Статья:

Феномен детства в художественном осмыслении К.Д. Бальмонта

Конференция: LXXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Заборская А.В. Феномен детства в художественном осмыслении К.Д. Бальмонта // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 17(86). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/17(86).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Феномен детства в художественном осмыслении К.Д. Бальмонта

Заборская Анна Васильевна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Чотчаева Марина Юрьевна
научный руководитель, профессор, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

THE PHENOMENON OF CHILDHOOD IN ARTISTIC UNDERSTANDING K.D. BALMONT

 

Anna Zaborskaya

Student, Stavropol State Pedagogical Institute, Russia, Stavropol

Marina Chotchaeva

Scientific director, Professor, Stavropol State Pedagogical Institute, Russia, Stavropol

 

Аннотация. В статье рассматривается феномен детства в художественном осмыслении К.Д. Бальмонта на примере произведений «Марево», «Фейные сказки», «Под новым серпом».

К.Д. Бальмонт вписал тему детства в общий круг вопросов, вызвавших широкий отклик в сознании российского общества. Он обращался к вопросам деторождения, брака, семьи. Тема детства в произведениях Серебряного века привлекала и продолжает привлекать внимание литературоведов.

Abstract. The article considers the phenomenon of childhood in the artistic understanding of K. D. Balmont on the example of the works "Marevo", "Fairy tales", "Under the new sickle".

K. D. Balmont included the theme of childhood in the General range of issues that caused a wide response in the consciousness of Russian society. He addressed issues of childbearing, marriage, and family. The theme of childhood in the works of the Silver age attracted and continues to attract the attention of literary critics.

 

«Творец-ребенок». Так однажды сказала М.И. Цветаева о поэте-символисте К.Д. Бальмонте. Поэту позволили окунуться в мир детства и сказать свое слово о нём и о ребёнке детский строй его души, воспоминания из его  детства, отцовство. Детство есть «заглавное инициальное ядро» (Б. Пастернак); детство – это то «наследство», на котором основана человеческая жизнь. К такому выводу привел поэта его собственный опыт. Это не просто начало, это самая вершина духовного развития человека. Свое мировоззрение в целом и мира детства К.Д. Бальмонт отразил в сборнике стихотворений «Марево» [3]. Стихотворения в сборнике распределены по частям в арифметической прогрессии: 15, 30, 45. Композиция сборника, определенная самим автором, аналогична хронологии написания произведений. Первый раздел состоит из стихотворений, написанных в Москве в 1917 году, второй – в Париже в 1920 - 1921 годах, третий – во Франции, в Бретани в 1922 году. В сборнике прослеживается одна из центральных тем творчества К.Д. Бальмонта – тема покинутой Родины, эта тема тесно соприкасается с другой, не менее важной – темой детства. Черты этой темы становятся в «Мареве» знаками родины. Детские воспоминания были очень дороги поэту. Для Бальмонта человек-это дитя природы, погруженное в ее стихии. Сад в его родном поместье кажется ему воплощением рая. Это всегда цветущая плодородная земля, где царит гармония и красота, поэтому детали автобиографии важны и впечатляют. Фундаментальным, изначальным представлением о детстве выступает в «Мареве» сад в имении родителей. Его образы совершенно реальны: ласточки, зеленая трава, стрекозы, утки в пруду. Родной сердцу дом и сад становятся у К.Д. Бальмонта образом всего, что так дорого с детства. В «Мареве» отчетливо слышны трагические ноты: пожар, беда, разрушение.

Открытая публицистика и символические обобщения становятся в сборнике единым целым. Сад, растоптанный скотом, – символ утраченного рая, навсегда потерянной родины, радости детства («Я рад»). Образы, которые связаны у поэта с детством, оценочны. Он вводит полюбившиеся эстетизирующие детали: солнце, звезда, зеленая травка, брызги «дождя золотого», «лазоревая ширь». В его памяти детство и Родина занимают особое место, но часы жизни безжалостно вычитают их время. Автор поглощен одиночеством, память о детстве, как утре жизни, помогает не потерять изначальную целостность и органичность, не потерять контакт с природой. Лирический герой, находящийся в непосредственной близости от самого автора, мечтает быть свободным и естественным, готовым измениться к лучшему, жить так, чтобы душа слилась с царственными стихиями, соединилась с ними. Композиционное кольцо высвечивает образ матери, но часы жизни пробили полночь, лирический герой живет в «бесчасье» (первое стихотворение третьей части так и называется): «И я к родному краю/ Рвусь, но не порвать враждебных чар» [2, с. 37].

