., Батракова Д.Н. показано, что для обучения персонала названным компетенциям удобным и эффективным методом является метод обучения на рабочем месте – менторства. В их работах был описан алгоритм проведения процедуры менторства. При этом отмечается, что соблюдение всех этапов позволит получить в итоге качественные результаты. Особое место в алгоритме процедуры менторства отводится оценке обучения персонала.  Известно, что оценивать персонал можно прямыми и косвенными оценками. Прямые непосредственно отражают достигнутые ими результаты труда, сопоставимые с целями корпорации.

В этих целях нужно ввести рейтинг среди менторов, а для этого необходимо разработать метод объективной и многосторонней оценки персонала (в данном случае менторов) на основе методов многокритериального оценивания.  Предполагается, что введение рейтинга придаст процедуре менторства соревновательный дух и тем самым повысит заинтересованность менторов в саморазвитии.  Результаты, полученные по этим методам, определяются выбором критериев оценивания. Согласно теоретическому изучению данной проблемы и практическому опыту, можно предложить следующие критерии для оценки персонала и, в частности, работы менторов (табл. 1).

Таблица 1.

Критерии оценивания менторов

Критерий

Характеристика

Трудовой стаж работы по специальности (К1)

Трудовой стаж – это время трудовой или другой общественно полезной деятельности работника, а в данном случае по конкретной специальности.

Стаж работы ментором (К2)

Суммарный период времени, в который работник выполнял функции ментора.

Изменение производительности труда ученика (К3)

Оценка изменения производственных показателей ученика после прохождения процедуры менторства (проводится по результатам непосредственного наблюдения, хронометража и т.п.).

Процент брака ученика (К4)

Величина процента брака ученика подсчитывается после окончания процедуры менторства.

Количество учеников, успешно прошедших процедуру менторства (К5)

Количество учеников у конкретного ментора, успешно прошедших процедуру менторства.

Дополнительное профессиональное образование по проведению процедуры менторства (К6)

Наличие сертификата/диплома о дополнительном профессиональном образовании по проведению процедуры менторства.

Дополнительное профессиональное образование по специальности, по которой работник является ментором (К7)

Заполненный план проведения процедуры менторства (К8)

 

Ментор должен предоставить заполненный план проведения процедуры менторства с пометками и комментариями после каждого мероприятия, включенного в процедуру менторства.

Лояльность ментора к предприятию (К9)

Оценку по критерию производит непосредственный руководитель ментора.

Системное представление о работе своего подразделения и предприятия в целом у ментора (К10)

 

Готовность ментора инвестировать свое время в развитие другого человека (К11)

Способность ментора к конструктивной критике и обратной связи (К12)

Обучаемость, способность к личному развитию и профессиональному росту у ментора (К13)

Коммуникабельность ментора (К14)

Лидерство ментора (К15)

Умение ментора выстраивать ровные рабочие отношения (К16)

Соблюдение правил дисциплины труда и внутреннего трудового распорядка (К17)

Степень соблюдения/подчинения правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ

Оценка компетенций ученика после прохождения процедуры менторства (К18)

В работе оценку предлагается осуществлять методом «360 градусов».

Оценка ментора учеником после завершения процедуры менторства (К19)

Она проводится на этапе оценки результатов менторства методом анкетирования.

 

Немаловажную роль в формировании итоговой оценки для каждого ментора играют шкалы измерения по критериям (табл. 2).

Таблица 2.

Рекомендуемые шкалы оценок по критериям

Обозначение критерия

Направление критерия

Тип шкалы

Значения по шкале

К1

Максимизация

Натуральная

Время (годы)

К2

Максимизация

Натуральная

Время (месяцы)

К3

Минимизация

Натуральная

Время (минуты)

Максимизация

Количество изделий

К4

Минимизация

Процентная

0% … 100%

К5

Максимизация

Натуральная

Количество человек

К6

Максимизация

Дихотомическая

1 – имеет, 0 – не имеет

К7

Максимизация

Дихотомическая

1 – имеет, 0 – не имеет

К8

Максимизация

Дихотомическая

1 – имеет, 0 – не имеет

К9

Максимизация

Политомическая

1 – высокий, 0,5 – средний, 0 – низкий

К10

Максимизация

Политомическая

1 – высокий, 0,5 – средний, 0 – низкий

К11

Максимизация

Политомическая

1 – высокий, 0,5 – средний, 0 – низкий

К12

Максимизация

Политомическая

1 – высокий, 0,5 – средний, 0 – низкий

К13

Максимизация

Политомическая

1 – высокий, 0,5 – средний, 0 – низкий

К14

Максимизация

Политомическая

1 – высокий, 0,5 – средний, 0 – низкий

К15

Максимизация

Политомическая

1 – высокий, 0,5 – средний, 0 – низкий

К16

Максимизация

Политомическая

1 – высокий, 0,5 – средний, 0 – низкий

К17

Максимизация

Политомическая

1 – полностью соблюдает, 0,75 – не соблюдает в редких случаях, 0,5 – соблюдает частично; 0,25 – чаще не соблюдает, 0 – не соблюдает

К18

Максимизация

10-балльная

0 … 10

К19

Максимизация

10-балльная

0 … 10

 

И последним важным фактором, влияющим на формирование итоговой оценки, являются методы обработки критериальных оценок.  Для решения этой задачи было выбрано два метода: аддитивный [1, стр. 110-112], который традиционно применяется для решения подобных задач, и метод, основанный на модели Раша оценки латентных переменных [4, стр. 288], который имеет определенные преимущества перед аддитивным методом, получил развитие совсем недавно, но уже зарекомендовал себя достаточно хорошо для оценки персонала [6].

