Статья:

Общества взаимопомощи народных учителей Северо- Запада Российской империи в конце XIX начале XX вв.

Конференция: VI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Исаковская П.Н. Общества взаимопомощи народных учителей Северо- Запада Российской империи в конце XIX начале XX вв. // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(6). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/5(6).pdf (дата обращения: 11.08.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Общества взаимопомощи народных учителей Северо- Запада Российской империи в конце XIX начале XX вв.

Исаковская Полина Николаевна
студент, ЛГУ им. А.С. Пушкина, РФ, Санкт-Петербург
Карпова Вероника Викторовна
научный руководитель, канд. ист. наук, ЛГУ им. А.С. Пушкина, РФ, Санкт-Петербург

 

На всей территории Северо-Запада в конце XIX – начале ХХ вв. широкое распространение получили общества взаимопомощи народных учителей.

Одной из причин создания обществ взаимопомощи являлся низкий уровень оплаты труда народных учителей. Так, например, средний оклад жалованья народного учителя Санкт-Петербургской губернии в 1873 г. составлял лишь 196 рублей. Ситуация изменилась только в 1910 г., когда заработная плата составила 360 рублей [1]. Народный учитель Псковской губернии в 1897 году получал заработную плату в размере 255 рублей. К 1913 г. она также повысилась до 360 рублей [2]. Оплата труда новгородских народных  учителей была значительно ниже по сравнению с другими губерниями Северо-запада: в 1884 – 1885 году он получал от 110 рублей. Правда, стоит отметить, что размер заработной платы во многом зависел от уезда: например, в Крестецком уезде заработная плата составила 240 рублей [3].

Однако даже суммы в 360 рублей хватало исключительно на удовлетворение первичных потребностей: в жилье, пище и одежде, возможность удовлетворения духовных потребностей была невелика [4].

Другой причиной создания обществ взаимопомощи было неустойчивое правовое положение народного учителя. В законодательстве Российской империи законом были установлены определенные права и привилегии для народного учителя, однако, не во всех губерниях они соблюдались. Так, И.В. Зубков отмечает частое нарушение юридических прав народных учителей, например, призыв их на военную службу [5].

Отметим также невысокий социальный статус народного учителя. Часто уважение в обществе заслуживал тот учитель, у которого в классе было самое большое количество учеников. Однако количество учеников в больше6й степени зависело от внешних факторов: отдаленность от школы, погодные условия, которые влияли на посещаемость, а не от профессионального мастерства педагога [6].

Немаловажным вопросом являлся низкий уровень образования народного учителя, который напрямую влиял на отношение к нему общественности. Народными учителями становились крестьяне, которые прошли одну ступень обучения – учительские семинарии. Так, например, в Новгородской губернии, из 368 народных учителей 208 являлись крестьянами [7].  Однако, практика показывала, что нередко и такого образования у народного учителя не существовало.

Следовательно, общества взаимопомощи народных учителей Северо-запада Российской империи были созданы для того, чтобы оказать помощь в решении всех выше перечисленных проблем.

В Санкт-Петербургской губернии с 27 марта 1892 г. действовало Общество взаимного вспомоществования учителям и учительницам народных училищ. Численность общества к 1 июня 1894 года была равна 1 232, в том числе женщин – 480, мужчин – 750 человек.

Важно то, что число членов не было ограничено, помощь предоставлялась всем нуждающимся учителям без исключения. Вступать в ряды общества запрещалось только учащимся. Действительными членами могли быть лица женского и мужского пола всех сословий, занимавшиеся педагогической деятельностью в народных училищах, или те, кто ранее служил там учителями и учительницами. Почетным членом могли быть также лица обоего пола, сделавшие в пользу Общества значительное пожертвование или оказавшие существенную услугу. Свою деятельность общество направляло на помощь нуждающимся учителям и учительницам народных училищ Санкт- Петербургской губернии. Общество принимало все возможные меры, направленные на улучшение материального благосостояния, как например: принимало на себя посредничество в приискании им мест, занятий, заботилось о предоставлении народным учителям дешевой медицинской помощи [8].

Стоить отметить, что денежные пособия выдавались самым необеспеченным народным учителям. Возвращение выданных пособий возлагалось на нравственную обязанность. Лица, которые единовременно внесли 50 руб., а также лица, которые пребывали в звании действительных членов и членов-соревнователей 15 лет подряд, считались пожизненными членами Общества и освобождались от дальнейших взносов в кассу Общества [9].

Общество взаимопомощи Санкт-Петербургской губернии в 1896 году выделяло средства на распорядительно-хозяйственные и канцелярские нужды – 300 рублей, на открытие и содержание Бюро – 310 рублей, на сношение с торговыми домами по делам о скидках – 40 рублей, на издание «Справочного Листка» – 250 рублей, в котором содержались сведения об отчетах общества.  На выдачу пособий нуждающимся членам Общества выделялось 3000 рублей. Эти расходы были направлены на улучшение бытовой жизни народных учителей Санкт – Петербургской губернии.

Одной из важнейших задач общества было повышение квалификации народных учителей. Санкт – Петербургское общество организовывало курсы, съезды, на которых народные учителя делились опытом, обсуждали острые проблемы образования, повышали уровень своих знаний.