Всплывают яркие воспоминания из детства. Плотица в любимой реке, сверкнувшая «мгновенным серебром», грохот телеги вдалеке, улетающая песня. Радость юная и грусть, нега в душе («Просветы»), Отчий дом живет в памяти, притягивает. Глаза ребенка-это символ мира и гармонии. Цветы отражаются в детских глазах, но красивая сказка заканчивается. Гармония и честность сменяются утратой, и лирический герой должен жить «с пробитым сердцем» («Я знал») [4, с.49]. Строки, изображающие мир детства, наполнены острым ностальгическим чувством. Самая печальная книга «солнечного поэта», однако, не лишена оптимизма, так как это ясно свидетельствует о пересмотре прежних позиций в литературе и жизни, о свободе от искусственности. Направление творческого поиска ее автора четко обозначено и намечено движение к истоку, к простому человеческому чувству. Стихотворения К.Д. Бальмонта, написанные для детей, издавались с 1895 года (единичные публикации в журнале «Детское чтение»). В 1905 году в том же журнале (№11) был опубликован цикл стихотворений «Светлый мир»; все они вошли в книгу «Фейные сказки», вышедшую в конце года. Автор посвятил «Фейные сказки» своей маленькой дочери Нине. Книга состоит из трех частей: «Фея», «Детский мир» и «Былинки». В первой части земной природный мир противопоставляется «сказочному» миру фантазии. Земной мир изображается в деталях: живых существ и растений здесь упоминается не менее двадцати видов. Но в «Фейных сказках» внимание сосредоточено именно на сказочном «фейном» освоении природного мира: в знакомом раскрывается прекрасное, в видимом – то, чего не видно. Эту функцию поэт приписывает Фее («Чары Феи»): «Кто так разнежил облака, / Они совсем жемчужны?/ И почему ручью река / Поет: мы будем дружны?/ И почему так ландыш вдруг / Вздохнул, в траве бледнея?/ И почему так нежен луг?». Вывод извлекаем из рифмы: «Это Фея». «Фейный» мир показан автором изменчивым, хаотичным. Особенно выделяются в этом отношении семейные неурядицы, которые в «Фейных сказках» встречаются нередко.

Роман К.Д. Бальмонта «Под новым серпом» – это роман о детстве, которое рождает поэта. В нем художник знакомит читателя с «корнями» всей жизни своего автобиографического героя в детстве. Рассуждая об этой прекрасной поре, автор постарался подробно показать все силы, которые воспитывают по-настоящему красивого человека, то, что положительно влияет на душу ребенка: ласка родителей, природа, игрушки, музыка, книга. К. Бальмонт особо выделил важность в духовном созревании ребёнка «художественной основы мироздания», принимая во внимание тот факт, что только при её наличии можно сформировать талантливую личность [1, с. 126].

Первые поцелуи мира в душу К. Бальмонт называл первыми ощущениями существования ребенка. Мир, который целует ребенка, - это мир, который его любит. Другого отношения мира к детям поэт не знает. Герой романа Горик Гиреев воспринимает детство «как золотой праздник», «яркую сказку», «бесконечное изумрудное царство». Эти слова создают образ идеального мира, в котором ребенок будет счастлив. Важно, по мысли писателя, чтобы этот мир, эта «сказка» не были разрушены грубым прикосновением жизни, ибо «если детство проходит счастливым, всё оно есть беспрерывная тайна причастия. И этот свет Мировой Евхаристии, пережившему счастливое детство, светит потом всю жизнь» [3, с. 131].

Заголовок романа – «Под новым серпом» обретает черты символа. Ребёнок у К. Бальмонта – это росток, тонкий стебелёк, но он же и «колос грядущей жатвы». На судьбе ребенка отражаются не только события из жизни конкретной семьи, но и дыхание века. Оно может быть как положительным, так и негативным, убивающим «стройный стебель», прежде чем весь мир увидит его цветущую мощь.

 

Список литературы:
1. Арзамасцева И.Н. Век ребенка в русской литературе 1900 – 1930 годов. – М.: Прометей, 2003. 214 с.
2. Бальмонт К.Д. Избранное. – М.: Эксмо, 2003. 145 с.
3. Дворяшина Н.А. Феномен детства в творчестве русских символистов (Ф. Сологуб, З. Гиппиус, К. Бальмонт): Дис. д-ра филол. наук. – Сургут, 2009. 190 с.
4. Лурье А. Детский рай // Воспоминания о серебряном веке / Сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. – М.: Республика, 1993. 161 с.