Статья:

Подбор экипажа для экспедиции Г.Я. Седова к Северному полюсу

Конференция: LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Окулова А.В. Подбор экипажа для экспедиции Г.Я. Седова к Северному полюсу // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(74). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/5(74).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Подбор экипажа для экспедиции Г.Я. Седова к Северному полюсу

Окулова Анастасия Вячеславовна
студент, Северный Арктический Федеральный университет, РФ, г. Архангельск

 

Ключевые слова: Арктика; полярные экспедиции; Г.Я. Седов; Архангельск.

 

Большое внимание уделял Георгий Яковлевич подбору, как научного состава экспедиции, так и команды судна.

В ходе подготовки к плаванию‚ вносились существенные изменения в первоначальный план экспедиции. По этому плану состав ее намечался в количестве 14 человек, но при отходе «Св. муч. Фоки» из Архангельска на судне находилось 27 человек, а не 22, как утверждает М. А. Дьяконов [2, л 107]. Это изменение в составе экспедиции определялось, в первую очередь требованиями порта.

В апреле к исследователю обращалось немало желающих принять участие в экспедиции. Так, чиновник особых поручений канцелярии губернатора П. А. Галахов, ранее плававший в экспедиции В. А. Русанова, выразил готовность участвовать в походе к Северному полюсу. 18 апреля Седов ходатайствовал губернатору «об отпуске Галахова в экспедицию». 12 мая губернатор сделал соответствующее представление министру внутренних дел. Ответ на него был получен 1 июня: «Г. Министр внутренних дел, приняв во внимание, что предполагаемое участие Галахова в означенной экспедиции не относится к прямым его обязанностям, не признал возможным удовлетворить Ваше ходатайство»[4, л 40].

И в то же время министр внутренних дел Макаров в телеграмме, посланной управляющему губернией позднее, предлагал: «оказать Седову и его экспедиции возможно широкое содействие» [1, л 46, 66].

В Обществе изучения Русского Севера исследователь выступил с докладом «О ходе подготовки экспедиции к Северному полюсу», на котором присутствовало много архангельских судоводителей. По сообщению Г.Я. Седова в Обществе изучения Русского Севера количество участников экспедиции определялось тогда в 16-17 человек. Был в основном определен научный состав экспедиции. Команду судна в количестве 10 человек Седов предполагал набрать частично из поморов, а также из бывших своих матросов, участников предыдущих его экспедиций.

Намеченный состав точных участников на 1 мая 1912 года был такой [3, л 421]:

  1. Н. И. Балакшин – штурман  корабля;
  2. М. А. Павлов – геолог;
  3. В. Ю. Визе – астроном-географ;
  4. П. Г Кушаков – врач;
  5. Н. В. Пинегин – художник, заведующий кинематографом.

Большое внимание исследователь уделял походу на полюс, намечая совершить его партией в составе шести человек. «В полюсной партии, - говорилось в докладе Г. Я Седова, - кроме начальника экспедиции, участвуют: Пинегин, знаменитый ненец Илья Вылко, постоянно живущий на Новой Земле, известный как художник и мастер управлять собаками. В экспедиции на И. Вылко возлагается роль вожатого, а также охотника. Кроме трех известных лиц, идут еще 3 матроса из наиболее выносливых»[4, л 41].

В литературе, посвященной характеристике экспедиции Г.Я. Седова, о предполагаемом участии И. Вылко упоминается лишь в труде С. А. Селезнева. Однако этот факт нельзя считать вымыслом. Г.Я. Седов хорошо знал, какую важную роль играл Илья Вылко в Новоземельских экспедициях В. А. Русанова (в 1909, 1910, 1911 гг.). И вполне естественно, что в начале организации экспедиции Г.Я. Седов считал целесообразным, что в ней будет участвовать И. Вылко.

В дальнейшем из-за многих обстоятельств Георгию Яковлевичу пришлось отказаться от первоначального своего плана о составе экспедиции.

14 (27) апреля 1912 года архангельский губернатор предложил мезенскому исправнику выяснить «не пожелают ли некоторые мезенские поморы участвовать в экспедиции к Северному полюсу в качестве команды на условиях, выдвинутых ими в 1911 году для поездки на промысел на Шпицберген» [1, л 48]. При этом указывалось, что «экспедиция продлится 2-3 года, судно, на котором предположено отправиться, будет стоять у берегов Земли Франца Иосифа»[1, л 48]. Мезенский исправник, ознакомив поморов с характером экспедиции, осведомился о готовности принять участие в полярном плавании. Пять человек сразу же дали подписку о своем желании и готовности участвовать в экспедиции Г.Я. Седова к Северному полюсу: «1912 года, апреля 21 дня. Мы, нижеподписавшиеся мещане г. Мезени:

