Классификация функций государства
Конференция: LXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Классификация функций государства
Классификация функций государства имеет непосредственную цель - сформировать условия для их более полного и всестороннего исследования и более действенного использования. Она предоставляет возможность разрабатывать практические рекомендации, направленные на совершенствование важнейших направлений деятельности функций государства не вообще, а дифференцированно, применительно к их некоторым разновидностям, группам либо даже - в отдельности взятым функциям.
В юридической науке присутствовали (отдельные из них до сей поры присутствуют) следующие критерии классификации функций государства:
1. Исходя из устремлённости разрешаемых государством целей и задач:
- внутренние, дающие характеристику целям и задачам государства внутри страны;
- внешние функции, раскрывающие специфику интересов государства в межгосударственных отношениях и в международном общении.
Отметим, что и внутренние и внешние функции государства являются между собой тесно связанными. Некоторые ученые даже объявили данное деление устаревшими и утверждают, что государству присущи общие функции, осуществляемые как внутри страны, так и за ее пределами.
2. Исходя из длительности их существования и деятельности:
- постоянные функции;
- временные функции.
Для первых функций характерно их существование в течение длительного времени, вторые же обуславливаются спецификой общественного развития на определенных этапах существования государства, а по мере исчезновения такой специфики утрачивают свое значение.
3. В зависимости от значимости и общественной важности определённых направлений государственной деятельности - основные и не основные функции;
4. Исходя из принципа разделения властей - законодательные, управленческие, правоохранительные, информационные функции. Данная классификация отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из них осуществляется, как правило, совокупностью государственных органов, принадлежащих к одной из ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.
5. В зависимости от общественной важности - функции, которые выражают, по большей части, заинтересованности правящих классов, слоев либо групп, или представляют, концентрируют в себе заинтересованности всего общества3 [1];
6. Исходя из сферы их употребления и осуществления - политические, идеологические, социальные, экономические функции;
7. В зависимости от форм их осуществления - правотворческие, правоохранительные, правоприменительные функции;
8. На основании территориального масштаба, в рамках которого они осуществляются - федерации и субъектов федерации либо, как в унитарном государстве, реализовываемые на территории неделимого, только в административном плане делимого государства;
9. Исходя из обусловленности «природой любого общества» - функции государств эксплуататорских типов, функции государства демократического типа, а также функции, следующие из природы любого общества - обще-социальные функции [2].
Есть и другие основания классификации функций государства. Тем не менее, наиболее распространены следующие основания классификации.
Наравне с упомянутыми выше критериями классификации функций, распространена их классификация исходя из значимости в общественной жизни - на основные и неосновные функции.
Необходимо заметить, что эта классификация насколько традиционна, настолько же и спорна. Ещё в 60-х годах 20 столетия в отечественной литературе обсуждался вопрос о том, что является основными и неосновными функциями государства, а также что их отличает друг от друга. Вместе с тем ряд авторов в силу вполне понятных и естественных причин высказывает мысль о том, необходимо ли вообще делить функции государства на основные и неосновные функции. По мере развития российской и иностранной научной литературы этот вопрос был решен позитивно. Исследователи, которые занимаются изучением вопросов государственно-правовой теории и практики, сделали вывод о том, что делить функции государства на основные и неосновные не только лишь желательно, но и объективно нужно [3].
Подобный вывод определён тем, что в реальной действительности функции государства в качестве основных направлений деятельности являются отнюдь не равнозначными друг другу и далеко не одинаковыми. Подобными они являются как в заурядной, будничной жизни, так и, особенно в нестандартных, чрезвычайных ситуациях его активности. Совершенно очевидно, к примеру, то, что в обстоятельствах ведения военных действий на первое место в системе функций государства выдвигается, наравне с экономическими и некоторыми иными функциями, функция обороны. В обстоятельствах экологических и прочих потенциально допустимых катастроф и потрясений - экологическая функция, а также иные соответствующие функции. Следовательно, основные функции государства следует подвергать рассмотрению в качестве наиболее важных направлений его деятельности, охватывающих собой ряд отдельных однородных направлений государственной деятельности, а неосновные функции государства – в качестве относительно более узких направлений его деятельности, включающихся в состав основных функций как компонент их внутренней структуры [4]
Таким образом, необходимо сказать о том, что у современного государства, реализовывающего свою разностороннюю деятельность в очень непростом и противоречивом мире, нуждающимся в его особом внимании не к одной, а разом к нескольким областям жизни общества, не существует и не может существовать лишь одной, единственно важной, главной функции.