Рассмотрим математический аппарат применения указанных методов для получения итоговой оценки работы менторов. Пусть имеется N менторов, обозначенных: А1, А2, …, АN, которых необходимо ранжировать с точки зрения качества их работы. Для оценивания менторов выбираются M критериев, обозначим их K1, K2, … KM.

 Введем матрицу , элементы которой имеют смысл частной оценки i-го ментора по j-му критерию, i = 1,2,…,N; j = 1,2,…,M.  Для получения нормализованных оценок менторов по критериям uij, будем использовать следующие формулы:

,                                                                         (1)

если критерий направлен на максимизацию, если же он направлен на минимизацию, то

                                                                        (2)

Если важности критериев  разные, то необходимо экспертными методами определить веса критериев . Итоговая оценка качества работы i-го ментора qi, полученная по аддитивному методу, находится как сумма его нормированных критериальных оценок, умноженных на веса:

                                                                                                        (3)

Если использовать метод, основанный на теории латентных переменных (метод ЛП), то согласно ему переменные qi образуют группу латентных переменных и кроме них вводится еще одна группа латентных переменных , имеющих смысл меры невыполнимости оценочного критерия Kj по всему множеству менторов, то есть чем меньше данная переменная, тем в большей степени все ментори в совокупности удовлетворяют указанному критерию.  Для нахождения латентных переменных  и  согласно модели Раша, основанной на методе наименьших квадратов [5, стр. 188-197], необходимо решать оптимизационную задачу:

                                                                             (4)

Чтобы вычисленные итоговые оценки качества работы менторов можно было использовать для их материального стимулирования, рационально нормировать их так, чтобы их сумма равнялась единице:

                                                                                                     (5)

Тогда каждый ментор будет получать долю от фонда денежных средств, выделенных на стимулирование, в размере .

Модель, основанная на теории латентных переменных, согласно [2, стр. 16-19], имеет следующие преимущества перед аддитивной моделью:

– итоговые оценки менторов не зависят от свойств оценочных критериев, их формулировки и строгости-выполнимости;

– оценки менторов получаются по линейной безразмерной шкале, которую легко перевести в иные шкалы с помощью линейных преобразований;

– кроме оценок менторов удается еще провести анализ строгости (невыполнимости) оценочных критериев.

Рассмотрим апробацию разработанной методики оценки эффективности работы ментора на предприятии нефтегазового комплекса.

ПАО АНК «Башнефть» – одна из ведущих нефтегазовых компаний России с многолетней историей, развитыми технологическими процессами и значительным кадровым потенциалом. На сегодняшний день компания реализует проекты в сегментах добычи, переработки и нефтепродуктообеспечения, включающих как традиционные промыслы, так и инновационные направления, связанные с цифровизацией производственных процессов и внедрением новых стандартов корпоративного управления.

«Башнефть» уделяет особое внимание системе развития персонала: корпоративное обучение, стажировки и система внутренних наставничеств – обязательная часть программы адаптации и профессионального роста сотрудников. В условиях стабильного спроса на высококвалифицированные кадры, а также необходимости оперативного внедрения инноваций, практика менторства в «Башнефти» рассматривается как стратегический инструмент не только передачи опыта и ценностей, но и развития управленческого и производственного лидерства.

На базе предложенной методики был проведён комплексный анализ работы менторов ПАО АНК «Башнефть» в рамках корпоративной программы подготовки молодых специалистов. В качестве основы оценки использовалась матрица из 19 критериев, охватывающих профессиональные, образовательные, коммуникативные, личностные и организационные параметры деятельности ментора, а также дифференцированные шкалы по каждому критерию.

В исследовании принимали участие как ментори, так и наставляемые (менти), проходящие этап адаптации в течение 6–12 месяцев. Для объективизации результатов было организовано анкетирование (опросник по шкале эффективности менторства), экспертный анализ работы менторов со стороны руководства, количественная оценка достигнутых индикаторов адаптации (скорость вхождения в должность, текучесть кадров, уровень ошибок и производственных нарушений среди новичков).

