Методологические основы финансового анализа: современный аспект
Секция: Экономика
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Методологические основы финансового анализа: современный аспект
В статье рассматриваются современные методы проведения финансового анализа.
Финансовый анализ − это исследование ключевых показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия для принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и других решений. Финансовый анализ считается частью других более широких терминов таких, как анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и экономический анализ.
Большое внимание к финансовому анализу и его оценке уделяется, во-первых, потому, что он является результатом деятельности предприятия, а также говорит о его достижениях, и, во-вторых, определяет предпосылки развития предприятия.
В настоящее время практическая деятельность финансового анализа уже разработала методику анализа финансового состояния организаций, которые функционируют в современных рыночных условиях. Достаточно ясно, что образовавшаяся до перехода на рыночные условия методика анализа, которая долгие годы применялась на всех уровнях управления и самими предприятиями, была создана для условий действия административно-командной системы и собственности государства на централизованные источники финансирования, нормирования временно привлекаемых средств, оборотных средств и так далее. Данные условия в значительной степени ограничивали самостоятельность предприятий в процессе принятия управленческих решений, которые направлялись на эффективное ведение хозяйства и совсем не соотносились с рыночными отношениями, предпринимательской деятельностью.
В прежней методике финансового анализа главную роль играли сравнения значений разного рода статей и результатов, групп и разделов баланса с их нормативными величинами, изучение причин несоответствий нормативам, и воздействие этих несоответствий на финансовое состояние предприятия. Одной из особенностей нынешней финансовой отчетности считается тот факт, что в ней отсутствуют плановые показатели и нормативы.
Финансовый анализ предприятия выступает не только как важнейшей компонент любой из функций управления, но и как вид управленческой деятельности, предшествующей принятию управленческих решений, нацеленных на устойчивость развития бизнеса организации [1].
На практике используются разные методы финансового анализа. Все они включают в себя применение данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности за текущий и прошлый периоды. Полная классификация содержит следующие методы:
1. Чтение бухгалтерской отчетности;
2. Горизонтальный анализ;
3. Вертикальный анализ;
4. Трендовый анализ;
5. Сравнительный (пространственный) анализ;
6. Факторный анализ;
7. Коэффициентный финансовый анализ (анализ относительных показателей).
Чтение отчетности – обязательный этап, в процессе которого происходит предварительное ознакомление с субъектом анализа. По показателям отчетности выясняется имущественное положение предприятия, род его деятельности, а также то, из чего состоят активы и пассивы. В ходе данного метода необходимо исследовать состав разных отчетных форм в их взаимосвязи и взаимовлиянии.
Горизонтальный (временной) анализ заключается в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с параметрами прошлых периодов. К наиболее распространенным инструментам горизонтального анализа относятся:
· простое соотнесение статей отчетности и исследования обстоятельств их резких изменений;
· анализ изменений разделов отчетности в сравнении с колебаниями других разделов.
Вертикальный (структурный) анализ применяется в целях определения влияния отдельных статей бизнеса в общем итоговом показателе и дальнейшего сравнения полученного результата с данными предыдущего периода. Данный вид финансового анализа можно проводить по исходной или объединенной отчетности. С помощью вертикального анализа баланса имеется возможность рассмотреть соотношение между внеоборотными и оборотными активами, собственным и заемным капиталом, определить состав капитала по его элементам [2].
Трендовый анализ имеет перспективный, прогнозный характер, в связи с тем, что позволяет спрогнозировать величину показателя в перспективе с помощью изучения закономерности изменения экономического показателя в прошлом. Для этого производится расчет уравнения регрессии, в котором в качестве переменной представлен анализируемый показатель, а в качестве фактора, влияющего на изменение переменной – временной интервал.
Сравнительный анализ – это, во-первых, внутренний анализ объединенных показателей отчетности по определенным показателям предприятия и, во-вторых, межхозяйственный анализ показателей данного предприятия с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними производственными показателями.
Сравнительный финансовый анализ основывается на сопоставлении отдельно взятых групп аналогичных показателей между собой:
· показателей анализируемого предприятия и среднеотраслевых показателей;
· финансовых показателей предприятия и показателей конкурентов;
· финансовых показателей разных структурных единиц и подразделений данного предприятия;
· сравнительный анализ отчетных и плановых показателей.
Посредством факторного анализа имеется возможность оценить степень воздействия отдельных факторов на результативный показатель либо при помощи прямого метода разделения результативного показателя на составные части, либо с помощью обратного метода, при котором отдельные элементы объединяют в общий результативный показатель. Данные методы применятся на всех этапах финансового анализа, сопровождающего формирование синтезирующих показателей деятельности предприятия.
Коэффициентный финансовый анализ (анализ относительных показателей) − это вычисление отношений между отдельными статьями отчета или статьями разных форм отчетности по отдельным показателям предприятия, определение связи показателей. Соответствующие показатели, которые рассчитываются на базе финансовой отчетности, называются финансовыми коэффициентами.
Финансовые коэффициенты дают характеристику разным сторонам экономической деятельности предприятия:
· платежеспособности посредством коэффициентов ликвидности и платежеспособности;
· финансовой зависимости или финансовой автономии через часть собственного капитала в валюте баланса;
· деловой активности при помощи коэффициентов оборачиваемости активов в целом или их отдельных элементов;
· эффективности работы – через коэффициенты рентабельности;
· рыночным характеристикам акционерного общества – через размер дивиденда [3].
В настоящее время предприятия способны самостоятельно строить отношения с инвесторами, кредиторами, банками, в свою очередь оценивающими их финансовое состояние. Предприятиям, которые подвергаются анализу отчетности, необходимо знать методику анализа и уметь читать показатели, но и самим внешним пользователям, в свою очередь, следует уметь корректно прочитать переданную им информацию. Они так же должны знать методику проведения финансового анализа и прочтение результатов [4].