Статья:

Классификация функций государства

Конференция: LXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Митина Е.В. Классификация функций государства // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 35(65). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/35(65).pdf (дата обращения: 04.06.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Классификация функций государства

Митина Евгения Вениаминовна
магистрант, Вятский Государственный Университет, РФ, г. Киров

 

Классификация функций государства имеет непосредственную цель -  сформировать условия для их более полного и всестороннего исследования и более действенного использования. Она предоставляет возможность разрабатывать практические рекомендации, направленные на совершенствование важнейших направлений деятельности функций государства не вообще, а дифференцированно, применительно к их некоторым разновидностям, группам либо даже - в отдельности взятым функциям.

В юридической науке присутствовали (отдельные из них до сей поры присутствуют) следующие критерии классификации функций государства:

1. Исходя из устремлённости разрешаемых государством целей и задач:

  • внутренние, дающие характеристику целям и задачам государства внутри страны;
  • внешние функции, раскрывающие специфику интересов государства в межгосударственных отношениях и в международном общении.

Отметим, что и внутренние и внешние функции государства являются между собой тесно связанными. Некоторые ученые даже объявили данное деление устаревшими и утверждают, что государству присущи общие функции, осуществляемые как внутри страны, так и за ее пределами.

2. Исходя из длительности их существования и деятельности:

  • постоянные функции;
  • временные функции.

Для первых функций характерно их существование в течение длительного времени, вторые же обуславливаются спецификой общественного развития на определенных этапах существования государства, а по мере исчезновения такой специфики утрачивают свое значение.

3. В зависимости от значимости и общественной важности определённых направлений государственной деятельности - основные и не основные функции;

4. Исходя из принципа разделения властей - законодательные, управленческие, правоохранительные, информационные функции. Данная классификация отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из них осуществляется, как правило, совокупностью государственных органов, принадлежащих к одной из ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.

5. В зависимости от общественной важности  - функции, которые выражают, по большей части, заинтересованности правящих классов, слоев либо групп, или представляют, концентрируют в себе заинтересованности всего общества3 [1];

6. Исходя из сферы их употребления и осуществления - политические, идеологические, социальные, экономические функции;

7. В зависимости от форм их осуществления - правотворческие, правоохранительные, правоприменительные функции;

8. На основании территориального масштаба, в рамках которого они осуществляются - федерации и субъектов федерации либо, как в унитарном государстве, реализовываемые на территории неделимого, только в административном плане делимого государства;

9. Исходя из обусловленности «природой любого общества» - функции государств эксплуататорских типов, функции государства демократического типа, а также функции, следующие из природы любого общества - обще-социальные функции [2].

Есть и другие основания классификации функций государства. Тем не менее, наиболее распространены следующие основания классификации.

Наравне с упомянутыми выше критериями классификации функций, распространена их классификация исходя из значимости в общественной жизни - на основные и неосновные функции.

Необходимо заметить, что эта классификация  насколько традиционна, настолько же и спорна. Ещё в 60-х годах 20 столетия в отечественной литературе обсуждался вопрос о том, что является основными и неосновными функциями государства, а также что их отличает друг от друга. Вместе с тем ряд авторов в силу вполне понятных и естественных причин высказывает мысль о том, необходимо ли вообще делить функции государства на основные и неосновные функции. По мере развития российской и иностранной научной литературы этот вопрос был решен позитивно. Исследователи, которые занимаются изучением вопросов государственно-правовой теории и практики, сделали вывод о том, что делить функции государства на основные и неосновные не только лишь желательно, но и объективно нужно [3].

Подобный вывод определён тем, что в реальной действительности функции государства в качестве основных направлений деятельности являются отнюдь не равнозначными друг другу и далеко не одинаковыми. Подобными они являются как в заурядной, будничной жизни, так и, особенно в нестандартных, чрезвычайных ситуациях его активности. Совершенно очевидно, к примеру, то, что в обстоятельствах ведения военных действий на первое место в системе функций государства выдвигается, наравне с экономическими и некоторыми иными функциями, функция обороны. В обстоятельствах экологических и прочих потенциально допустимых катастроф и потрясений - экологическая функция, а также иные соответствующие функции. Следовательно, основные функции государства следует подвергать рассмотрению в качестве наиболее важных направлений его деятельности, охватывающих собой ряд отдельных однородных направлений государственной деятельности, а неосновные функции государства – в качестве относительно более узких направлений его деятельности, включающихся в состав основных функций как компонент их внутренней структуры [4]

Таким образом, необходимо сказать о том, что у современного государства, реализовывающего свою разностороннюю деятельность в очень непростом и противоречивом мире, нуждающимся в его особом внимании не к одной, а разом к нескольким областям жизни общества, не существует и не может существовать лишь одной, единственно важной, главной функции.

 

Список литературы:
1. Абдулаев М.И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. М.: Право, 2018. С. 152.
2. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. М.: Проспект, 2016. С. 76.
3. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. М.: Зерцало-М, 2017. С. 128.
4. Комаров С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. М.: Юридический институт, 2018. С. 254.