Обеспечение и защита конституционного права граждан на неприкосновенность жилища
Конференция: LIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
LIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Обеспечение и защита конституционного права граждан на неприкосновенность жилища
ENSURING AND PROTECTING THE CONSTITUTIONAL RIGHT OF CITIZENS TO THE SECURITY OF HOUSING
Julia Ladinskaya
Undergraduate, Volga branch of the Russian State University of Justice, Russia, Nizhny Novgorod
Sergey Toropkin
Supervisor, Cand. legal sciences, associate professor of the Volga branch of the Russian State University of Justice, Russia, Nizhny Novgorod
Аннотация. конституционное право каждого человека на неприкосновенность жилища считается частью весьма емкого права на неприкосновенность частной жизни и не ограничивается только лишь запретом противозаконного вторжения в жилище и гарантируется системой правовых норм, которые устанавливают направленные как гражданам, так и должностным лицам запреты выполнять действия (или бездействие), преступающие права иных лиц и обозначающих преступное, случайное, незаконное нарушение права на неприкосновенность жилища, ответственность за их несоблюдение.
Abstract. the constitutional right of every person to the inviolability of the home is considered part of a very substantial right to privacy and is not limited only to the prohibition of unlawful intrusion into the home and is guaranteed by a system of legal norms that prohibit both citizens and officials from carrying out actions (or inaction ), violating the rights of others and designating a criminal, accidental, illegal violation of the right to inviolability of the home, responsibility for their non compliance.
Ключевые слова: жилище, право граждан на жилище, неприкосновенность жилища, неприкосновенность частной жизни.
Keywords: housing, citizens' right to housing, inviolability of the home, privacy.
В современных условиях невозможно отрицать непреходящую ценность прав человека как центрального института современного права и важнейшего признака демократического общества.
В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно [8, c. 45]. Наукой не выработано единообразных подходов к понятийному аппарату таких терминов, как «жилище», «жилье», «жилое помещение», а это создает трудности в их понимании как среди непосредственных участников жилищных отношений при реализации ими своих прав и обязанностей, так и у субъектов правотворчества и правоприменения.
Обратимся к базовому понятию «жилище». Существует множество различных определений. Жилище - помещение для жилья [5, c. 189], жилое помещение [7, c. 872]. В приведенных примерах «жилище», «жилье», «жилое помещение» рассматриваются как равнозначные понятия.
В данном случае налицо присутствие правовой составляющей понятия «жилище», поскольку все приведенные объекты должны быть пригодны для проживания. Как известно, пригодность жилого помещения является одним из его основных признаков (ст. 15 ЖК РФ [2]).
Таким образом, приведенные определения не дают полного представления о том, что такое жилище как правовая категория. Возможно, ответ на этот вопрос содержится в нормативных правовых актах, в том числе актах международного характера.
Во Всеобщей декларации прав человека [1] жилище рассматривается в контексте невозможности посягательства на него (ст. 12).
Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах жилище также рассматривается с позиции невозможности кому-либо подвергаться произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища (ст. 17).
Таким образом, жилище - это комплексная категория, которую следует толковать расширительно, а именно это место, где человек проживает, удовлетворяя свои личные, семейные, бытовые и иные нужды. Проживать, то есть где-то проводить свое время вне работы, учебы и т.п. Речь идет, прежде всего, о жилых помещениях, специально для этого приспособленных и пригодных, а также отвечающих определенным требованиям.
Согласно Конституции Российской Федерации понятие «жилище» не раскрывается, содержится лишь норма о его неприкосновенности и невозможности проникать в жилище против воли проживающих лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основаниях судебного решения (ст. 25).
В настоящее время вряд ли можно согласиться с приведенной позицией, исходя из которой жилище - это все, что связано с человеком, где бы он ни находился и что бы он ни делал.
Особенно если относить транспортные средства к жилищу. В ЖК РФ понятие «жилище» не закреплено, а также, как справедливо отмечает А.А. Титов, не определяется, в чем заключается конституционное право граждан на жилище и как оно может быть практически обеспечено [6, c. 29]. Между тем легальное определение жилища закреплено в примечании к ст. 139 УК РФ [3].
Поскольку в ст. 139 УК РФ содержится указание на «индивидуальный жилой дом», возникает закономерный вопрос о том, что представляет собой индивидуальный жилой дом. К объектам жилищных прав согласно ст. 16 ЖК РФ он не относится, и какого-либо упоминания об индивидуальном жилом доме нет.
Следовательно, жилище является общим понятием и представляет собой помещение (жилое или помещение, не предназначенное для проживания) либо пространство, в котором обязательно наличие факта присутствия человека (и его имущества), использующего это помещение для удовлетворения личных, семейных и иных бытовых нужд.
Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
На основании положения Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Развивая данное положение применительно к жилищным отношениям, Жилищный Кодекс Российской Федерации [2] (далее – ЖК РФ) ориентирует на то, что сегодня защита преступленных жилищных прав может производится судом в строгом соответствии с подведомственностью дел, определенной процессуальными законами.
Суды исследуют жилищные дела на основании заявлений либо жалоб заинтересованных лиц.
Граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, которые являются участниками жилищных отношений на территории России, в одинаковой степени владеют правом на судебную защиту, в случае, если они конечно считают, собственно что их жилищные права преступлены.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Ни Конституция Российской Федерации, ни остальные нормативные правовые акты не содержат четкого списка решений и действий (бездействия), которые сейчас можно обжаловать, по той причине, что исходят из допустимости обжалования во всех случаях.
Помимо этого, по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов Конституционный Суд Российской Федерации проверяет конституционность законодательных актов, использованных либо подлежащего использованию в определенном деле.
Приблизительный список способов защиты жилищных прав средствами национальной правовой системы определен и в ЖК РФ.
Такой список отнюдь не считается исчерпывающим, защита преступленных жилищных прав может производиться и другими способами,которые предусмотрены федеральными законами. В ЖК РФ сообщается о национальном законодательстве. Всё же стоит напомнить, что нормы международного права обладают приоритетом по отношению к национальному закону. По этой причине уместно иметь в виду, что в свою очередь в нашем государстве любой имеет право в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, в случае, когда исчерпаны абсолютно все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты [4, c. 210].
Речь идет, например, о Европейском Суде по правам человека - постоянно действующем суде.
Суд примет дело к разбору только лишь после того, как были исчерпаны абсолютно все предусмотренные национальным законодательством средства правовой защиты, в соответствии с общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу.
Так, например, высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и другим делам в нашей стране считается Верховный Суд Российской Федерации. В связи с этим гражданин Российской Федерации может обратиться со своим делом в Европейский Суд лишь по прохождении этой инстанции и получении письменного отказа.
Защита жилищных прав может исполняться и другими способами, самое главное, чтобы такие способы были предусмотрены федеральным законодательством.
Отсюда следует, обеспечивание права на неприкосновенность жилища содействует система конкретных мер защиты. Государство заинтересовано в том, дабы и граждане при исполнении жилищных прав отнюдь не совершали действий, преступающих права иных лиц, чтобы было гарантировано соответствующее использование жилищного фонда и его сохранность.