Проблема выбора мобильного продукта для вывода на рынок
Секция: Экономика
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Проблема выбора мобильного продукта для вывода на рынок
Пользователи мобильных устройств хотят получать оперативные ответы на его запросы в режиме реального времени через свой смартфон. Например, проверка денежных средств на счету, общение с социумом, бронирование билетов, покупка товаров и многое другое. Пользователь может удовлетворить свои потребности при помощи мобильной версии сайта или приложения. Оба инструмента направлены на достижение конкретных целей и имеют некоторые ограничения с точки зрения удовлетворения пользовательских потребностей. Использование мобильных устройств становится лидирующим каналом распространения контента. По данным статистики Liveinternet, около 58% трафика в России приходится на мобильные устройства [2]. На рисунке 1 показан мобильный трафик по операционным системам.
Рисунок 1. Мобильный трафик по операционным системам
С каждым месяцем этот показатель растет. В сложившейся ситуации перед компаниями стоит вопрос, какой инструмент целесообразно выбрать, чтобы наиболее эффективно взаимодействовать с целевой аудиторией. По прогнозам J’son & Partners Consulting, к 2020 году рынок смартфонов вырастет более чем на 70 % по сравнению с результатами 2015 года. Этому будут способствовать следующие факторы (рисунок 2):
• вытеснение с рынка обычных мобильных телефонов;
• смартфоны для многих людей является предметом первой необходимости, при этом средний цикл жизни составляет 2-3 года;
• рынок мобильных телефонов и смартфонов приближается к стадии насыщения, обостряется конкурентная борьба между ретейлерами. Активная политика ретейлеров по привлечению покупателей может сделать смартфоны более доступными [5].
Рисунок 2. Прогноз роста рынка смартфонов
Версия сайта для мобильного устройства в условиях рыночной экономики необходима каждому предприятию, работающему в сегменте B2C. Согласно исследованиям IAB “App Gap”, 54% пользователей используют мобильный веб-браузер для поиск и удовлетворения запросов. Для покупок (22%), просмотра видео (около 33%), доступа к онлайн-банкингу (40%) пользователи чаще предпочитают приложения [4]. Как видно из данных, пользователи зависят от своих мобильных устройств. Рынок развивается быстрыми темпами. Перед компаниями встает вопрос мобилизации бизнеса.
Для продвижения в мобильной версии своих товаров, услуг и бренда необходимо понимать потребности пользователя. Компания может иметь два варианта «мобильности»: мобильную версию сайта или мобильное приложение. Мобильный сайт – сайт, расположенный на локальном носителе по определенному адресу (домену), созданный для просмотра на мобильных устройствах, с помощью мобильного браузера. Мобильное приложение – это программное обеспечение, предназначенное для работы на смартфонах, планшетах и других мобильных устройствах, загруженное из онлайновых магазинов приложений [1].
Проведем сравнение двух вариантов мобильности.
Одним из приоритетных критериев выбора типа мобильного продукта является быстродействие. Компания Kissmetrics провела исследование и выявила, что 60% пользователей имеют проблемы при загрузке сайтов с мобильных устройств. Наиболее распространенными являются: медленная загрузка страниц (73%), сбои, ошибки доступа к сайту (51%), плохая адаптация для мобильных устройств (48%), ошибки функционала при доступе с мобильного устройства (45%), недоступность сайта с мобильного устройства (38%). Аналогичная ситуация с мобильными приложениями: если приложение грузится медленно, то пользователь его просто удалит. Каждая дополнительная секунда во времени загрузки сайта снижает уровень конверсии на 7%, следствием чего является потеря потенциальных клиентов, выручки и снижение уровня лояльности к бренду [6].
Отсутствие подключения к интернету является причиной недоступности функционала и контента мобильного сайта. Приложение может кэшировать данные и обновлять библиотеки при подключении к интернету, а при его отсутствии пользователю будет доступен контент и функционал. Именно по этой причине 19% пользователей отдают предпочтение приложениям [6].
Для мобильного продукта свойственны изменения контента, функционала, исправление ошибок. Изменения на мобильном сайте пользователь увидит при обновлении страницы. С мобильным приложением все сложнее сначала разработчики должны обновить версию в интернет магазине, а затем пользователь должен самостоятельно обновить, при этом затратив на это время. Мобильная версия сайта поддерживается всеми операционными системами. Приложение создается для конкретной операционной системы, поэтому разработка более затратная. В нашей стране самыми распространенными системами является Android и iOS. Однако для мобильной версии сайта важна кроссбраузерная верстка и оптимизация под различные разрешения экрана.
Персонализация данных в мобильном приложении дает возможность индивидуального подхода к каждому пользователю за счет предоставление релевантной информации и push-оповещений. Согласно статистике сервиса Kahuna, канал push-оповещений увеличивает количество повторных продаж в 2 раза [7]. Мобильное приложение имеет возможность получать доступ к функциям смартфона, а мобильный сайт такого функционала не имеет.
Важным вопросом при принятии решения о выборе типа мобильного продукта является финансовый аспект: стоимость разработки и поддержки и выход на рынок для сайтов и приложений является разной. Для сайта необходима оплата доменного имени и хостинга, а для мобильного приложения необходима заплатить за размещение в App Store, Google Play Market.
Сайт и приложение имеют свои преимущества и недостатки. При выборе стоит учитывать специфику бизнеса. Если рассматривать с точки зрения экономии ресурсов, то предпочтительным вариантом является мобильная версия сайта. Сайт может охватывать как мобильных клиентов, так и пользователей стационарных компьютеров. Для того чтобы начать пользоваться приложением, его необходимо сначала установить. 26% пользователей отказываются от приложений в пользу сайтов по причине отсутствия свободной памяти на устройстве [6]. Стоит отметить, что Google запустило алгоритм Mobile Friendly Websites, по которому в мобильной выдаче понижаются сайты не адаптированные под использование мобильными устройствами [3].
Мгновенное обновление сайта делает его востребованным для пользователей. Стоит отметить, что конкуренция сайтов в поиске гораздо значительнее, чем среди приложений. Однако рынок приложений активно развивается.
Проблема выбора компанией типа мобильного продукта заключается в некорректной сегментации пользовательской аудитории. Мобильные приложения подходят для повышения лояльности к бренду, а мобильная версия сайта является доступным средством получения информации. Оба инструмента стратегически важны для достижения конкретных целей. Главное найти подход к взаимодействие с пользователем через мобильное устройство, так чтобы создать для него ценность.