Роль устной речи в жизни современного человека
Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Филология
LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Роль устной речи в жизни современного человека
Русский язык входит в перечень основных языков мира. Он закреплен как средство международного общения. Родным для нас русским языком владеет треть планеты. Это, конечно же, говорит о его уникальности и важности.
Русский язык – часть мировой культуры и фундамент русской.
Язык – это живая связь времен. Язык выступает средством познания своего народа в прошлом и настоящем, приобщая людей к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации.
Русский язык и русская речь – это тесно переплетенные, являющиеся одним целым, но все же совершенно разные понятия.
Первым о связи и различии понятий «язык» и «речь» заявил ученый из Швеции Фердинанд де Соссюр.
Он отметил, что язык и речь являются двумя сторонами одного общего явления – речевой деятельности; данные определения прочно связаны и абсолютно не могут существовать друг без друга, но в то же время они имеют четкие различия.
Язык–это прежде всего средство общения. Этим понятием определяется система знаков, средств и правил «говорения» и отображения языка. Язык постоянен.
Способность соотносить звук и значение - главнейшая характеристика языка.
Речь–это проявление языка, это есть сам процесс общения. Речь совершенно индивидуальна для каждого носителя языка и переменна в зависимости от того, кто владеет ею. Главной характеристикой речи является ее качество, характеризующее уровень речевой культуры говорящего.
Речь являлась первичным способом обмена информацией вплоть до возникновения письменности. Формирование и дальнейшее развитие устной русской речи обеспечивалось развитием самой русской культуры. Огромный словарный массив русского языка формировался носителями русской культуры, а так же заимствованием новых слов из иностранных языков: французского, итальянского, английского, немецкого, латинского и многих других языков.
И.С.Тургенев, восхищаясь богатством русского языка, говорил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».
Родной язык закладывается в человеке с рождения. Научные сотрудники пришли к подтверждению догадки Вильгельма Гумбольдта (XVIIIв), что язык в виде кода существует в нейроклетках человеческого мозга и на генетическом уровне передается от родителей к детям.
Развиваясь, литературный язык очень осторожно отбирает в свой состав средства из диалектов, просторечия и жаргонов, отсеивая все ненужное и функционально излишнее.
Норма языка – это тот каркас, который сохраняет литературный язык.
Русский язык, язык меткий и красивый, издавна был предметом гордости русских писателей. «Народ, у которого такой язык, – народ великий», - говорил И. С. Тургенев. М. В. Ломоносов находил в русском языке «великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, краткость греческого и латинского языков» и, кроме того, «богатство и силу в изображениях».
Так, речь является отражением не только культуры и истории народа; речь – это духовное лицо человека.
Значение русского языка для всех нас огромно и бесценно.
Человек достигает уровня правильной речевой культуры в том случае, только если владеет верной и связной, последовательной и логичной речью.
Однако этого недостаточно, потому как правильную речь всегда определяют такие качества речи как ее богатство, точность и выразительность.
Однако в настоящее время происходит обесценивание языка. Проявляется это в речи каждого из нас.
Совершенно ожидаемо и естесственно, что поставлена задача повышения культуры устной и письменной речи. В первую очередь, конечно, эта задача поставлена перед школьниками, ведь каждый из них-будущее страны.
Целью введения устной части ГИА по русскому языку является развитие коммуникативной направленности обучения в школе.
Ни для кого не секрет, что в современном обществе все большее и большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим легко адаптироваться в новых условиях, а также самостоятельно пополнять знания, успешно решать возникающие проблемы. Именно речевое развитие школьников и уровень их коммуникативной компетенции играют при этом решающую роль.
Каждому специалисту, вне зависимости от квалификации, предстоит контактировать с людьми, а значит, и применять речь как средство влияния. По этому поводу Генеральный секретарь Ассоциации европейских университетов А. Барблан заявил: «Требование жизни везде одинаково: требуются студенты, способные выразить себя в письменной и устной форме, личности, способные рассуждать и отстаивать свое мнение перед коллегами, и только после этого требуются работники, обладающие сноровкой в области своей профессии».
Хорошее качество речи современных людей констатирует факт духовного здоровья общества. Без хорошего владения родным языком невозможна реализация личности в профессиональной и любой другой сфере.
В Рособрнадзоре отметили, что с введением нового экзамена явно выделилась важность использования на уроках русского языка и других дисциплинах не только письменных, как прежде, но впредь и устных форм работы.
“Необходимо, чтобы дети на уроках могли объяснять решение задач, пересказывать прочитанное, обсуждать возникающие вопросы, высказывать свое мнение. Развитие устной речи и способность свободно коммуницировать с абсолютно разными людьми, решая проблемы, —это те качества, которые совершенно точно необходимы любому современному человеку”, — отметили представители Рособрнадзора.
Устное собеседование — это проверка коммуникативной компетенции школьника, в настоящее время задания КИМ вызывают трудности и непонимание элементарных вопросов, поэтому необходимо обратить на внимание преподавателей, родителей на совершенствование навыков устной речи, и, конечно, в первую очередь, чтения.