  1. Григорий Иванов Филатов - 51 г.;
  2. Николай Петров Рогачев - 31 г.;
  3. Владимир Николаев Личутин - 24 л.:
  4. Иван Петров Калинин - 41 г.;
  5. Гервасий Иванов Личутин - 38 лет,

даем настоящую подписку в том, что в случае надобности, мы согласны отправиться в качестве рабочих с экспедицией к Северному полюсу на следующих условиях: поездка от г. Мезени на Северный полюс и обратно должна быть за счет нанимателя, от него же н готовая теплая (зимняя) одежда и все содержание, как-то провизия, помещение для жилья, отопление и освещение, с жалованием каждому по сорок (40) рублей в месяц»[1, л 50].

Мезенский исправник срочно переслал подписку мезенцев губернатору. При этом в своем донесении он писал: «давшие подписку физически развиты и здоровы. В случае принятия их в поездку ходатайствую известить их о том заблаговременно с указанием срока выезда из Мезени и не отказать в выдаче для временного обеспечения семей в виде задатка хотя бы небольшой суммы денег»[1, л 49].

Архангельский губернатор в конце мая поставил в известность Г.Я. Седова о желании мезенских поморов принять участие в экспедиции к Северному полюсу[1, л 51]. И так как Г.Я. Седов, конечно, знал и трудолюбие, и выносливость, и большой опыт плавания в ледовых условиях мезенских поморов, есть полное основание утверждать, что мезенцев, давших подписку, исследователь включал в число участников экспедиции к Северному полюсу, но по неизвестным причинам они не стали участниками экспедиции [4, л 55].

Как уже отмечалось, экспедиция должна была отправиться на судне «Св. муч. Фока». Владелец его, он же капитан, вместе с командой обязался по договору вести судно к Земле Франца Иосифа. Это вполне устраивало Г.Я. Седова и позволяло сосредоточить основное внимание на вопросах снаряжения экспедиции научным оборудованием, продовольствием, одеждой и прочим.

В момент выхода «Фоки» из Архангельска экспедиция состояла из 27 человек. В состав экспедиции входили[4, л 55]:

1. Старший лейтенант Г.Я. Седов – начальник экспедиции;

2. И.П. Захаров – капитан судна;

3. Н.П. Сахаров – штурман судна;

4. М.А. Павлов – геолог;

5. В.Ю. Визе – географ;

6. П.Г. Кушаков – доктор, ветеринар;

7. Н.В. Пинегин – художник-фотограф;

8. И.А. Зандер – механик судна;

9. М. Зандер – помощник механика;

10-27. Г. Линник, А. Пустошный, В. Лебедев, П. Коноплев, А. Инютин, И. Кизино, П. Пищухин, Н. Коршунов, Н. Кузнецов, М. Шестаков, И. Томиссар, В. Катарин, М. Карзин, А. Иванов, А. Самукин, С. Точилов, А. Куракин, С. Комков – матросы.

Между тем, исследователь как в первоначальном, так и в последующих проектах наиболее целесообразным считал состав экспедиции в количестве 14, 16-17 человек. Увеличение участников произошло против воли Г.Я. Седова, так как иначе управление порта не давало разрешения на выход судна.

Как во всех других экспедициях, вышедших из Архангельска, так и в экспедиции Г.Я. Седова значительная часть команды состояла из архангельских моряков (капитан Н. П. Захаров, штурман Н. М. Сахаров, А. Пустошный, В. Катарин, С. Точилов), а также из участников прежних походов лейтенанта Г.Я. Седова (И. Томиссар, И. Кизино, А. Инютин).

Научный состав экспедиции был подобран удачно. В. Ю. Визе, Н. В. Пинегин, М. А. Павлов, знающие свое дело энтузиасты изучения Севера, много способствовали успеху научной работы.

27 августа (9 сентября) у Крестовой губы, исследователь все же решился списать часть судовой команды, оказавшейся ненужной и взятой в Архангельске, как известно, по предложению порта. На «Фоке» осталось 22 человека[4, л 60].

Таким образом, состав экспедиции не однократно менялся, что может говорить о том, что лейтенант Седов реально понимал сложность предстоящей задачи и нуждался в профессиональных кадрах.

 

Список литературы:
1. Государственный архив Архангельской области (далее ГААО). Ф. 1. Оп. 8. Д. 2608. Л. 48.
2. Дьяконов. М. А. История экспедиций в полярные страны. Архангельск: Арханг. обл. изд-во, 1938. – С. 484.
3. Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1912. № 9.  С. 421.
4. Селезнев С. А. Первая русская экспедиция к Северному полюсу.- Архангельск: Северо-Западное книжное изд-во, 1964. – С.135.