Кроме общества взаимопомощи в Санкт – Петербургской губернии были созданы и другие. Так, например, существовали общества народных учителей, занимавшиеся просвещением. Просветительские общества взаимопомощи народных учителей в Санкт – Петербургской губернии можно выделить следующие: Хоровое общество, Санкт – Петербургское Общественное Собрание Педагогов, Лига образования.

В Псковской губернии устав Общества Взаимного Вспомоществования учащим и учившим в начальных народных училищах был утверждён в 1907 году. Общество финансировало народных учителей в случае их полной неспособности к работе [9]. Вместе с другими обществами оно организовывало отдых для народных учителей в Крыму, создавало санатории [10]. Так, был организован отдых учительницы М.А.К. в санатории Финляндии с последующим сохранением содержания [11].

Указанное общество являлось единственной организацией, оказывавшей помощь нуждавшимся народным учителям в Псковской губернии. Состояло общество из действительных и почетных членов. Почетными считались те, которые сделали в пользу общества значительные пожертвования или оказали обществу существенную услугу. Члены общества вносили в кассу один процент с получаемого ими жалованья. Те лица, которые единовременно внесли десять рублей, пребывающие пятнадцать лет в этом звании, освобождались от взносов, становились пожизненными ее членами. Правом на пособие пользовались только действительные члены, пребывавшие в обществе более двух лет.

Единовременными могли быть пособия только при случае болезни, потери занятий учителями. Преимуществом единовременного пособия пользовались семейные учителя.

17 сентября 1882 г. было создано Общество взаимного вспомоществования народным учителям и учительницам Новгородской губернии. Общество занималось оказанием материальной и просветительской помощи народному учителю [12].

Учителя, которые внесли в кассу общества народных учителей Новгородской губернии единовременно не менее 500 рублей, становились пожизненными членами общества.

Важно отметить, что денежные пособия выдавались только крайне нуждающимся учителям и учительницам. Возвращение денежной помощи не являлось обязательным условием, но общество рассчитывало на нравственную составляющую народных учителей. Постоянные пособия выдавались только в том случае, если учитель или учительница не имели другого способа получить материальную помощь, кроме как от Общества. В таком случае народный учитель или учительница финансировались обществом до тех пор, пока не появлялся другой источник материальной помощи Также пособия могли быть выданы семьям учителей и близким родственникам, которые остались без средств после смерти действительного члена Общества. Кроме вспомоществования действительные члены могли получать беспроцентные ссуды: сельские учителя и учительницы – в размере не свыше месячного жалованья, а прочие члены не более 20 рублей [13].

Общество оказывало следующие виды помощи: меры по улучшению материального положения (поиск места занятий), предоставление дешевой медицинской помощи в случае болезни члена, поиск лиц, которые хотели бы помочь больному учителю или учительнице, поиск недорогих квартир для приезжих учителей. По отчетам общества можно сделать вывод, что оно также активно занималось организацией съездов и курсов для народного учителя, повышением уровня его знаний.

Таким образом, народный учитель северо – запада Российской империи в конце XIX – начале XX вв. имел низкий юридический, материальный и общественный статус. В связи с этим создавались общества взаимопомощи народных учителей, которые занимались оказанием материальной и просветительской помощи народным учителям. В целом, принципы и направленность деятельности всех обществ были схожими. Значительное внимание уделялось не только предоставлению денежной помощи нуждающимся, но и повышению общего культурного и профессионального уровня педагога.

 

Список литературы:
1. Веселовский, Б. Б. Исторический обзор деятельности земских учреждений Санкт – Петербургской губернии (1865 – 1915 гг.). / Б.Б. Веселовский. – Пг., 1917. – 700 с.
2. Карпова В.В. Земская школа Псковской губернии в началеXX в.  / В.В. Карпова // Псков, 2009. - № 31. – С. 175 – 182.
3. Очерк народного образования в Новгородской губернии за 1884/85 учебный год. – Новгород: Тип. А.С. Федорова, 1887. – 555 с
4. РГИА. Ф. 733. Оп. 170. Д. 1135. Л. 81 – 89.
5. Зубков, И.В. Российское учительство: повседневная жизнь преподавателей земских школ, гимназий и реальных училищ 1870 – 1916. / И.В. Зубков. – М., 2010. – 250 с.
6. Текущий момент//Золотарев С. Очерк по истории учительского объединения в России. –Петроград., 1915.
7. Положение начального народного образования в Новгородской губернии: Вып. 1 – 4. – Новгород, 1901 – 1904. – 5 т. – 29 с
8. Петербургское губернское общество взаимного вспомоществования учителям и учительницам народных училищ. – СПб., март 1892. – С. 7 – 9.
9. Отчет Общества Взаимного Вспомоществования учащим и учившим в начальных народных училищах Псковской губернии за 1902г. Псков, 1903. – 63 с.
10. Доклады Псковской губернии земской управы и постановления чрезвычайного губернского собрания 29 мая 1900г. и очередного в съезде 1-14 декабря 1900г. Псков, 1901. – С. 10.
11. Материалы к вопросу об участии Псковского губернского земства в развитии начального образования. Вып. 2. – Псков, 1899. – С. 54 – 55.  
12. Положение начального народного образования в Новгородской губернии: Вып. 1 – 4. – Новгород, 1901 – 1904. – 5 т. – 29 с
13. Устав общества взаимного вспомоществования учителям и учительницам Новгородской губернии.- Новгород, 1914 г. – 23 с.