Статья:

Роль устной речи в жизни современного человека

Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Хусаинова Э.Р. Роль устной речи в жизни современного человека // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(70). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(70).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль устной речи в жизни современного человека

Хусаинова Эльвира Рашитовна
студент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Тугузбаева Олеся Васильевна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Русский язык входит в перечень основных языков мира. Он закреплен как средство международного общения. Родным для нас русским языком владеет треть планеты. Это, конечно же, говорит о его уникальности и важности.

Русский язык – часть мировой культуры и фундамент русской.

Язык – это живая связь времен. Язык выступает средством познания своего народа в прошлом и настоящем, приобщая людей к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации.

Русский язык и русская речь – это тесно переплетенные, являющиеся одним целым, но все же совершенно разные понятия.

Первым о связи и различии понятий «язык» и «речь» заявил ученый из Швеции Фердинанд де Соссюр.

Он отметил, что язык и речь являются двумя сторонами одного общего явления – речевой деятельности; данные определения прочно связаны и абсолютно не могут существовать друг без друга, но в то же время они имеют четкие различия.

Язык–это прежде всего средство общения. Этим понятием определяется система знаков, средств и правил «говорения» и отображения языка. Язык постоянен.

Способность соотносить звук и значение - главнейшая характеристика языка.

Речь–это проявление языка, это  есть сам процесс общения. Речь совершенно индивидуальна для каждого носителя языка и переменна в зависимости от того, кто владеет ею. Главной характеристикой речи является ее качество, характеризующее уровень речевой культуры говорящего.

Речь являлась первичным способом обмена информацией вплоть до возникновения письменности. Формирование и дальнейшее развитие устной русской речи обеспечивалось развитием самой русской культуры. Огромный словарный массив русского языка формировался носителями русской культуры, а так же  заимствованием новых слов из иностранных языков: французского, итальянского, английского, немецкого, латинского и многих других языков.

И.С.Тургенев, восхищаясь богатством русского языка, говорил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

Родной язык закладывается в человеке с рождения. Научные сотрудники пришли к подтверждению догадки Вильгельма Гумбольдта (XVIIIв), что язык в виде кода существует в нейроклетках человеческого мозга и на генетическом уровне передается от родителей к детям.

Развиваясь, литературный язык очень осторожно отбирает в свой состав средства из диалектов, просторечия и жаргонов, отсеивая все ненужное и функционально излишнее.

Норма языка – это тот каркас, который сохраняет литературный язык.

Русский язык, язык меткий и красивый, издавна был предметом гордости русских писателей. «Народ, у которого такой язык, – народ великий», - говорил И. С. Тургенев. М. В. Ломоносов находил в русском языке «великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, краткость греческого и латинского языков» и, кроме того, «богатство и силу в изображениях».

Так, речь является отражением не только культуры и истории народа; речь – это духовное лицо человека.

Значение русского языка для всех нас огромно и бесценно.

Человек достигает уровня правильной речевой культуры в том случае, только если владеет верной и связной, последовательной и логичной речью.

Однако этого недостаточно, потому как правильную речь всегда определяют такие качества речи как ее богатство, точность и выразительность.

Однако в настоящее время происходит обесценивание языка. Проявляется это в речи каждого из нас.

Совершенно ожидаемо и естесственно, что поставлена задача повышения культуры устной и письменной речи. В первую очередь, конечно, эта задача поставлена перед школьниками, ведь каждый из них-будущее страны.

Целью введения устной части ГИА по русскому языку является развитие коммуникативной направленности обучения в школе.

Ни для кого не секрет, что в современном обществе все большее и большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим легко адаптироваться в новых условиях, а также самостоятельно пополнять знания, успешно решать возникающие проблемы. Именно речевое развитие школьников и уровень их коммуникативной компетенции играют при этом решающую роль.

Каждому специалисту, вне зависимости от квалификации, предстоит контактировать с людьми, а значит, и применять речь как средство влияния. По этому поводу Генеральный секретарь Ассоциации европейских университетов А. Барблан заявил: «Требование жизни везде одинаково: требуются студенты, способные выразить себя в письменной и устной форме, личности, способные рассуждать и отстаивать свое мнение перед коллегами, и только после этого требуются работники, обладающие сноровкой в области своей профессии».

Хорошее качество речи современных людей констатирует факт духовного здоровья общества.  Без хорошего владения родным языком невозможна реализация личности в профессиональной  и любой другой сфере.

В Рособрнадзоре отметили, что с введением нового экзамена явно выделилась важность использования на уроках русского языка и других дисциплинах не только письменных, как прежде, но впредь и устных форм работы.

“Необходимо, чтобы дети на уроках могли объяснять решение задач, пересказывать прочитанное, обсуждать возникающие вопросы, высказывать свое мнение. Развитие устной речи и способность свободно коммуницировать с абсолютно разными людьми, решая проблемы, —это те качества, которые совершенно точно необходимы любому современному человеку”, — отметили представители Рособрнадзора. 

Устное собеседование — это проверка коммуникативной компетенции школьника, в настоящее время задания КИМ вызывают трудности и непонимание элементарных вопросов, поэтому необходимо обратить на внимание преподавателей, родителей на  совершенствование навыков устной речи, и, конечно, в первую очередь, чтения.