Средние значения по основным шкалам свидетельствуют о высоком уровне результативности работы менторов:

‒ критерий профессиональной поддержки (успешность введения в должность): 4,21 из 5;

‒ коммуникативные навыки (умение слушать и мотивировать): 4,04;

‒ организационная поддержка (доступность ментора, четкость стандартов): 3,98;

‒ личностные характеристики (эмпатия, способность к развитию менти): 4,07;

‒ вовлеченность менторов в развитие корпоративной культуры: 4,09.

С точки зрения эффективности внедрения программы, показатель текучести новых сотрудников, прошедших программу менторства, снизился на 18% по сравнению с периодом до внедрения оценки, а срок полного освоения функциональных обязанностей был уменьшен на 2 недели.

По данным опроса наставляемых и аналитики внутренних расследований, выявлены области для доработки:

‒ меньшая активность менторов в вопросах построения карьерных траекторий наставляемых (3,70);

‒ недостаточно развитая практика содействия в построении профессиональных сетей контактов (3,68);

‒ слабое вовлечение некоторых менторов в вопросы work-life balance подопечных (3,61).

Рассмотрим корреляционные взаимосвязи:

‒ мотивация менторов коррелирует с успехами наставляемых (r = 0.68, p < 0.01);

‒ самооценка менти и итоговый результат адаптации зависят от качества обратной связи со стороны ментора.

Более эффективно работают менторские пары, в которых ментор не просто передает знания, но и выступает ролевой моделью профессионального поведения.

Регулярный мониторинг и прозрачность критериев оценки усилили ответственность менторов и сделали процесс более понятным для молодого персонала. Система материального стимулирования (надбавки, премии по итогам года, участие в специализированных конкурсах) дополнила моральную мотивацию, повысив вовлечённость и экспертность. «Аддитивные» и «латентные» модели сравнения позволили выявить не только лучших менторов, но и критические зоны корпоративной системы обучения, требующие корректировки: регулярный апдейт образовательных программ, подключение куратора–эксперта из HR, стандартизация чек-листов по ролям и компетенциям.

Апробация методики оценки эффективности работы менторов на примере ПАО АНК «Башнефть» подтвердила: структурированный и научно выверенный подход к анализу деятельности менторов обеспечивает устойчивое повышение качества обучения и адаптации новых сотрудников. Корпоративная модель менторства, основанная на четких критериях и прозрачной системе оценки, способствует формированию сплоченной профессиональной команды, ускоряет рост компетенций, снижает кадровые потери и поддерживает инновационный потенциал компании.

Применение комплексных инструментов оценки эффективности менторства позволяет выявлять лучшие практики и транслировать их на другие предприятия отрасли, тем самым создавая национальный стандарт кадрового развития в нефтегазовой сфере. Опыт ПАО АНК «Башнефть» демонстрирует, что современные программы менторства способны стать драйвером изменений не только для индивидуальных сотрудников, но и для корпоративной культуры в целом, формируя основу для долгосрочного успеха компании на рынке.  Методика апробации и описанные результаты могут быть тиражированы для других крупных предприятий нефтегазового комплекса, учитывая специфику корпоративной среды. Это позволяет формировать преемственную, мотивированную и высокопроизводительную рабочую силу, что особенно ценно в условиях технологических трансформаций отрасли.

 

Список литературы:
1. Богатырева, М. Р. Проблемы и перспективы цифрового менторства в нефтегазовой отрасли / М. Р. Богатырева, С. А. Юнусов. ‒ Текст: электронный // Цифровые технологии в государственном и муниципальном управлении развитием территорий: новые концептуальные подходы: материалы II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. ‒ Уфа, 2022. ‒ С. 110-112.
2. Галушко, М. В. Проблемы и перспективы развития предприятий нефтесервиса в быстроменяющихся условиях экономики / М. В. Галушко, Н. В. Спешилова, В. А. Веревкин // Финансовый бизнес. – 2022. – № 10(232). – С. 16-19. 
3. Кларин, М.В. Корпоративный тренинг, Менторство, коучинг: учебное пособие для вузов / М.В. Кларин. ‒ Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 288 с.
4. Лященко, В. В. Менторство в новых условиях современности / В. В. Лященко // Менторство в образовании: культура, идеи, технологии: Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Екатеринбург, 16–17 февраля 2023 года / Главный редактор Г.А. Кругликова. Том Часть 1. – Екатеринбург: без издательства, 2023. – С. 188-197. 
5. Таныгина, М. И., Шендель Т. В. Анализ зарубежной и отечественной практики менторства на предприятиях нефтегазовой отрасли // Скиф. 2023. №11 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-zarubezhnoy-i-otechestvennoy-praktiki-nastavnichestva-na-predpriyatiyah-neftegazovoy-otrasli (дата обращения: 10.10.2025). 
6. Таныгина, М.И., Шендель Т.В. Анализ зарубежной и отечественной практики менторства на предприятиях нефтегазовой отрасли // Скиф. 2023. №11 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-zarubezhnoy-i-otechestvennoy-praktiki-nastavnichestva-na-predpriyatiyah-neftegazovoy-otrasli (дата обращения: 10.10.2025).